Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о признании решения незаконным, признании права на получение жилого помещения, возложении обязанности № 2-2688/2017

Смотреть все судебные практики о Споры, связанные с социальными гарантиями - военнослужащим, сотрудникам органов МВД и иных государственных органов

Дело № ******

Мотивированное решение изготовлено

13.06.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06.06.2017

<адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кайгородовой И.В., с участием

представителя ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО3,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, признании права на получение жилого помещения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ****** о снятии истца с учета нуждающихся в получении жилых помещений; признать за истцом право на получение жилого помещения вне очереди; обязать начальника 3 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обеспечить ФИО1 жилым помещением вне очереди.

В обоснование иска ФИО1 указала, что проходила военную службу по контракту. Была уволена с военной службы в июле 2013 года по состоянию здоровья. В период прохождения военной службы на основании решения жилищной комиссии войсковой части 36728 признана нуждающейся в получении жилья. В 2002 году истцу предоставлена служебная квартира. В 2011 году ответчиком признано право истца на получение жилого помещения, в связи с чем истцом ответчику был направлен ее рапорт на получение жилья в <адрес>. В июле 2016 года истцу ответчиком направлено обжалуемое решение, согласно которому у ответчика отсутствует учетное дело истца, которым подтверждается ее право на получение жилого помещения. В связи с этим истец была снята с учета. С таким решением истец не согласна, указывает, что согласно положениям действующих нормативных правовых актов при поступлении в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации документов на военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях в период действия приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, они подлежат включению Департаментом в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях. Какое-либо решение о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий приниматься не должно. При выявлении случаев утраты такими гражданами права на получение жилого помещения, либо незаконности их признания таковыми, уполномоченный орган принимает решение о снятии их с учета нуждающихся.

В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО3 возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что для постановки на учет в качестве нуждающейся в получении постоянного жилого помещения истцу надлежало подать соответствующий рапорт. В учетном деле истца рапорт с принятии истца на учет нуждающихся в жилом помещении, протокол заседания жилищной комиссии отсутствуют. Эти документы истцом не были представлены. В ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации истец обратилась впервые уже после увольнения с военной службы. Истец была включена ответчиком в реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку она значилась в базе квартирно-эксплуатационной части. В последующем, при проверке документов ФИО1 было обнаружено отсутствие в учетном деле рапорта и протокола заседания жилищной комиссией. В связи с этим ответчик посчитал, что истец незаконно была включена в реестр, поэтому в мае 2016 года истец была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Начальник 3 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Белова О.Н. направила в суд письменные возражения на исковое заявление. Указала, что согласно данным единого реестра военнослужащих ФИО1 числится нуждающейся в получении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ с местом предоставления жилого помещения в <адрес>. Основанием для включения учетных данных ФИО1 в единый реестр военнослужащих послужила передача из КЭЧ района в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации сведений после вступления в силу нового порядка жилищного обеспечения военнослужащих, установленного приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, которым утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма. Согласно п. 10 указанной Инструкции, военнослужащие, ранее принятые на учет нуждающихся в получении жилых помещений, сохраняют право находиться на данном учете до обеспечения их жилыми помещениями. Доказательством наличия такого права в силу положений приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** является рапорт военнослужащего, пакет документов в порядке и комплектности, установленных данным приказом, решение жилищной комиссии войсковой части и внесение данных о военнослужащем в систему «Учет». Учитывая отсутствие учетного жилищного дела ФИО1, переданного из КЭЧ района «Белая», а также отдельных документов, из которых следовало бы право нахождения истца на соответствующем учете для целей получения жилого помещения, в оспариваемом истцом решении сделан обоснованный вывод о том, что наличие сведений об истце в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, при отсутствии в уполномоченном органе документов учетного дела истца, подтверждающих ее право на получение жилого помещения, не является безусловным основанием для сохранения за истцом права нахождения в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях. Довод об отсутствии в учетном деле истца документов, из которых бы следовало право нахождения истца на соответствующем учете для целей получения военнослужащим жилого помещения, также подтверждается информацией, представленной войсковой частью 36728 по запросу 3 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, сформированному в рамках осуществления проверочных мероприятий, связанных с установлением иных лиц, в отношении которых некорректно представлена информация о нахождении на учете нуждающихся в получении жилья. В письме от ДД.ММ.ГГГГ № ****** войсковая часть 36728, в том числе, сообщает, что рапорт о признании нуждающимся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, ефрейтором запаса ФИО1 не подавался. В письме также отмечено, что заседания жилищной комиссии 36728 о признании истца нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, не проводилось. Так как отсутствуют документы, подтверждающие постановку истца на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, решение о включении истца в реестр военнослужащих является неправомерным, в связи с чем истец подлежит снятию с учета.

С учётом мнения представителя ответчика и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд признал возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие истца, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.

Заслушав пояснения представителя ответчика, и сследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец ФИО1 проходила службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Была уволена с военной службы по состоянию здоровья и исключена из списков личного состава войсковой части 36728 с ДД.ММ.ГГГГ. Общая продолжительность военной службы истца на момент увольнения составила 19 лет 05 месяцев 07 дней.

Сторонами не оспаривалось, что ФИО1 была включена ответчиком ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма.

Решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** ФИО1 снята с учета нуждающихся в получении жилых помещений на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принять решение № ****** об отказе в постановке ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку документы, подтверждающие постановку истца на учет нуждающихся в получении жилого помещения согласно порядку, действовавшему на момент увольнения с военной службы, не представлены, заявление ФИО1 о постановке на учет нуждающихся представлено в 3 отдел (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, то есть после даты исключения истца из списков личного состава войсковой части.

На момент увольнения истца с военной службы основания и порядок обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями по договору социального найма регламентировались Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******).

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Смотреть все судебные практики о Споры, связанные с социальными гарантиями - военнослужащим, сотрудникам органов МВД и иных государственных органов

По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас до постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы положениям п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которым предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение именно военнослужащим.

Таким образом, право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено истцом только в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.

В силу п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление по рекомендуемому образцу в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), с приложением перечисленных в указанной норме документов.

В соответствии с п. 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.

Пунктом 2 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № ****** установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, через ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно п. 5 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № ****** специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации принимают заявления от военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, для признания их нуждающимися в жилых помещениях; признают военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, поскольку ФИО1 была исключена из списков личного состава войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ, ей до указанной даты надлежало в порядке, установленном упомянутой Инструкцией, обратиться с заявлением в уполномоченную организацию Министерства обороны Российской Федерации, каковой является ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», представив предусмотренные Инструкцией документы.

Как видно из материалов дела, истец с таким заявлением в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обратилась ДД.ММ.ГГГГ, после исключения ее из списков личного состава войсковой части.

По утверждению истца, она в период прохождения военной службы была признана нуждающейся в получении жилого помещения решением жилищной комиссии войсковой части 36728.

До ДД.ММ.ГГГГ действовала Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ******, утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с п. 26 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – Инструкция) учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими должен был подаваться в порядке подчиненности рапорт (п. 27 Инструкции).

В силу п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Выполнение указанного порядка обеспечивало военнослужащему право оставаться на учете нуждающихся до обеспечения жильем после введения в действие Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, что гарантировалось пунктом 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из копии учетного дела ФИО1, она была включена в список военнослужащих войсковой части 36728, состоящих на учете в КЭЧ района Белая, нуждающихся в обеспечении постоянной жилой площадью, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. При этом в данном списке, копия которого представлена войсковой частью 36728, в отношении ФИО1 не заполнена графа, где должна указываться дата признания военнослужащего нуждающимся в получении помещения по договору социального найма.

Также в копии учетного дела ФИО1 имеется копия списка нуждающихся в жилплощади военнослужащих войсковой части 36728 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В этом списке ФИО1 не значится.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ № ****** войсковая часть 36728 сообщила начальнику 3 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о том, что рапорта ряда военнослужащих войсковой части 36728, в том числе ефрейтора запаса ФИО1, о признании их нуждающимися в получении жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма в журнале № ****** (регистрация рапортов войсковой части 36728) инв. № ****** г. не зарегистрированы, что свидетельствует о том, что данные рапорта на имя командира не подавались. Из изложенного следует, что заседания жилищной комиссии войсковой части 36728 о признании военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей нуждающимися в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, не проводились. В соответствии с п. 30 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ****** «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» данные военнослужащие в уточненные списки очередников, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не включались.

Также войсковой частью 36728 в 3 отдел (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации представлена копия журнала № ****** регистрации рапортов войсковой части 36728 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В данном журнале имеются сведения только о рапорте ФИО1 об обеспечении вещевым имуществом.

Истцом в ходе рассмотрения настоящего дела также не представлены доказательства ее обращения с рапортом к командиру войсковой части или с заявлением в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации до ее увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава войсковой части 36728, доказательства того, что по указанному рапорту или заявлению уполномоченным жилищным органом (жилищной комиссией войсковой части или ответчиком) было принято решение о постановке истца на учет нуждающихся в получении жилого помещения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявительный порядок обращения к органу, осуществляющему принятие на учет, ФИО1 не был соблюден. В связи с этим решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о включении истца в реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилого помещения, является неправомерным.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В связи с изложенным решение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о снятии ФИО1 с учета нуждающихся в получении жилого помещения соответствует закону, а требования ФИО1 не могут быть удовлетворены.

Вместе с этим следует отметить, что 3 отдел (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, указанный истцом в исковом заявлении в качестве ответчика, представляет собой территориальное структурное подразделение ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, не имеет статуса юридического лица, и, соответственно, не обладает гражданской процессуальной правоспособностью, а потому не может быть ответчиком по делу.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решения незаконным, признании права на получение жилого помещения, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Судья И.В. Кайгородова

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по трудовым спорам с 10 по 31 декабря 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.