Решение суда о возмещении вреда здоровью вследствие военной травмы № 2-4143/2017 ~ М-1430/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

                                                   Гражданское дело №2-4143/2017

                                        Копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2017 года                                г.Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

Председательствующего судьи Полянской Е.Н.

С участием прокурора            Касаткина В.Н.

При секретаре                              Олиной А.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаврилова А.В. к Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю о возмещении вреда здоровью вследствие военной травмы,

УСТАНОВИЛ:

Гаврилов А.В. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Красноярскому краю, мотивировав требования тем, что проходил службу в органах МЧС России. При исполнении служебных обязанностей 07.07.2005 был избит неизвестными, что подтверждается заключением служебной проверки от 08.08.2005, утвержденным начальником ГУ МЧС России по Красноярскому краю. Кроме того, 11.08.2007 на службе при тушении пожара упал, ударился головой, лечился амбулаторно. Причиненные травмы повлекли стойкие последствия в виде расстройства здоровья, которые истец лечил амбулаторно и стационарно в течение последующих лет. Согласно свидетельству о болезни № от 17.05.2016, выданному ВВК МСЧ МВД Росси по Красноярскому краю, стойкие последствия <данные изъяты> 07.07.2005, 11.08.2007, 27.11.2009, <данные изъяты> и др. признаны военной травмой. В связи с негодностью к военной службе истец был уволен приказом №83-нс от 29.06.2016 с 30.06.2016 по основанию пункта 1 части 3 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 №141 –ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы…» (в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе).

По основанию «военная травма» истцу 22.12.2016 была установлена <данные изъяты> группа инвалидности на срок до 01.01.2018.

В соответствии с частью 5 ст. 12 Федерального закона №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» истец имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением коэффициента в размере 0,5.

Для назначения указанной выплаты истец 29.12.2016 обратился к ответчику с представлением необходимых документов, однако в письме от 27.01.2017 ответчик отказал в назначении указанной выплаты, мотивируя необходимостью представить справку о получении пенсии по инвалидности, в то время как ему представлена справка о получении пенсии за выслугу лет. При этом ответчик руководствовался ведомственным нормативным актом, без учета положения закона и правовой позиции Конституционного Суда РФ по его применению.

Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 26.05.2015 N 11-П часть 5 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой содержащаяся в ней норма служит основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации лицам, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, - инвалидам вследствие военной травмы, получающим пенсию за выслугу лет.

Указанную правовую позицию Конституционный суд РФ распространил на всех имеющих специальные звания сотрудников учреждений и органов, перечисленных в Федеральном законе №283-ФЗ.

Помимо изложенного, с 12.05.2016 часть 5 ст. 12 названного Закона изложена в редакции, вообще не учитывающей вид пенсии.

С учетом уточнения исковых требований, просит взыскать в свою пользу с ответчика задолженность по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью вследствие военной травмы с января по март 2017г. в размере 62400 руб., обязать ответчика выплачивать истцу ежемесячно денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью вследствие военной травмы с апреля 2017 г. по декабрь 2017 г. в размере 20800 руб., с последующим перерасчетом размера ежемесячной денежной компенсации в случае увеличения (повышения) окладов денежного содержания, принимаемого для исчисления пенсии.

В судебном заседании представитель истца Могильникова Г.Н., действующая по доверенности от 21.02.2017, исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, возражает против доводов представителя ответчика о расчете сумм ежемесячной компенсации исходя из размера денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии в соответствии с частью 2 ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1.

Представитель ответчика Фень Я.А., действующая по доверенности от 20.01.2017, исковые требования не признала, представила письменный отзыв, приобщенный к материалам дела, в котором указала, что, согласно пункту 21 Приказа МЧС России от 23.04.2013 №280 «Об утверждении правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей», выплата ежемесячной денежной компенсации производится финансовой службой органа, учреждения в течение всего срока, на который установлена стойкая утрата трудоспособности и назначена (выплачивается) пенсия по инвалидности. Следовательно, право на получение выплат в возмещение вреда здоровью возникает с момента назначения пенсии по инвалидности, в то время как истец является получателем пенсии за выслугу лет. Кроме того, полагает, что истцом неправильно произведен расчет суммы компенсации, в силу ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии РФ и их семей", размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии с 01.02.2016 составляет 69,45%, с 01.02.2017- 72,23%. Следовательно, к денежному содержанию (должностной оклад, оклад по специальному званию, процентная надбавка за выслугу лет), необходимо применить соответствующий процент, а затем коэффициент 0,5. Таким образом, сумма компенсации будет составлять за январь 2017г.-14 445,60 руб., с февраля 2017г.- 15 023,84 руб.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить в силу следующего.

Отношения, связанные с предоставлением социальных гарантий сотрудникам Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, а так же гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, регламентирован положениями Федерального закона №283-ФЗ от 30.12.2012 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с частью 5 ст. 12 названного Закона (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 125-ФЗ), при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в учреждениях и органах, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, ему в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу сотрудник, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:

1) в отношении инвалида I группы - 1;

2) в отношении инвалида II группы - 0,5;

3) в отношении инвалида III группы - 0,3.

Согласно части 6 названной нормы, размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Гаврилов А.В. проходил службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы с 03.03.1997 по 30.06.2016, последняя занимаемая должность- начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Уярскому и Партизанскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Красноярскому краю. В соответствии с заключением служебной проверки по факту получения телесных повреждений Гавриловым А.В., утвержденным начальником ГУ МЧС России по краю 08.08.2005, истцу 07.07.2005 неизвестными лицами были причинены телесные повреждения, травмы были признаны полученными при выполнении служебных обязанностей.

Согласно свидетельству о болезни №2419 от 17.05.2016, выданному ВВК МСЧ МВД Росси по Красноярскому краю, имеющиеся у истца заболевания- <данные изъяты> от 07.07.2005, 11.08.2007, 27.11.2009, <данные изъяты> военной травмой. Истец признан не годным к службе.

Приказом ГУ МЧС России по Красноярскому краю от 29.06.2013 №-нс истец уволен с федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по пункту 1 части 3 ст. 83 Федерального закона от 23.05.2016 № –ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с болезнью на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в федеральной противопожарной службе).

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

По результатам освидетельствования Бюро № ФКУ «МСЭ» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ, истцу установлена инвалидность <данные изъяты> группы по причине «военная травма» на срок до 01.01.2018.

29.12.2016 истец обратился в ГУ МЧС России по краю с заявлением о назначении ему ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью в соответствии с частью 5 ст. 12 Федерального закона №283-ФЗ.

Комиссия ГУ МЧС России по краю, рассмотрев от 25.01.2017 заявление и документы истца, отказала ему в назначении ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью. Решение мотивировано тем, что в соответствии с пунктом 21 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденных Приказом МЧС России от 23.04.2013 №280, выплата ежемесячной денежной компенсации производится финансовой службой органа, учреждения в течение всего срока, на который установлена стойкая утрата трудоспособности и назначена (выплачивается) пенсия по инвалидности. Следовательно, комиссия пришла к выводу, что право на получение выплат в возмещение вреда здоровью возникает с момента назначения пенсии по инвалидности, в то время как истец является получателем пенсии за выслугу лет.

О принятом решении истец был уведомлен письмом от 27.01.2017.

Суд находит такое решение неправомерным в силу следующего.

Примененные ответчиком Правила разработаны в соответствии с федеральными законами от 18 ноября 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и определяют порядок осуществления выплат сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы МЧС России, его территориальных органах, учреждениях и организациях в целях возмещения вреда, причиненного при исполнении служебных обязанностей.

В период издания приказа МЧС России от 23.04.2013 N 280, которым эти Правила утверждены, пункт 5 ст. 12 Федерального закона №283-ФЗ действовал в иной редакции, в соответствии с которой ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью устанавливалась в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 26.05.2015 N 11-П "По делу о проверке конституционности части 5 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Т.Н. Шаешниковой" часть 5 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в указанной редакции признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой содержащаяся в ней норма служит основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной компенсации лицам, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, - инвалидам вследствие военной травмы, получающим пенсию за выслугу лет. Как следует из указанного Постановления, данная правовая позиция распространяется на всех имеющих специальные звания сотрудников учреждений и органов, перечисленных в Федеральном законе №283-ФЗ.

Между тем, на момент рассмотрения заявления истца, часть 5 ст. 12 Федерального закона №283-ФЗ действовала в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 125-ФЗ, вступившего в законную силу 12.05.2016. В соответствии с вновь введенным порядком, размер компенсации в возмещение вреда здоровью устанавливается исходя из размера денежного содержания и надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, при этом ни вид получаемой пенсии, ни ее размер, на назначение компенсации в возмещение вреда здоровью не влияют.

При таком положении, подзаконный нормативный акт- Приказ МЧС России от 23.04.2013 N 280 в части, противоречащей федеральному закону и правовой позиции Конституционного Суда РФ, не может быть применен.

Принимая во внимание, что необходимые условия для назначения компенсации: инвалидность вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах, истцом подтверждены, он имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с момента обращения- с 01.01.2017 на период установления инвалидности- до 31.12.2017.

Согласно представленной справки отдела пенсионного обслуживания ГУ МВД России по краю, при исчислении истцу пенсии учитываются оклад по должности-20 000 руб., оклад по званию-12 000 руб., надбавка за выслугу лет(30%)- 9600 руб., а всего 41600 руб.

Следовательно, размер ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью в соответствии с частью 5 ст. 12 Федерального закона №283-ФЗ составит 41600руб.х0,5=20800 руб.

Доводы представителя ответчика о необходимости рассчитывать размер компенсации исходя из денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, основаны на неверном толковании действующего законодательства и не принимаются судом.

Так, размер оклада месячного денежного содержания и размер ежемесячной надбавки за стаж, применяемые для исчисления пенсии, определены в части 1 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1,"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии РФ и их семей". В силу указанной нормы, для исчисления пенсии лицам, указанным в статье 1 данного закона, и их семьям учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Часть 2 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 устанавливает, что указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 г. в размере 54% начиная с 1 января 2013 г., ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период такое ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2%.

Таким образом, часть 1 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определяет составляющие элементы денежного довольствия, которые подлежат применению для исчисления пенсии в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; часть 2 данной статьи предусматривает порядок расчета самой пенсии и механизм поэтапного ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, проходившим службу, и направлена на увеличение размеров пенсий.

Из содержания данной нормы следует, что установленное ею правовое регулирование в части размера денежного довольствия применяется исключительно для исчисления пенсий указанной категории сотрудников с 1 января 2012 г. Каких-либо положений, устанавливающих порядок определения размера утраченного денежного довольствия, из которого исчисляется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью сотрудника, в данном случае- Государственной противопожарной службы, часть 2 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 не содержит.

Следовательно, положения части 2 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 к отношениям по исчислению размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью применению не подлежат.

Такая разъяснение содержится в пункте 18 Обзора практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015.

В силу изложенного, суд считает необходимым взыскать в пользу истца с ответчика задолженность по ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2017 по 30.04.2017 в размере 83200 руб. (20800рубх4 мес.= 83200 руб.), обязать ответчика выплачивать Гаврилову А.В. ежемесячно, начиная с 01 мая 2017 года по 31 декабря 2017 года денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью, причиненного при исполнении служебных обязанностей, в размере 20800 руб., с последующим перерасчетом размера ежемесячной денежной компенсации в случае увеличения (повышения) окладов денежного содержания, принимаемого для исчисления пенсии.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ

    Исковые требования удовлетворить.

    Взыскать с Главного управления МЧС России по Красноярскому краю в пользу Гаврилова А.В. задолженность по денежной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 01 января 2017 года по 30 апреля 2017 года включительно в размере 83200 руб.

Обязать Главное управление МЧС России по Красноярскому краю производить Гаврилову А.В. ежемесячно, начиная с 01 мая 2017 года по 31 декабря 2017 года выплату денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью, причиненного при исполнении служебных обязанностей, в размере 20800 руб., с последующим перерасчетом размера ежемесячной денежной компенсации в случае увеличения (повышения) окладов денежного содержания, принимаемого для исчисления пенсии.

    Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий        /подпись/                Е.Н. Полянская

Копия верна. Судья                            Е.Н. Полянская