Решение суда о восстановлении в списке лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий № 2-1295/2017 ~ М-880/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-1295/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Омск                        30.03.2017 года

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А. при секретаре судебного заседания Бичевой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Науменко С.П. к Главному управлению МЧС России по <адрес> о восстановлении в списке лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с названным иском, в обоснование требований указав, что проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Общая выслуга лет в календарном исчислении составила 25 лет 05 месяцев 18 дней, из них в федеральном бюджете 10 лет 25 дней. ДД.ММ.ГГГГ истцом был подан рапорт на имя начальника 4 ОПО УГПС УВД <адрес> о постановке истца на очередь для улучшения жилищных условий. Согласно выписки из протокола № заседания жилищно – бытовой комиссии 4 ОПО УГПС УВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец был включен в список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ истец вступил в зарегистрированный брак с ФИО10 (Варжинской) Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ у истца родился сын ФИО2ДД.ММ.ГГГГ комиссией 4 ОГПС был составлен акт проверки жилищных условий, где было отражено проживание семьи истца в общежитии в комнате № площадью 18 кв.м., по <адрес>, и было дано заключение о нуждаемости в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ женой ФИО9 и сыном ФИО2 была приобретена в собственность в равных долях (по 1\2 доли) комната 112 площадью 25 кв.м. в секции 10 по <адрес> в <адрес>. У истца какого – либо жилого помещения на праве собственности нет. На сегодняшний день выяснилось, что по неустановленным причинам истец был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. При устном обращении в 2017 году в жилищную комиссию ГУ МЧС России по <адрес> со слов ФИО4 было установлено, что истец был исключен из списка. В силу Приказа № МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» до декабря 2011 года приказано передать делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» и ее филиалам по территориальной принадлежности – Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России». Все учетные дела лиц, признанных нуждающимися в жилой площади должны были быть переданы в данный сибирский филиал. На основании изложенного просит обязать ГУ МЧС России по <адрес> восстановить с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и членов его семьи – жены ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ г.р., и сына ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р. в списке сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по договору социального найма (л.д. 5-9).

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечены ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" сибирский филиал, ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России", ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", ФГКУ 4 отряд ФПС по <адрес>, ФИО9, ФИО2 (л.д. 1-2).

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в иске, просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель истца ФИО5, допущенный к участию в деле по устному ходатайству истца, исковые требования поддержал в полном объеме просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ МЧС России по Омской области Агафонов И.В., действующий на основании доверенности (л.д. 85), в судебном заседании исковые требования не признал, по основаниям указанным в письменном отзыве (л.д.83-84). Не оспаривал, что истец на учете состоял. Указал, что при передаче учетных дел в 2011 в ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» дело истца передано не было, личное дело было передано на руки истцу. С 17.07.2015 года ГУ МЧС России по Омской области вновь переданы полномочия по ведению списков очередников и обеспечению их жилыми помещениями. Подтвердил, что в установленном законом порядке истец с учета снят не был, но и в списках отсутствует. Право истца состоять на учете не оспаривал. Просил в удовлетворении исковых требований отказать. В случае удовлетворения заявленных требований просил обязать истца передать учтенное дело ответчику.

Третье лицо Науменко А.С. в судебном заседании исковые требования истца поддержал в полном объеме, считая их подлежащими удовлетворению.

Представители третьих лиц ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" сибирский филиал, ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России", ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России", ФГКУ 4 отряд ФПС по Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 99- 106), о причинах неявки суду не сообщил, возражений относительно заявленных исковых требований не представили.

Третье лицо Науменко Л.Н. в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д.107).

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, обозрев материалы учетного дела № 9 Науменко С.П., оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с последующими изменениями) государственная противопожарная служба входила в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

На основании статьи 17 Федерального закона от 25.07.2002 года № 116-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» в статью 5 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ внесены изменения, согласно которым государственная противопожарная служба стала входить в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В судебном заседании установлено, что истец проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России с 08.06.1993 года по 30.11.2016 г. (л.д.10-11).

Из материалов учетного дела, следует, что на основании рапорта истца (л.д.12), Науменко С.П., согласно выписки из протокола № 5 заседания жилищной комиссии 4 ОПО УГПС УВД Омской области от 30.12.1994, был поставлен на учет для улучшения жилищных условий в первоочередной список (л.д.13).

Из выписки из протокола № 44 заседания жилищной комиссии Государственного учреждения «7 отряд федеральной противопожарной службы по Омской области» от 04.06.2009 г. следует, что Науменко С.П. включен в общий федеральный список очередников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 14).

Согласно копии свидетельства о рождении, ДД.ММ.ГГГГ у истца родился сын ФИО2 (л.д. 17); брак между ФИО1 и ФИО7 заключен 17.02.1994г. (л.д.16).

Из акта проверки жилищных условий истца от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец проживал по адресу: <адрес>, состоящее из 1 комнаты, площадью 18 кв.м. (после технического учета – 19,2 кв.м.). Нанимателем данного жилого помещения, являлся ФИО1 В указанном жилом помещении вместе с истцом также проживала супруга нанимателя – ФИО9, и сын нанимателя ФИО2 Согласно заключению комиссии, ФИО1 нуждался в улучшении жилищных условий (л.д.15).

Так, на момент постановки истца на учет, состав его семьи состоял из трех человек: истец, супруга ФИО9 и сын ФИО2

Из представленных документов следует, что истец со своей семьей в настоящее время проживает по адресу: <адрес> (л.д. 18). Данное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности (по 1\2 доли) ФИО9, и ФИО2 (л.д. 92- 93), площадь 19.2 кв.м. в соответствии с договором безвозмездной передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55-56).

По сведениям ГПОО «ОЦТИЗ» ФИО1 в числе собственников объектов недвижимости на территории <адрес> не значится (л.д. 51).

В соответствии с Приказом МЧС России № 398 от 25.07.2011 «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований» с 01.10.2011 года функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы, в том числе вопросы ведения учета нуждающихся в жилых помещениях возложены на ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России».

В силу выше названного Приказа до декабря 2011 года приказано передать делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» и её филиалам по территориальной принадлежности. В рассматриваемом случае - в Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» (л.д.76-77).

Как установлено судом и не оспорено сторонами, учетное дело истца со стороны ГУ МЧС России по Омской области не было передано в ФКУ на основании требований п. 6 указанного приказа МСЧ России.

При этом, доводы ответчика ГУ МЧС России по Омской области сводятся к тому, что в связи с ведомственными разъяснениями, учетное дело истца не было направлено в ФКУ, так как должность истца не содержалась за счет федерального бюджета (83-84). В подтверждение данных доводом представителем ответчика представлена выписка из послужного списка истца, подтверждающая источник его финансирования в разные периоды службы (л.д.69-73).

Вместе с тем, каких-либо условий передачи учетных дел с учетом финансирования должностей сотрудников приказ МЧС России № 398 от 25.07.2011 не содержит в связи с чем, не подлежит принятию во внимание указанный довод представителя ответчика.

Приказом МЧС России от 05.06.2015 № 288 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты МЧС России» в Порядок учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений внесены изменения. Учет сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется жилищными комиссиями, создаваемыми: в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - для учета сотрудников ФПС, проходящих службу в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и подчиненных им учреждениях.

Изменения, внесенные Приказом МЧС России от 05.06.2015 № 288, вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Таким образом, с 17.07.2015 учет нуждающихся в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется жилищными комиссиями ГУ МЧС России по Омской области.

Приказом ГУ МЧС России по Омской области от 17.07.2015 № 566 создана жилищная комиссия по учету сотрудников, нуждающихся в служебных жилых помещениях и жилых помещениях, предоставляемых, в том числе по договорам социального найма (л.д.78-79).

Из пояснений представителя ответчика следует, что каких-либо решений по снятию истца с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не принималось. Материалы учетного дела таких сведений не содержат.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам уголовно-исполнительной системы и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, правила которой применяются при использовании специализированных жилых помещений, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Как указано судом выше, истец на очереди состоял в составе семьи 3 человека: истец, жена и сын.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в ч. 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со ст. 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Истцом требование о праве на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения не заявляется, такое право им не реализовано. Доказательств иного суду не представлено.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 01.03.2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Аналогичные положения содержатся в п. 14 Порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений.

В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

Аналогичное положение было закреплено в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР.

Законность принятия истца на учет 30.12.1994 г. никем не оспорена, решение о снятии его с учета не принималось. Жилищно-бытовой комиссией были проверены жилищные условия истца. Комиссией сделано заключение о том, что истец нуждается в улучшении жилищных условий, в связи с чем, истец и был включен в соответствующий список.

Поскольку истец принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года, то за ним сохраняется право состоять на данном учете до получения им жилого помещения.

Согласно п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Истец до 01.03.2005 поставленный на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01.03.2005, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Между тем, занимаемая жилая площадь (по условиям действующего на момент принятия истца на учет жилищного законодательства) на одного члена семьи составляет менее учетной нормы, соответственно, основания принятия на учет истцом не утрачены, сведениями о снятии истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях суд не располагает.

Не направление учетного дела истца в Сибирский филиал ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» фактически означает исключение истца из списка сотрудников, нуждающихся в получении жилого помещения с 30.12.1994 и свидетельствует о нарушении реализации заявителем права на улучшение жилищных условий, предусмотренного действующим законодательством.

При таких обстоятельствах дела, принятый на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и не снятый с него в установленном порядке, истец составом семьи 3 человека на день рассмотрения дела сохраняет свое право состоять на учете впредь до получения жилого помещения или удовлетворения иным путем его жилищных потребностей либо до возникновения прямо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации обстоятельств, являющихся основанием для снятия его с учета.

В соответствии с п. 19 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством РФ и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В силу п. 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти. В систему МЧС России входит Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы.

Согласно Положению о Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 № 385, ФПС осуществляет свою деятельность через органы управления, подразделения и учреждения.

Поскольку ГУ МЧС по Омской области является органом МЧС России, входящим в его систему, то оно также освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на решение суда по делу, где оно выступало в качестве ответчика.

Суд также отмечает, что поскольку, материалы учетного дела находятся на руках у истца, с учетом удовлетворения его требований, на истца надлежит возложить обязанность по передаче материалов учетного дела ответчику.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> восстановить Науменко С.П. в списке лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ составом семьи 3 человека.

Обязать Науменко С.П. передать в Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> свое учетное дело №, в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате 31.03.2017г.

Судья                 Т.А.Васильева