Решение суда о признании права на пенсию по выслуге лет, назначении пенсии с момента обращения № 2-6824/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-6824/2017

Мотивированное решение составлено 25.09.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург                                                                                                    18.09.2017

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Абрашкиной Е.Н., при секретаре Квашниной Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова С.А. к ГУ МВД России по Свердловской области о признании права на пенсию по выслуге лет, назначении пенсии с момента обращения,

УСТАНОВИЛ:

Семенов С.А. обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнений просит признать право на получение пенсии по выслуге лет, включить в выслугу лет для назначение пенсии период службы с 29.06.2001 по 01.01.2014 в государственной противопожарной службе Департамента по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области Республики Казахстан; обязать ГУ МВД России по Свердловской области назначить пенсию за выслугу лет с 06.02.2017.

В обоснование требований истец ссылался на то, что он является пенсионером правоохранительных органов Республики Казахстан по выслуге лет. В связи с переездом на постоянное место жительство в г. Каменск-Уральский Свердловской области истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет. Решением ГУ МВД России по Свердловской области от 14.02.2017 истцу было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что Департамент по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области Республики Казахстан, в котором проходил службу истец, не входит в систему органов внутренних дел.

Истец в судебном заседании поддержал доводы и требования искового заявления просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Так представитель ответчика полагает, что поскольку истец проходил службу в органах внутренних дел с 26.11.1990 пол 29.06.2001 в УВД Северо-Казахстанской области, выслуга лет составила 10 лет 07 мес. 03 дня. С 29.06.2001 по 31.12.2013 истец проходил службу в УГПС СКО, ФГУ «СПиАСР» по СКО, ГУ «СПиАСР» ДСЧ СКО Министерства по чрезвычайным ситуациям республики Казахстан. В связи с тем, что Соглашением стран Содружества независимых государств от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение от 13.03.1992) не поименованы лица, проходящие службу в органах Государственной противопожарной службы подразделениях по чрезвычайным ситуациям других государств, и договоры (соглашения) о взаимном пенсионном обеспечении этих сотрудников, проходивших службу в государствах-участниках СНГ, не заключались, правовых оснований для осуществления пенсионного обеспечения пенсионными органами МВД России бывших сотрудников иных органов и учреждений, не входящих в систему органов внутренних дел Российской Федерации, в связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию не имеется.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец в период с 26.11.1990 по 16.08.1996 проходил службу в отделе внутренних дел Мамлютского райисполкома Управления внутренних дел Северо-Казахстанской области, с 16.08.1996 по 01.07.1997 – в отделе внутренних дел Мамлютского райисполкома Управления внутренних дел Северо-Казахстанской области, с 01.07.1997 по 07.07.2000 – в Мамлютском районном отделе внутренних дел Управления внутренних дел Северо-Казахстанской области, с 07.07.2000 – 29.06.2001 – в отделе внутренних дел Мамлютского района, что подтверждается архивной справкой (л.д. 133-136).

В период с 29.06.2001 по 01.02.2005 истец проходил службу в пожарной части № 11 Мамлютского района государственной противопожарной службы Северо-Казахстанской области, с 01.02.2005 по 01.09.2008 – в филиале государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» по Северо-Казахстанской области, с 01.09.2008 по 28.07.2011 – в пожарной части № 15 Мамлютского района государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ Департамента по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области», с 28.07.2011 по 26.08.2011 – в государственном учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ Департамента по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области», с 26.08.2011 по 06.02.2013 – в пожарной части № 15 Мамлютского района государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ Департамента по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области», с 06.02.2013 по 31.12.2013 – пожарной части № 15 Мамлютского района государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ Департамента по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области», что подтверждается архивной справкой (л.д. 133-134).

Приказом начальника государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ Департамента по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области» № 269 л/с от 30.12.2013 Семенов С.А. уволен из органов государственной противопожарной службы с 01.01.2014 (л.д. 12).

Истец является пенсионером и получателем пенсии по выслуге лет по линии Министерства внутренних дела Республики Казахстан (л.д. 33).

06.02.2017 истец обратился в ГУ МВД России по Свердловской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет.

Письмом ГУ МВД России по Свердловской области от 06.02.2017 в назначении истцу пенсии за выслугу лет отказано на том основании, что лица, проходившие службу в органах, не входящих в систему органов внутренних, в частности в Департаменте по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области Республики Казахстан, не поименованы в Соглашении от 13.03.1992 (л.д. 10-11).

Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.

В соответствии с абзацем пятым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Исходя из приведенных положений Закона, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 4 Закона, проходивших службу в других государствах- участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.

Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения от 13.03.1992.

Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года усматривается, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.

Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 года, государства-участники Содружества Независимых Государств 24 декабря 1993 года приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 года).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.

Статьей 4 Соглашения от 24 декабря 1993 года определено, что органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают министерства внутренних дел Сторон.

Из содержания приведенных положений Соглашения от 24 декабря 1993 года следует, что они регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, при этом Соглашением от 24 декабря 1993 года на министерства внутренних дел Сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел.

Как установлено судом, истец в период с 29.06.2001 по 31.12.2013 истец проходил службу в органах государственной противопожарной службы Республики Казахстан, что следует из архивной справки (л.д. 133-134).

Из письма Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 11.07.2017 следует, что ст. 10 Закона Республики Казахстан «О пожарной безопасности» от 22.11.1996 № 48-1 устанавливает распространение на сотрудников государственной противопожарной службы, которым в установленном порядке присвоено специальное звание, порядка прохождения службы, оплаты труда, присвоения специальных званий, обеспечения вещевым имуществом, пенсионное обеспечение, медицинское и санаторно-курортное обслуживание, а также условия социальной защиты и правовое положение, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел (л.д 137-138).

Согласно письма Департамента внутренних дел Северо-Казахстанской области от 30.06.2017 служба пожаротушения до 06.08.2014 входила в состав Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (л.д. 146). В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан «О реформе системы государственного управления Республики Казахстан» от 06.08.2014 № 875 Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан упразднено, с передачей функций и полномочий Министерству внутренних дел Республики Казахстан, за исключением вопросов, касающихся промышленной безопасности, формирования и развития государственного материального резерва.

Поскольку истец проходил службу в органах государственной противопожарной службы с 29.06.2001 по 31.12.2013, и до 06.08.2014 данная служба не входила в состав Министерства внутренних дел Республики Казахстан, то служба в подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан является самостоятельным видом службы и не относится к службе в органах внутренних дел Республики Казахстан.

Учитывая, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок назначения пенсии за выслугу лет указанным в нем категориям граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы, не предусмотрено возложение на пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязанности по осуществлению пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в подразделениях по чрезвычайным ситуациям государств-участников Содружества, в связи с их переездом на территорию Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Семенова С.А. о признании права на пенсию по выслуге лет, назначении пенсии с момента обращения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

исковые требования Семенова С.А. к ГУ МВД России по Свердловской области о признании права на пенсию по выслуге лет, назначении пенсии с момента обращения оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья            ДД.ММ.ГГГГ                                            Е.Н. Абрашкина