Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-615/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2017г.
Советский районный суд г. Владивостока в составе председательствующего судьи Склизковой Е.Л.
при секретаре Зеленской М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зейда Владимира Федоровича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Приморского края», Министерству обороны Российской Федерации о взыскании суммы,
УСТАНОВИЛ:
Зейда В.Ф. обратился в суд с названным иском, указав, что проходил военную службу по контракту в период с 16.08.1996 по 14.10.2011, уволен с военной службы в звании подполковника, выслуга лет 24 года 04 месяца.
12.07.2016 истцом с целью оздоровления супруги и несовершеннолетней дочери приобретена туристическая путевка в ФГАУК «Оздоровительный комплекс «Дагомыс», заключен договор о реализации туристского продукта. Согласно приложению № 6 к договору Зейда Е.А., Зейда М.В. предоставлен оздоровительный тур в период с 05.08.2016 по 16.08.2016. Стоимость услуг по договору оплачена, что подтверждается кассовым чеком. Фактическое нахождение Зейда Е.А., Зейда М.В. в ФГАУК «Оздоровительный комплекс «Дагомыс» в период с 05.08.2016 по 16.08.2016 подтверждается справками данного учреждения. Согласно лицензии от <дата>, выданной Росздравнадзором, ФГАУК «Оздоровительный комплекс «Дагомыс» имеет право на осуществление медицинской деятельности, в том числе предоставлять услуги по оздоровлению и санаторно-курортному лечению.
С целью следования в ФГАУК «Оздоровительный комплекс «Дагомыс» истцом были приобретены билеты на Зейда Е.А., Зейда М.В. по маршруту Владивосток-Москва, Москва-Сочи, Сочи-Москва, Москва-Владивосток, всего на сумму 63 538 руб.
19.10.2016 истец обратился в ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» с заявлением о возмещении стоимости транспортных перевозок в размере 63 538 руб. с приложением необходимых документов.
ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» отказал истцу в возмещение транспортных расходов, указав, что туристская путевка в оздоровительный комплекс не является документом, подтверждающим нахождение в санаторно-курортном или оздоровительном учреждении.
Зейда В.Ф. просил: взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Приморского края», Министерства обороны РФ сумму возмещения расходов, связанных с перевозкой в оздоровительную организацию в размере 63 538 руб. и государственную пошлину в размере 2 106 руб.
В судебном заседании истец Зейда В.Ф. требования уточнил, по основаниям искового заявления просил стоимость проезда членов его семьи в оздоровительное учреждение и обратно в размере 63 538 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 106 руб. взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Приморского края».
Ответчик ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» своего представителя для участия в судебном заседании не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.54), направил возражение на исковое заявление, в котором против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на отсутствие оснований оплаты проезда к месту туристического отдыха членов семьи истца.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец Зейда В.Ф. проходил военную службу в ВС РФ с 05.05.1987 по 14.10.2011, уволен в запас 24.03.2016 в связи организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет календарная 24 г 04 месяца (л.д.40).
Зейда Е.А., Зейда М.В. являются членами семьи Зейда В.Ф. (л.д. 41, 46).
08.07.2016 Зейда В.Ф. с целью оздоровления членов семьи приобретена туристская путевка ФГАУК «Оздоровительный комплекс «Дагомыс», заключен договор от 12.07.2016 с ОАО «Приморское агентство авиационных компаний» о реализации туристского продукта (л.д.28-34).
Согласно приложению к договору от 12.07.2016 о реализации туристского продукта Зейда Е.А., Зейда М.В. предоставлен оздоровительный тур в ФГАУК «Оздоровительный комплекс «Дагомыс» в период с 05.08.2016 по 16.08.2016 (л.д.45).
Согласно представленных копий билетов расходы Зейда В.Ф. на проезд членов его семьи Зейда Е.А., Зейда М.В. по маршруту Владивосток-Москва, Москва-Сочи, Сочи-Москва, Москва-Владивосток составили 63 538 руб. (л.д.16-27).
При обращении Зейда В.Ф. в ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» за возмещением расходов на проезд членов семьи в оздоровительное учреждение ему было отказано со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих нахождение членов его семьи в санаторно-курортном или оздоровительном учреждении: санаторно-курортная путевка и отрывной талон к ней. Ответчик полагает, что поскольку члены семьи истца находились в оздоровительном комплекса «Дагомыс» по туристской путевке, оснований для возмещения расходов на проезд не имеется (л.д.7).
Оценив представленные доказательства, суд находит отказ ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» в возмещении Зейда В.Ф. расходов на проезд членов его семьи в оздоровительное учреждение необоснованным, а исковые требования Зейда В.Ф. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В преамбуле Федерального закона «О статусе военнослужащих» указано, что настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает: реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц, охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Как указано в ч. 4 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.
На основании части 5 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Зейда В.Ф. в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФЗ и члены его семьи имеют право на возмещение расходов, связанных с проездом к месту санаторно-курортного лечения, в оздоровительные организации и обратно. Данный факт сторонами не оспаривался.
Оценивая законность отказа ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» в возмещении истцу расходов на проезд членов его семьи в оздоровительное учреждение и обратно, суд учитывал следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более - вне зависимости от основания увольнения и члены их семей не более одного раза в год обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии с п. 5 ст. 20 названного Закона указанные выше офицеры имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.
В соответствии с п. 9 названной статьи расходы, связанные с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, членов их семей и перевозом личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, бронированием мест в гостиницах при направлении военнослужащих в служебные командировки, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы Закона Правительством Российской Федерации было издано Постановление от 20 апреля 2000 г. N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества", которым закреплено положение о возмещении Министерством обороны Российской Федерации расходов, связанных с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом офицеров, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более - независимо от основания увольнения, на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год), а также членов их семей при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).
Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 8 июня 2000 г. N 300, которым военным комиссарам предписано возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников).
Согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.11.2007 № 32262/МЗ-14 статьей 15 Федерального закона от 23.02.95 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" установлено, что санаторно-курортными организациями являются организации, осуществляющие лечебный процесс, имеющие статус лечебно-профилактических организаций и функционирующие на основании государственной лицензии, предоставленной в установленном порядке.
То есть санаторно-курортные организации являются организациями здравоохранения, осуществляющими свою деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность, выданную в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2007 N 30.
Что касается иных оздоровительных организаций, то они в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, введенным в действие Постановлением Госстандарта от 06.11.2001 N 454-ст, могут быть созданы в виде пансионатов, домов отдыха, заповедников, спортивно-оздоровительных организаций и иных формах, которые не относятся к организациям здравоохранения, осуществляющим свою деятельность на основании лицензии на медицинскую деятельность.
В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" используются следующие понятия:
- отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований;
- организации отдыха детей и их оздоровления - детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и др.), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.
То есть критерием отнесения приобретаемой путевки к подпадающей под действие ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" по смыслу указанной нормы является ее направленность на оздоровление, т.е. учреждение, в которое направляется военнослужащий или член его семьи, должно являться санаторно-курортным либо оздоровительным или иметь смешанный профиль деятельности.
Из приложения к договору о реализации туристского продукта от 12.07.2016 следует, что Зейда Е.А., Зейда М.В. приобретен оздоровительный тур в оздоровительный комплекс «Дагомыс».
В соответствии с лицензией № <номер> от 02.11.12015 ФГАУ «Оздоровительный комплекс «Дагомыс» Управления делами Президента Российской Федерации оказывает первичную доврачебную, врачебную и специализированную, медико-санитарную помощь, в том числе медицинский массаж, физиотерапия, оказание медицинской помощи при санаторно-курортном лечении (л.д.8-11).
Из справок ФГАУ «Оздоровительный комплекс «Дагомыс» следует, что Зейда Е.А., Зейда М.В. находились в ФГАУ «Оздоровительный комплекс «Дагомыс» в период с 05.08.2016 по 16.08.2016, им проводились лечебно-профилактические процедуры: лечебный массаж, лечебная гимнастика, лечебные ванны.
То есть ФГАУ «Оздоровительный комплекс «Дагомыс» относится к числу оздоровительных организаций, предоставляющих медицинские услуги на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности, обеспечивающих охрану здоровья.
Таким образом, приобретенные истцом туристские путевки подпадают под действие ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в связи с чем заявляемые Зейда В.Ф. требования о возмещении ему расходов на проезд членов его семьи в оздоровительное учреждение являются правомерными.
Размер понесенных истцом расходов 63 538 руб. подтвержден платежными документами.
Требования Зейда В.Ф. о возмещении судебных расходов подлежат удовлетворению в соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ. Размер понесенных истцом расходов 2106 руб. подтвержден материалами дела (л.д.2)
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Зейда Владимира Федоровича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Приморского края» о взыскании суммы удовлетворить.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Приморского края» в пользу Зейда Владимира Федоровича стоимость проезда в размере 63 538 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 106 руб., всего 65 644 руб.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 03.04.2017.
Судья Склизкова Е.Л.