Решение суда о признании решения выплачивать пенсию без районного коэффициента незаконным, обязании доплатить ежемесячную надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента, обязании выплачивать пенсию, установленную действующим законодательством для пенси

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2017 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А.,

при секретаре Легусовой К.Н.,

с участием представителя истца Сачека О.В. – Василенко И. В., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат <адрес>» - Шавровой М. В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1499/2017 по иску Сачека О. В. к военному комиссару <адрес>, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» о признании решения выплачивать пенсию без районного коэффициента незаконным, обязании доплатить ежемесячную надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента, обязании выплачивать пенсию, установленную действующим законодательством для пенсионеров, проживающих в <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Сачек О.В. обратился в суд с иском к военному комиссару <адрес>, требуя признать решение Военного комиссара <адрес> выплачивать ему военную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ без районного коэффициента, незаконным и обязать его устранить допущенное нарушение прав в полном объеме. В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является военным пенсионером и ежемесячно получает пенсию за выслугу лет. До ДД.ММ.ГГГГ размер получаемой пенсии составлял 22 107 рублей 19 копеек. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, стал получать пенсию в размере 18 422 рубля 66 копеек, то есть без районного коэффициента 1,2. При обращении к ответчику пояснили, что выплата пенсии с районным коэффициентом прекращена в связи с тем, что по месту своего жительства он не проживает, а пенсия с районным коэффициентом начисляется в зависимости от местности, где он фактически проживает. Решение ответчика о выплате пенсии с ДД.ММ.ГГГГ без учета районного коэффициента полагает незаконным. Ему установлена пенсия в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии, и их семей». Согласно ст. 48 указанного закона пенсионерам и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. В г. Иркутске такой коэффициент установлен с 01 октября 1968 года в размере 1,2 на основании Постановления Совмина СССР от 15 октября 1969 года № 823 «О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен» Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 года № 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения». Согласно ст. 56 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 выплата пенсий производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации. При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания. Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, микрорайон <адрес> <адрес>, является его единственным местом жительства. Свое место жительства не изменял, никаких заявлений по изменению регистрационного учету и по выплате пенсии по иному месту жительства не подавал. У него нет нигде возможности регистрироваться по месту пребывания или по месту жительства, в связи с чем у него отсутствует возможность получать пенсию в ином месте, кроме как по месту своего жительства в городе Иркутске. В связи с тем, что по месту жительства в <адрес> <адрес> он исполняет обязанности перед государством: платит установленные действующим налоговым законодательством налоги, несет бремя содержания жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством, полагает, что имеет право получать по этому месту и денежные средства, необходимые для выполнения этих обязанностей в том размере, который установлен для данной местности, вне зависимости от того, сколько дней в году фактически проживает в квартире. Полагает, что Военный комиссар <адрес> не является тем органом, которому предоставлено право устанавливать факты, имеющие юридическое значение, а именно факт не проживания в <адрес> или факт проживания в ином месте, а также не имеет полномочий самостоятельно изменять размер установленной ему в соответствии с действующим законодательством пенсии.

Определением суда о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве ответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат <адрес>».

В ходе судебного разбирательства истец Сачек О.В. исковые требования уточнил, просил признать решение военного комиссара <адрес> выплачивать ему военную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ без районного коэффициента незаконным; обязать ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» доплатить ему в период с ДД.ММ.ГГГГ до момента вступления решения суда в законную силу ежемесячную надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента 1,2; обязать ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» с момента вступления решения суда в законную силу выплачивать ему пенсию, установленную действующим законодательством для пенсионеров, проживающих в <адрес>, до момента подачи им заявления о прекращении выплаты пенсии в связи со сменой места жительства.

Истец Сачек О.В., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Василенко И.В. заявленные Сачеком О.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в основном и уточненном исковых заявлениях, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат <адрес>» Шаврова М.В. требования Сачека О.В. не признала, в удовлетворении иска просила отказать по доводам, указанным в письменных возражениях на исковое заявление.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пенсионное обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии с п. «а» ст. 14 названного Закона пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах: лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.

В силу ст. 15 Закона пенсия за выслугу лет, назначаемая в соответствии с настоящим Законом, не может быть ниже 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Статьей 46 Закона регламентировано, что минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.

В соответствии со ст. 48 Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В силу п. «а» ст. 55 Закона перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения.

В соответствии со ст. 50 Закона работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

В соответствии с ч. 5 ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сачек О.В. обратился к Октябрьскому и <адрес>ному военному комиссару с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в связи с увольнением с действительной военной службы ДД.ММ.ГГГГ. В заявлении о назначении пенсии за выслугу лет указал адрес места проживания: <адрес>, <адрес>.

На основании поданного заявления Федеральным казенным учреждением «Военный комиссариат <адрес>» Сачеку О.В. назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, получает пенсию за выслугу лет.

Как следует из расчета пенсии и не оспорено сторонами, пенсия за выслугу лет назначена и выплачивалась Сачеку О.В. с учетом районного коэффициента 1.2, установленного на территории <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, размер пенсии составил 22107-19 руб.

С ДД.ММ.ГГГГ размер выплачиваемой Сачеку О.В. пенсии Федеральным казенным учреждением «Военный комиссариат <адрес>» пересчитан без учета районного коэффициента и составил 18422-66 руб.

ДД.ММ.ГГГГ Сачек О.В. обратился к начальнику центра социального обеспечения ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» с заявлением о выдаче справки о выплате пенсии с указанием причин снятия 4000 руб.

По результатам рассмотрения заявления Сачеку О.В. дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что вопрос о возобновлении выплаты районного коэффициента может быть рассмотрен только при его личной явке (обращении) в военный комиссариат (Октябрьского и Правобережного административных округов <адрес>) и постоянном фактическом проживании на территории <адрес>.

Оценивая данное решение Федерального казенного учреждением «Военный комиссариат <адрес>» о выплате Сачеку О.В. пенсии без районного коэффициента, суд находит его обоснованным, соответствующим нормам действующего законодательства, выплата истцу пенсии с ДД.ММ.ГГГГ без учета районного коэффициента ответчиком производится правомерно.

Исходя из ст. 48 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", ст. 2 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", основанием для начисления и выплаты районного коэффициента к пенсии является проживание пенсионера в местностях, определенных Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела по Октябрьскому и Правобережному административным округам <адрес> ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» обратился к военному комиссару <адрес> докладной запиской, в которой указал, что не представляется возможным установить место жительства пенсионера Сачека О.В. Квартира по адресу регистрации: <адрес>, <адрес>, со слов соседа из <адрес> ФИО6, давно сдается. Пенсионеру оставлено письмо о необходимости прибытия в отделением социального и пенсионного обеспечения для сверки учетных данных, но до настоящего времени пенсионер так и не прибыл и на связь не вышел. Со слов соседей, пенсионер с семьей давно уехал из <адрес>. Последний раз сверка с Сачеком О.В. проводилась ДД.ММ.ГГГГ. Пенсионер написал заявление на возобновление выплаты пенсии с районным коэффициентом. По данным отдела адресно-справочной работы УФМС России по <адрес> Сачек О.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, м<адрес>. Сотрудник пенсионного отделения ДД.ММ.ГГГГ дозвонилась до пенсионера, он находится в <адрес>, когда приедет в <адрес>, он не знает.

На докладной записке имеется резолюция военного комиссара <адрес> о снятии районного коэффициента до выяснения места пребывания пенсионера.

В судебном заседании представитель истца Василенко И.В. признал, что по месту регистрации Сачек О.В. не проживает, адрес его фактического места жительства назвать затруднился, при этом объяснил суду, что на территории <адрес> Сачек О.В. в настоящее время не находится.

Факт наличия у Сачека О.В. регистрации по месту жительства на территории <адрес> сам по себе не является доказательством проживания истца на территории <адрес>, поскольку регистрация по месту жительства носит заявительный характер и в силу ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием или условием реализации прав граждан, в том числе на получение пенсии с учетом районного коэффициента.

Так как ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» установлено отсутствие Сачека О.В. по месту регистрации в <адрес> и его нахождение за переделами <адрес>, то есть обстоятельство, влекущее за собой перерасчет размера пенсии в сторону уменьшения, без учета районного коэффициента, учреждением правомерно, в соответствии с п. «а» ст. 55 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № произведен перерасчет размера пенсии Сачеку О.В. с ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку материалами дела не подтвержден факт постоянного проживания Сачека О.В. на территории <адрес>, где установлен районный коэффициент в размере 1.2, доказательств данному обстоятельству стороной истца суду не представлено, требования Сачека О.В. к военному комиссару <адрес>, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» о признании решения выплачивать пенсию без районного коэффициента незаконным, обязании доплатить ежемесячную надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента, обязании выплачивать пенсию, установленную действующим законодательством для пенсионеров, проживающих в <адрес>, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Сачека О. В. к военному комиссару <адрес>, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» о признании решения выплачивать пенсию без районного коэффициента незаконным, обязании доплатить ежемесячную надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента, обязании выплачивать пенсию, установленную действующим законодательством для пенсионеров, проживающих в <адрес>, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.