Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о признании права на пенсию по выслуге лет, назначении пенсии с момента обращения № 2-6824/2017

Смотреть все судебные практики о Споры, связанные с социальными гарантиями - военнослужащим, сотрудникам органов МВД и иных государственных органов

Дело № 2-6824/2017

Мотивированное решение составлено 25.09.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург                                                                                                    18.09.2017

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Абрашкиной Е.Н., при секретаре Квашниной Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова С.А. к ГУ МВД России по Свердловской области о признании права на пенсию по выслуге лет, назначении пенсии с момента обращения,

УСТАНОВИЛ:

Семенов С.А. обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнений просит признать право на получение пенсии по выслуге лет, включить в выслугу лет для назначение пенсии период службы с 29.06.2001 по 01.01.2014 в государственной противопожарной службе Департамента по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области Республики Казахстан; обязать ГУ МВД России по Свердловской области назначить пенсию за выслугу лет с 06.02.2017.

В обоснование требований истец ссылался на то, что он является пенсионером правоохранительных органов Республики Казахстан по выслуге лет. В связи с переездом на постоянное место жительство в г. Каменск-Уральский Свердловской области истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет. Решением ГУ МВД России по Свердловской области от 14.02.2017 истцу было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что Департамент по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области Республики Казахстан, в котором проходил службу истец, не входит в систему органов внутренних дел.

Истец в судебном заседании поддержал доводы и требования искового заявления просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Так представитель ответчика полагает, что поскольку истец проходил службу в органах внутренних дел с 26.11.1990 пол 29.06.2001 в УВД Северо-Казахстанской области, выслуга лет составила 10 лет 07 мес. 03 дня. С 29.06.2001 по 31.12.2013 истец проходил службу в УГПС СКО, ФГУ «СПиАСР» по СКО, ГУ «СПиАСР» ДСЧ СКО Министерства по чрезвычайным ситуациям республики Казахстан. В связи с тем, что Соглашением стран Содружества независимых государств от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» (далее - Соглашение от 13.03.1992) не поименованы лица, проходящие службу в органах Государственной противопожарной службы подразделениях по чрезвычайным ситуациям других государств, и договоры (соглашения) о взаимном пенсионном обеспечении этих сотрудников, проходивших службу в государствах-участниках СНГ, не заключались, правовых оснований для осуществления пенсионного обеспечения пенсионными органами МВД России бывших сотрудников иных органов и учреждений, не входящих в систему органов внутренних дел Российской Федерации, в связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию не имеется.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что истец в период с 26.11.1990 по 16.08.1996 проходил службу в отделе внутренних дел Мамлютского райисполкома Управления внутренних дел Северо-Казахстанской области, с 16.08.1996 по 01.07.1997 – в отделе внутренних дел Мамлютского райисполкома Управления внутренних дел Северо-Казахстанской области, с 01.07.1997 по 07.07.2000 – в Мамлютском районном отделе внутренних дел Управления внутренних дел Северо-Казахстанской области, с 07.07.2000 – 29.06.2001 – в отделе внутренних дел Мамлютского района, что подтверждается архивной справкой (л.д. 133-136).

В период с 29.06.2001 по 01.02.2005 истец проходил службу в пожарной части № 11 Мамлютского района государственной противопожарной службы Северо-Казахстанской области, с 01.02.2005 по 01.09.2008 – в филиале государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ» по Северо-Казахстанской области, с 01.09.2008 по 28.07.2011 – в пожарной части № 15 Мамлютского района государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ Департамента по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области», с 28.07.2011 по 26.08.2011 – в государственном учреждении «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ Департамента по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области», с 26.08.2011 по 06.02.2013 – в пожарной части № 15 Мамлютского района государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ Департамента по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области», с 06.02.2013 по 31.12.2013 – пожарной части № 15 Мамлютского района государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ Департамента по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области», что подтверждается архивной справкой (л.д. 133-134).

Приказом начальника государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ Департамента по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области» № 269 л/с от 30.12.2013 Семенов С.А. уволен из органов государственной противопожарной службы с 01.01.2014 (л.д. 12).

Истец является пенсионером и получателем пенсии по выслуге лет по линии Министерства внутренних дела Республики Казахстан (л.д. 33).

06.02.2017 истец обратился в ГУ МВД России по Свердловской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет.

Письмом ГУ МВД России по Свердловской области от 06.02.2017 в назначении истцу пенсии за выслугу лет отказано на том основании, что лица, проходившие службу в органах, не входящих в систему органов внутренних, в частности в Департаменте по чрезвычайным ситуациям Северо-Казахстанской области Республики Казахстан, не поименованы в Соглашении от 13.03.1992 (л.д. 10-11).

Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.

В соответствии с абзацем пятым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Смотреть все судебные практики о Споры, связанные с социальными гарантиями - военнослужащим, сотрудникам органов МВД и иных государственных органов

В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Исходя из приведенных положений Закона, пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 4 Закона, проходивших службу в других государствах- участниках Содружества Независимых Государств и государствах, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, на которых распространяются положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, осуществляется в порядке, предусмотренном договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными между Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР и этими государствами.

Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения от 13.03.1992.

Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 года усматривается, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.

Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 года, государства-участники Содружества Независимых Государств 24 декабря 1993 года приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от 24 декабря 1993 года).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 года пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.

Статьей 4 Соглашения от 24 декабря 1993 года определено, что органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают министерства внутренних дел Сторон.

Из содержания приведенных положений Соглашения от 24 декабря 1993 года следует, что они регулируют вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших перед увольнением службу в органах внутренних дел, при этом Соглашением от 24 декабря 1993 года на министерства внутренних дел Сторон не возлагается обязанность пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в иных структурных подразделениях других министерств и ведомств государств-участников СНГ, не входящих в систему органов внутренних дел.

Как установлено судом, истец в период с 29.06.2001 по 31.12.2013 истец проходил службу в органах государственной противопожарной службы Республики Казахстан, что следует из архивной справки (л.д. 133-134).

Из письма Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 11.07.2017 следует, что ст. 10 Закона Республики Казахстан «О пожарной безопасности» от 22.11.1996 № 48-1 устанавливает распространение на сотрудников государственной противопожарной службы, которым в установленном порядке присвоено специальное звание, порядка прохождения службы, оплаты труда, присвоения специальных званий, обеспечения вещевым имуществом, пенсионное обеспечение, медицинское и санаторно-курортное обслуживание, а также условия социальной защиты и правовое положение, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан для сотрудников органов внутренних дел (л.д 137-138).

Согласно письма Департамента внутренних дел Северо-Казахстанской области от 30.06.2017 служба пожаротушения до 06.08.2014 входила в состав Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан (л.д. 146). В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан «О реформе системы государственного управления Республики Казахстан» от 06.08.2014 № 875 Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан упразднено, с передачей функций и полномочий Министерству внутренних дел Республики Казахстан, за исключением вопросов, касающихся промышленной безопасности, формирования и развития государственного материального резерва.

Поскольку истец проходил службу в органах государственной противопожарной службы с 29.06.2001 по 31.12.2013, и до 06.08.2014 данная служба не входила в состав Министерства внутренних дел Республики Казахстан, то служба в подразделениях Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан является самостоятельным видом службы и не относится к службе в органах внутренних дел Республики Казахстан.

Учитывая, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок назначения пенсии за выслугу лет указанным в нем категориям граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы, не предусмотрено возложение на пенсионные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации обязанности по осуществлению пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в подразделениях по чрезвычайным ситуациям государств-участников Содружества, в связи с их переездом на территорию Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Семенова С.А. о признании права на пенсию по выслуге лет, назначении пенсии с момента обращения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

исковые требования Семенова С.А. к ГУ МВД России по Свердловской области о признании права на пенсию по выслуге лет, назначении пенсии с момента обращения оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья            ДД.ММ.ГГГГ                                            Е.Н. Абрашкина

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по трудовым спорам с 16 по 30 ноября 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.