Решение суда о признании участником боевых действий и обязании выдать удостоверении участника боевых действий № 2-2775/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело 2-2775-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 августа 2017 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Кукленко С. В.,при секретаре Закарян С. М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филина Анатолия Николаевича к ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края», Комиссии Южного военного округа по рассмотрению и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» о признании участником боевых действий и обязании выдать удостоверении участника боевых действий,

УСТАНОВИЛ:

Истец Филин А. Н. обратился в суд с иском об установлении факта его участия в боевых действиях, признании его ветераном боевых действий и обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий.

В обоснование вышеуказанных требований истец указал, что Филин Анатолий Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил срочную военную службу в рядах Вооруженных сил СССР с 08.05.1981 года по 30.05.1983 г. С 24 ноября 1981 года по 27 мая 1983 года в составе групп Вооруженных сил СССР был командирован на территорию Республики Эфиопия в качестве механика телефониста. В обязанности входило обеспечение связью Советских военных советников, в том числе и при проведении военных операций, например «Красная Звезда», проводившейся на северном фронте Республики Эфиопия в период с конца 1981 года по 1982 год в три этапа. За период прохождения службы в Республике Эфиопия по долгу службы был в городах, Аддис -Абеба, Асмэра (северный фронт), морском порте Асаб, городе Дебре -Зейт, где находился военный аэродром. За выполнение боевых задач военнослужащие части, в которой проходил службу, награждались правительственными наградами, в 1982 году прапорщику В. вручена медаль «За боевые заслуги», подполковнику Фокину, начальнику узла связи - командиру части - орден «Дружбы народов». Учитывая особо сложное и трудновыполнимое задание, при непосредственной угрозе и опасности вооруженного столкновения, а также получения боевых ранений в период службы, после увольнения в запас истец обратился в адрес отдела Венного комиссариата Краснодарского края по городу Крымску и Крымскому району с заявлением о получении удостоверения ветерана боевых действий. Однако Комиссией Южного военного округа было отказано в выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий. Считает, что у него имеются законные основания в получении удостоверения «Ветеран боевых действий» в связи с его непосредственным выполнением в период с 24.11.1981 г. по 27.05.1983 г служебно - боевых задач на территории боевых действий, включенной в перечень согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В судебном заседании истец Филин А.Н. требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчиков Комиссии Южного военного округа по рассмотрению и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» – Дудин С.А. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.

Ответчик ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края», надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменных возражениях, просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 559, от 25 марта 2013 года N 257), выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца предписано осуществлять лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 п. 1 ст. 3 ФЗ "О ветеранах" федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.

Как следует из положений ст. 3 ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1). Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом (п. 3).

Таким образом, выдача удостоверения ветерана боевых действий осуществляется исключительно лицам, принимавшим участие в боевых действиях на основании распоряжений специально уполномоченных органов и в соответствии с Перечнем территорий и периодов ведения боевых действий.

Факты выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий устанавливаются на основании соответствующих приказов специально уполномоченных органов, в которых конкретно определяется конкретный состав лиц, и периоды (время) непосредственного участия этих лиц в выполнении данных приказов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец проходил срочную военную службу в рядах Вооруженных сил СССР с 08.05.1981 года по 30.05.1983 г.

С 24 ноября 1981 года по 27 мая 1983 года в составе групп Вооруженных сил СССР был командирован на территорию Республики Эфиопия в качестве механика телефониста.

В обязанности входило обеспечение связью Советских военных советников, в том числе и при проведении военных операций, например «Красная Звезда», проводившейся на северном фронте Республики Эфиопия в период с конца 1981 года по 1982 год в три этапа.

Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Министерства обороны Российской Федераций recrut.mil.ru, в должностные обязанности «механика телефонной ЗАС (засекреченной аппаратуры связи)» входит: обеспечение бесперебойной связи на действующих линиях, поддержка связи с заданными нормами качества, контроль за исправностью оборудования, устранении возникающих несложных отказов в работе аппаратуры. Механик телефонной ЗАС располагается на рабочем месте у пульта управления работой аппаратуры в стационарном подземном помещении, в котором поддерживается комфортная температура, нормальные влажность, атмосферное давление и газовый состав воздушной среды. Основными орудиями труда специалиста являются: приспособления и приборы для настройки и ремонта аппаратуры.

За период прохождения службы в Республике Эфиопия, по долгу службы был в городах, Аддис-Абеба, Асмэра (северный фронт), морском порте Асаб, городе Дебре -Зейт, где находился военный аэродром.

За выполнение боевых задач военнослужащие части, в которой истец проходил службу, награждались правительственными наградами, в 1982 году прапорщику В. вручена медаль «За боевые заслуги», подполковнику Фокину, начальнику узла связи - командиру части - орден «Дружбы народов».

15.07.2013 г. комиссия Южного военного округа вынесла заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения «Ветеран боевых действий».

При этом основанием для отказа послужила причина: в представленных материалах отсутствуют документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях на территории Республики Эфиопия, выданных Органом военного управления или архивными документами.

В соответствии с требованиями Приказа МО РФ № 2288 к заявлению для оформления удостоверения действующему или состоящему в запасе военнослужащему необходимо подготовить и сдать следующие документы: две фотографии размером 3x4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта либо документа, удостоверяющего личность, и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей.Так же для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня (куда относится Республика Эфиопия) - документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.

При этом законодательством установлено, что ответственность за подготовку документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к обращению, возлагается: для военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации - на непосредственных командиров (начальников); для иных лиц - на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет (по месту жительства обратившегося либо по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает наказание обратившийся) (данный пункт применяется непосредственно к заявителю).

Документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях:

- справку из Центрального архива Министерства обороны (желательно, а в иных случаях и обязательно);

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

- выписки из приказов соответствующих командиров (начальников), подтверждающие непосредственное их участие в боевых действиях или реализованный наградной материал;

- выписки из боевых донесений (журналов учёта БД) соответствующих командиров (начальников) об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях;

- копии командировочных удостоверений (для командированных) и справки, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях.

Вышеуказанные документы, в котором подтверждается непосредственное участие в боевых действия в Республике Эфиопия заявителем в комиссию ЮВО предоставлены не были, тем самым Филин А.Н. не исполнил требования приказа МО РФ №2288 действующий на данный момент, определяющего порядок предоставления документов в соответствующие уполномоченные органы МО РФ, осуществляющие выдачу удостоверения ветерана боевых действий в ВС РФ и не представил доказательства в виде документов, подтверждающих факт непосредственного участия в боевых действиях.

Между тем, согласно Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

В качестве документов, подтверждающих факт непосредственного участия в боевых действиях обратившихся могут быть представлены: выписки из приказов соответствующих командиров, об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях; выписки из донесений соответствующих командиров об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях; выписки из журналов боевых действий; записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках; копии командировочных удостоверений; выписки из послужного списка личного дела; копии документов о полученном ранении (контузии, увечье), связанном с непосредственным участием в боевых действиях: реализованный наградной материал; копии справок соответствующих воинских частей и организаций, подтверждающие факт непосредственного участия в боевых действиях: копии архивных справок.

Из представленных Филиным А.Н. документов как в Комиссию ЮВО, так и в материалы настоящего дела, не усматриваются сведения, согласно которых в период прохождения военной службы в Республики Эфиопия заявитель принимал непосредственное участие в боевых действиях, так непосредственное участие в боевых действиях, должностными обязанностями механика телефонной ЗАС, механика- телефониста аппаратной, военнослужащего Советский Армии, каковым в указанный период являлся истец, не предусмотрено и фактически не осуществлялось.

Вышеуказанные мероприятия проводятся подразделениями специального предназначения, в то время как Филин А.Н. выполнял обеспечительные функции при вооруженном конфликте и в условиях чрезвычайного положения, что относится к действиям по обеспечению деятельности войск, но не подтверждает само по себе непосредственного участия истца в боевых действиях

Иных документов, прямо подтверждающих непосредственное участие Филина А.Н. в боевых действиях на территории Республике Эфиопия в период прохождения военной службы и исполнения им своих должностных обязанностей в период с 24.11.1981 г. по 27.05.1983 г. суду не представлено.

Более того, в соответствии с законодательством, регулирующим основания и порядок выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» не предусмотрено такое доказательство как справка, объяснения и т.д. должностных лиц, а так же свидетельские показания об участии в боевых действиях лица, поскольку данные факты устанавливаются и подтверждаются исключительно на основании соответствующих приказов уполномоченных должностных лиц.

Само по себе нахождение военнослужащего в зоне боевых действий или вооруженного конфликта еще не означает непосредственного участия в боевых действиях, в связи с чем, заявитель должен доказать фактическое участие в боевых действиях в рамках рассматриваемого дела, в соответствии с требованиями гражданско-процессуального закона. В то же время представленными истцом документами не подтверждается фактическое участие истца в боевых действиях в период служебной командировки в Эфиопии, в вышеуказанный им период.

В соответствии с требованиями Приказа МО РФ к заявлению для оформления удостоверения действующему или состоящему в запасе военнослужащему необходимо подготовить и сдать следующие документы: для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата    рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии е разделом 111 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий е участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах") (далее - раздел 111 Перечня); для иных лиц - личный помер (при наличии), воинское звание в запасе, в отставке (при наличии), дата рождения, сроки (периоды) участия    в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом 111 Перечня.

Для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, за исключением территорий, указанных в абзацах пятом, шестом и седьмом настоящего пункта, - документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.

В разделе 3 Перечня, утвержденного в Приложении к названному Федеральному закону, указано, что боевые действия велись в Эфиопии с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года и с мая 2000 года по декабрь 2000 года.

Между тем, согласно Постановлению Правительства РФ от 31.03.1994 № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Приобретение статуса ветерана боевых действий законодатель ставит в зависимость от соблюдения двух условий: фактическое участие в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях для целей присвоения статуса ветерана; оформление соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими нормативными актами.

Предусмотренные законодательством меры социальной поддержки могут быть предоставлены только на основании удостоверения, оформленного в установленном законами, подзаконными и ведомственными актами порядке.

При этом предоставление указанных документов в Комиссию законодательство возлагает на самого заявителя, а не на соответствующих должностных лиц МО РФ.

Само по себе нахождение военнослужащего в зоне боевых действий еще не означает непосредственного участия в боевых действиях, в связи с чем, заявитель должен доказать фактическое участие в боевых действиях в рамках рассматриваемого дела, в соответствии с требованиями гражданско-процессуального закона.

В то же время представленными истцом документами не подтверждается фактическое участие истца в боевых действиях на территории Республики Эфиопия.

Кроме того, судом направлялся запрос в ЦА МО РФ, согласно ответу которого следует, что сведениями о непосредственном участии истца в боевых действиях архив не располагает.

В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ устанавливается, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Заявителем не предоставлено достаточных допустимых доказательств фактического участия в боевых действиях в конкретно указанный период, в том числе документы, установленные соответствующими нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок и основания выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» подтверждающие непосредственное участие истца в боевых действиях в период прохождения служебной командировки в Республике Эфиопия.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 21 августа 2017 года.

Судья Кукленко С. В.