Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело 2-2775-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2017 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
Председательствующего судьи Кукленко С. В.,при секретаре Закарян С. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филина Анатолия Николаевича к ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края», Комиссии Южного военного округа по рассмотрению и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» о признании участником боевых действий и обязании выдать удостоверении участника боевых действий,
УСТАНОВИЛ:
Истец Филин А. Н. обратился в суд с иском об установлении факта его участия в боевых действиях, признании его ветераном боевых действий и обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий.
В обоснование вышеуказанных требований истец указал, что Филин Анатолий Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходил срочную военную службу в рядах Вооруженных сил СССР с 08.05.1981 года по 30.05.1983 г. С 24 ноября 1981 года по 27 мая 1983 года в составе групп Вооруженных сил СССР был командирован на территорию Республики Эфиопия в качестве механика телефониста. В обязанности входило обеспечение связью Советских военных советников, в том числе и при проведении военных операций, например «Красная Звезда», проводившейся на северном фронте Республики Эфиопия в период с конца 1981 года по 1982 год в три этапа. За период прохождения службы в Республике Эфиопия по долгу службы был в городах, Аддис -Абеба, Асмэра (северный фронт), морском порте Асаб, городе Дебре -Зейт, где находился военный аэродром. За выполнение боевых задач военнослужащие части, в которой проходил службу, награждались правительственными наградами, в 1982 году прапорщику В. вручена медаль «За боевые заслуги», подполковнику Фокину, начальнику узла связи - командиру части - орден «Дружбы народов». Учитывая особо сложное и трудновыполнимое задание, при непосредственной угрозе и опасности вооруженного столкновения, а также получения боевых ранений в период службы, после увольнения в запас истец обратился в адрес отдела Венного комиссариата Краснодарского края по городу Крымску и Крымскому району с заявлением о получении удостоверения ветерана боевых действий. Однако Комиссией Южного военного округа было отказано в выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий. Считает, что у него имеются законные основания в получении удостоверения «Ветеран боевых действий» в связи с его непосредственным выполнением в период с 24.11.1981 г. по 27.05.1983 г служебно - боевых задач на территории боевых действий, включенной в перечень согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
В судебном заседании истец Филин А.Н. требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчиков Комиссии Южного военного округа по рассмотрению и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» – Дудин С.А. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.
Ответчик ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края», надлежащим образом извещенный о дате и времени судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменных возражениях, просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 559, от 25 марта 2013 года N 257), выдачу удостоверения ветерана боевых действий единого образца предписано осуществлять лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 п. 1 ст. 3 ФЗ "О ветеранах" федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий.
Как следует из положений ст. 3 ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1). Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом (п. 3).
Таким образом, выдача удостоверения ветерана боевых действий осуществляется исключительно лицам, принимавшим участие в боевых действиях на основании распоряжений специально уполномоченных органов и в соответствии с Перечнем территорий и периодов ведения боевых действий.
Факты выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий устанавливаются на основании соответствующих приказов специально уполномоченных органов, в которых конкретно определяется конкретный состав лиц, и периоды (время) непосредственного участия этих лиц в выполнении данных приказов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец проходил срочную военную службу в рядах Вооруженных сил СССР с 08.05.1981 года по 30.05.1983 г.
С 24 ноября 1981 года по 27 мая 1983 года в составе групп Вооруженных сил СССР был командирован на территорию Республики Эфиопия в качестве механика телефониста.
В обязанности входило обеспечение связью Советских военных советников, в том числе и при проведении военных операций, например «Красная Звезда», проводившейся на северном фронте Республики Эфиопия в период с конца 1981 года по 1982 год в три этапа.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Министерства обороны Российской Федераций recrut.mil.ru, в должностные обязанности «механика телефонной ЗАС (засекреченной аппаратуры связи)» входит: обеспечение бесперебойной связи на действующих линиях, поддержка связи с заданными нормами качества, контроль за исправностью оборудования, устранении возникающих несложных отказов в работе аппаратуры. Механик телефонной ЗАС располагается на рабочем месте у пульта управления работой аппаратуры в стационарном подземном помещении, в котором поддерживается комфортная температура, нормальные влажность, атмосферное давление и газовый состав воздушной среды. Основными орудиями труда специалиста являются: приспособления и приборы для настройки и ремонта аппаратуры.
За период прохождения службы в Республике Эфиопия, по долгу службы был в городах, Аддис-Абеба, Асмэра (северный фронт), морском порте Асаб, городе Дебре -Зейт, где находился военный аэродром.
За выполнение боевых задач военнослужащие части, в которой истец проходил службу, награждались правительственными наградами, в 1982 году прапорщику В. вручена медаль «За боевые заслуги», подполковнику Фокину, начальнику узла связи - командиру части - орден «Дружбы народов».
15.07.2013 г. комиссия Южного военного округа вынесла заключение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения «Ветеран боевых действий».
При этом основанием для отказа послужила причина: в представленных материалах отсутствуют документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях на территории Республики Эфиопия, выданных Органом военного управления или архивными документами.
В соответствии с требованиями Приказа МО РФ № 2288 к заявлению для оформления удостоверения действующему или состоящему в запасе военнослужащему необходимо подготовить и сдать следующие документы: две фотографии размером 3x4 см (с правым углом, на матовой бумаге), копия паспорта либо документа, удостоверяющего личность, и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей.Так же для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня (куда относится Республика Эфиопия) - документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
При этом законодательством установлено, что ответственность за подготовку документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к обращению, возлагается: для военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации - на непосредственных командиров (начальников); для иных лиц - на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет (по месту жительства обратившегося либо по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает наказание обратившийся) (данный пункт применяется непосредственно к заявителю).
Документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях:
- справку из Центрального архива Министерства обороны (желательно, а в иных случаях и обязательно);
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58- выписки из приказов соответствующих командиров (начальников), подтверждающие непосредственное их участие в боевых действиях или реализованный наградной материал;
- выписки из боевых донесений (журналов учёта БД) соответствующих командиров (начальников) об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях;
- копии командировочных удостоверений (для командированных) и справки, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях.
Вышеуказанные документы, в котором подтверждается непосредственное участие в боевых действия в Республике Эфиопия заявителем в комиссию ЮВО предоставлены не были, тем самым Филин А.Н. не исполнил требования приказа МО РФ №2288 действующий на данный момент, определяющего порядок предоставления документов в соответствующие уполномоченные органы МО РФ, осуществляющие выдачу удостоверения ветерана боевых действий в ВС РФ и не представил доказательства в виде документов, подтверждающих факт непосредственного участия в боевых действиях.
Между тем, согласно Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
В качестве документов, подтверждающих факт непосредственного участия в боевых действиях обратившихся могут быть представлены: выписки из приказов соответствующих командиров, об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях; выписки из донесений соответствующих командиров об обстоятельствах их непосредственного участия в боевых действиях; выписки из журналов боевых действий; записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках; копии командировочных удостоверений; выписки из послужного списка личного дела; копии документов о полученном ранении (контузии, увечье), связанном с непосредственным участием в боевых действиях: реализованный наградной материал; копии справок соответствующих воинских частей и организаций, подтверждающие факт непосредственного участия в боевых действиях: копии архивных справок.
Из представленных Филиным А.Н. документов как в Комиссию ЮВО, так и в материалы настоящего дела, не усматриваются сведения, согласно которых в период прохождения военной службы в Республики Эфиопия заявитель принимал непосредственное участие в боевых действиях, так непосредственное участие в боевых действиях, должностными обязанностями механика телефонной ЗАС, механика- телефониста аппаратной, военнослужащего Советский Армии, каковым в указанный период являлся истец, не предусмотрено и фактически не осуществлялось.
Вышеуказанные мероприятия проводятся подразделениями специального предназначения, в то время как Филин А.Н. выполнял обеспечительные функции при вооруженном конфликте и в условиях чрезвычайного положения, что относится к действиям по обеспечению деятельности войск, но не подтверждает само по себе непосредственного участия истца в боевых действиях
Иных документов, прямо подтверждающих непосредственное участие Филина А.Н. в боевых действиях на территории Республике Эфиопия в период прохождения военной службы и исполнения им своих должностных обязанностей в период с 24.11.1981 г. по 27.05.1983 г. суду не представлено.
Более того, в соответствии с законодательством, регулирующим основания и порядок выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» не предусмотрено такое доказательство как справка, объяснения и т.д. должностных лиц, а так же свидетельские показания об участии в боевых действиях лица, поскольку данные факты устанавливаются и подтверждаются исключительно на основании соответствующих приказов уполномоченных должностных лиц.
Само по себе нахождение военнослужащего в зоне боевых действий или вооруженного конфликта еще не означает непосредственного участия в боевых действиях, в связи с чем, заявитель должен доказать фактическое участие в боевых действиях в рамках рассматриваемого дела, в соответствии с требованиями гражданско-процессуального закона. В то же время представленными истцом документами не подтверждается фактическое участие истца в боевых действиях в период служебной командировки в Эфиопии, в вышеуказанный им период.
В соответствии с требованиями Приказа МО РФ к заявлению для оформления удостоверения действующему или состоящему в запасе военнослужащему необходимо подготовить и сдать следующие документы: для военнослужащих - личный номер, воинское звание, дата рождения, занимаемая воинская должность, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии е разделом 111 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий е участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах") (далее - раздел 111 Перечня); для иных лиц - личный помер (при наличии), воинское звание в запасе, в отставке (при наличии), дата рождения, сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач), а также территория ведения боевых действий в соответствии с разделом 111 Перечня.
Для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, за исключением территорий, указанных в абзацах пятом, шестом и седьмом настоящего пункта, - документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
В разделе 3 Перечня, утвержденного в Приложении к названному Федеральному закону, указано, что боевые действия велись в Эфиопии с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года и с мая 2000 года по декабрь 2000 года.
Между тем, согласно Постановлению Правительства РФ от 31.03.1994 № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Приобретение статуса ветерана боевых действий законодатель ставит в зависимость от соблюдения двух условий: фактическое участие в боевых действиях или осуществление функций, приравненных к участию в боевых действиях для целей присвоения статуса ветерана; оформление соответствующего удостоверения в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими нормативными актами.
Предусмотренные законодательством меры социальной поддержки могут быть предоставлены только на основании удостоверения, оформленного в установленном законами, подзаконными и ведомственными актами порядке.
При этом предоставление указанных документов в Комиссию законодательство возлагает на самого заявителя, а не на соответствующих должностных лиц МО РФ.
Само по себе нахождение военнослужащего в зоне боевых действий еще не означает непосредственного участия в боевых действиях, в связи с чем, заявитель должен доказать фактическое участие в боевых действиях в рамках рассматриваемого дела, в соответствии с требованиями гражданско-процессуального закона.
В то же время представленными истцом документами не подтверждается фактическое участие истца в боевых действиях на территории Республики Эфиопия.
Кроме того, судом направлялся запрос в ЦА МО РФ, согласно ответу которого следует, что сведениями о непосредственном участии истца в боевых действиях архив не располагает.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ устанавливается, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Заявителем не предоставлено достаточных допустимых доказательств фактического участия в боевых действиях в конкретно указанный период, в том числе документы, установленные соответствующими нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок и основания выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» подтверждающие непосредственное участие истца в боевых действиях в период прохождения служебной командировки в Республике Эфиопия.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
В удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 августа 2017 года.
Судья Кукленко С. В.