Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 мая 2017 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А.,
при секретаре Легусовой К.Н.,
с участием представителя истца Сачека О.В. – Василенко И. В., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат <адрес>» - Шавровой М. В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1499/2017 по иску Сачека О. В. к военному комиссару <адрес>, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» о признании решения выплачивать пенсию без районного коэффициента незаконным, обязании доплатить ежемесячную надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента, обязании выплачивать пенсию, установленную действующим законодательством для пенсионеров, проживающих в <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Сачек О.В. обратился в суд с иском к военному комиссару <адрес>, требуя признать решение Военного комиссара <адрес> выплачивать ему военную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ без районного коэффициента, незаконным и обязать его устранить допущенное нарушение прав в полном объеме. В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является военным пенсионером и ежемесячно получает пенсию за выслугу лет. До ДД.ММ.ГГГГ размер получаемой пенсии составлял 22 107 рублей 19 копеек. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, стал получать пенсию в размере 18 422 рубля 66 копеек, то есть без районного коэффициента 1,2. При обращении к ответчику пояснили, что выплата пенсии с районным коэффициентом прекращена в связи с тем, что по месту своего жительства он не проживает, а пенсия с районным коэффициентом начисляется в зависимости от местности, где он фактически проживает. Решение ответчика о выплате пенсии с ДД.ММ.ГГГГ без учета районного коэффициента полагает незаконным. Ему установлена пенсия в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии, и их семей». Согласно ст. 48 указанного закона пенсионерам и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. В г. Иркутске такой коэффициент установлен с 01 октября 1968 года в размере 1,2 на основании Постановления Совмина СССР от 15 октября 1969 года № 823 «О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен» Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 года № 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения». Согласно ст. 56 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 выплата пенсий производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации. При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания. Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, микрорайон <адрес> <адрес>, является его единственным местом жительства. Свое место жительства не изменял, никаких заявлений по изменению регистрационного учету и по выплате пенсии по иному месту жительства не подавал. У него нет нигде возможности регистрироваться по месту пребывания или по месту жительства, в связи с чем у него отсутствует возможность получать пенсию в ином месте, кроме как по месту своего жительства в городе Иркутске. В связи с тем, что по месту жительства в <адрес> <адрес> он исполняет обязанности перед государством: платит установленные действующим налоговым законодательством налоги, несет бремя содержания жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством, полагает, что имеет право получать по этому месту и денежные средства, необходимые для выполнения этих обязанностей в том размере, который установлен для данной местности, вне зависимости от того, сколько дней в году фактически проживает в квартире. Полагает, что Военный комиссар <адрес> не является тем органом, которому предоставлено право устанавливать факты, имеющие юридическое значение, а именно факт не проживания в <адрес> или факт проживания в ином месте, а также не имеет полномочий самостоятельно изменять размер установленной ему в соответствии с действующим законодательством пенсии.
Определением суда о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве ответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат <адрес>».
В ходе судебного разбирательства истец Сачек О.В. исковые требования уточнил, просил признать решение военного комиссара <адрес> выплачивать ему военную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ без районного коэффициента незаконным; обязать ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» доплатить ему в период с ДД.ММ.ГГГГ до момента вступления решения суда в законную силу ежемесячную надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента 1,2; обязать ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» с момента вступления решения суда в законную силу выплачивать ему пенсию, установленную действующим законодательством для пенсионеров, проживающих в <адрес>, до момента подачи им заявления о прекращении выплаты пенсии в связи со сменой места жительства.
Истец Сачек О.В., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Василенко И.В. заявленные Сачеком О.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в основном и уточненном исковых заявлениях, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат <адрес>» Шаврова М.В. требования Сачека О.В. не признала, в удовлетворении иска просила отказать по доводам, указанным в письменных возражениях на исковое заявление.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пенсионное обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с п. «а» ст. 14 названного Закона пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах: лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
В силу ст. 15 Закона пенсия за выслугу лет, назначаемая в соответствии с настоящим Законом, не может быть ниже 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Статьей 46 Закона регламентировано, что минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
В соответствии со ст. 48 Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
В силу п. «а» ст. 55 Закона перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения.
В соответствии со ст. 50 Закона работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58В соответствии с ч. 5 ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сачек О.В. обратился к Октябрьскому и <адрес>ному военному комиссару с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в связи с увольнением с действительной военной службы ДД.ММ.ГГГГ. В заявлении о назначении пенсии за выслугу лет указал адрес места проживания: <адрес>, <адрес>.
На основании поданного заявления Федеральным казенным учреждением «Военный комиссариат <адрес>» Сачеку О.В. назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, получает пенсию за выслугу лет.
Как следует из расчета пенсии и не оспорено сторонами, пенсия за выслугу лет назначена и выплачивалась Сачеку О.В. с учетом районного коэффициента 1.2, установленного на территории <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, размер пенсии составил 22107-19 руб.
С ДД.ММ.ГГГГ размер выплачиваемой Сачеку О.В. пенсии Федеральным казенным учреждением «Военный комиссариат <адрес>» пересчитан без учета районного коэффициента и составил 18422-66 руб.
ДД.ММ.ГГГГ Сачек О.В. обратился к начальнику центра социального обеспечения ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» с заявлением о выдаче справки о выплате пенсии с указанием причин снятия 4000 руб.
По результатам рассмотрения заявления Сачеку О.В. дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что вопрос о возобновлении выплаты районного коэффициента может быть рассмотрен только при его личной явке (обращении) в военный комиссариат (Октябрьского и Правобережного административных округов <адрес>) и постоянном фактическом проживании на территории <адрес>.
Оценивая данное решение Федерального казенного учреждением «Военный комиссариат <адрес>» о выплате Сачеку О.В. пенсии без районного коэффициента, суд находит его обоснованным, соответствующим нормам действующего законодательства, выплата истцу пенсии с ДД.ММ.ГГГГ без учета районного коэффициента ответчиком производится правомерно.
Исходя из ст. 48 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", ст. 2 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", основанием для начисления и выплаты районного коэффициента к пенсии является проживание пенсионера в местностях, определенных Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела по Октябрьскому и Правобережному административным округам <адрес> ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» обратился к военному комиссару <адрес> докладной запиской, в которой указал, что не представляется возможным установить место жительства пенсионера Сачека О.В. Квартира по адресу регистрации: <адрес>, <адрес>, со слов соседа из <адрес> ФИО6, давно сдается. Пенсионеру оставлено письмо о необходимости прибытия в отделением социального и пенсионного обеспечения для сверки учетных данных, но до настоящего времени пенсионер так и не прибыл и на связь не вышел. Со слов соседей, пенсионер с семьей давно уехал из <адрес>. Последний раз сверка с Сачеком О.В. проводилась ДД.ММ.ГГГГ. Пенсионер написал заявление на возобновление выплаты пенсии с районным коэффициентом. По данным отдела адресно-справочной работы УФМС России по <адрес> Сачек О.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, м<адрес>. Сотрудник пенсионного отделения ДД.ММ.ГГГГ дозвонилась до пенсионера, он находится в <адрес>, когда приедет в <адрес>, он не знает.
На докладной записке имеется резолюция военного комиссара <адрес> о снятии районного коэффициента до выяснения места пребывания пенсионера.
В судебном заседании представитель истца Василенко И.В. признал, что по месту регистрации Сачек О.В. не проживает, адрес его фактического места жительства назвать затруднился, при этом объяснил суду, что на территории <адрес> Сачек О.В. в настоящее время не находится.
Факт наличия у Сачека О.В. регистрации по месту жительства на территории <адрес> сам по себе не является доказательством проживания истца на территории <адрес>, поскольку регистрация по месту жительства носит заявительный характер и в силу ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием или условием реализации прав граждан, в том числе на получение пенсии с учетом районного коэффициента.
Так как ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» установлено отсутствие Сачека О.В. по месту регистрации в <адрес> и его нахождение за переделами <адрес>, то есть обстоятельство, влекущее за собой перерасчет размера пенсии в сторону уменьшения, без учета районного коэффициента, учреждением правомерно, в соответствии с п. «а» ст. 55 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № произведен перерасчет размера пенсии Сачеку О.В. с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку материалами дела не подтвержден факт постоянного проживания Сачека О.В. на территории <адрес>, где установлен районный коэффициент в размере 1.2, доказательств данному обстоятельству стороной истца суду не представлено, требования Сачека О.В. к военному комиссару <адрес>, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» о признании решения выплачивать пенсию без районного коэффициента незаконным, обязании доплатить ежемесячную надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента, обязании выплачивать пенсию, установленную действующим законодательством для пенсионеров, проживающих в <адрес>, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Сачека О. В. к военному комиссару <адрес>, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» о признании решения выплачивать пенсию без районного коэффициента незаконным, обязании доплатить ежемесячную надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента, обязании выплачивать пенсию, установленную действующим законодательством для пенсионеров, проживающих в <адрес>, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.