Решение суда о признании отказа незаконным, признании права, возложении обязанности № 2-3830/2017 ~ М-3030/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-3830/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2017 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,

при секретаре Кивилевой А.А.,

с участием истца Яфаровой Е.В.,

представителя истца Горобец И.Л.,

представителя ответчиков Гетц А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску Яфаровой Е.В. к ГУФСИН России по Пермскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании отказа незаконным, признании права, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

    Яфарова Е.В. обратилась в суд с иском к ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, просит признать незаконным решение комиссии ФСИН России по протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ. по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, членам их семей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в составе семьи из трех человек; возложении обязанности на ответчиков поставить на учет в составе семьи из трех человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ.; признать не соответствующим закону действия ответчиков в части нарушения сроков рассмотрения заявления с пакетом документов и уведомления о принятом решении.

    В обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ. обратилась с заявлением в территориальную подкомиссию о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи из трех человек. Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. заседания комиссии ФСИН России отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, а именно нет информации о месте регистрации по месту жительства сына (выписка из домовой книги не представлена). А также указано, что выписка из ЕГРП представлена на имеющиеся объекты недвижимого имущества, но не содержит информации об имевшихся объектах недвижимого имущества. С данным решением комиссии ФСИН России не согласна, так как все необходимые документы, предусмотренные п. 5 Правил представлены. В нарушении законодательства не сообщалось, когда именно заявление с пакетом документов рассматривалось на заседании территориальной подкомиссии ГУФСИН и направлялось в комиссию ФСИН России. Также ГУФСИН своевременно не уведомил о принятом решении об отказе постановке на учет для получения ЕСВ. При длительном рассмотрении рапорта в течение трех с половиной лет требований о предоставлении дополнительных документов не заявлялось. Выписка из домовой книги действительно не представлена, но представлены финансовые лицевые счета и справка паспортиста УК ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано, что домовые книги в многоквартирном <Адрес> не ведутся. В данной справке представлена информация о регистрации сына Яфарова Д.В. с ДД.ММ.ГГГГ., равно как представлена информация о ее регистрации с ДД.ММ.ГГГГ. и мужа Яфарова В.Б. с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в силу ч. 2 ст. 20 ГК РФ место жительства несовершеннолетнего, не достигшего 14летнего возраста, признается место жительство его законных представителей – родителей. Выписка из ЕГРП представлена о наличии прав на недвижимое имущество в размере ? доли <Адрес>. Иных оснований, препятствующих постановке на учет для получения ЕСВ в решении комиссии ФСИН России, оформленной выпиской из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. не имеется.

    Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по доводам искового заявления.

    Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала.

    Представитель ответчиков в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных отзывах (л.д.17-20,21-24).

    Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, учетное дело, суд приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению на основании следующего.

    В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Постановлением Правительством РФ от 24 апреля 2013 г. за N 369 были утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее Правила).

В соответствии с пунктами 4, 5 указанных Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются следующие документы:

а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);

б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);

в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника;

г) копия послужного списка сотрудника;

д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;

з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;

и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;

к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства:

    ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась во ФСИН России с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369.

Территориальной подкомиссией ГУФСИН России по Пермскому краю принято решение о направлении пакета документов Яфаровой Е.В. в ФСИН России для принятия решения (л.д. 8).

Согласно выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. заседания комиссии ФСИН России Яфаровой Е.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. № 369. Нет информации о месте регистрации по месту жительства сына заявителя (выписка из домовой книги не представлена). Выписка из ЕГРП представлена на имеющиеся объекты недвижимого имущества, но не содержит информации об имевшихся объектах недвижимого имущества. Информация представлена всеми территориальными органами Росреестра, с указанием девичьей фамилии заявителя за один день (л.д.6-7).

Как следует из материалов учетного дела, истец является майором внутренней служб ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Пермскому краю, выслуга по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 16 лет 03 месяца 08 дней.

Истец с ДД.ММ.ГГГГ., муж Яфаров В.Б. с ДД.ММ.ГГГГ., ее сын Яфаров Д.В.,ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрированы по адресу: <Адрес>, в жилом помещении, принадлежащем на праве долевой собственности по ? доли Яфаровой Е.В. и ФИО6 (учетное дело).

В материалах учетного дела содержатся справки о регистрации по месту жительства по вышеуказанному адресу, в которой указано, что справка выдана взамен выписки из домовой книги, т.к. данная книга в многоквартирном доме не ведется.

Проанализировав материалы учетного дела истца, суд приходит к выводу о незаконности принятого комиссией ФСИН решения, поскольку заявителем представлены все документы, предусмотренные п.5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.

Указание о не предоставлении информации о месте регистрации по месту жительства сына заявителя (выписка из домовой книги) опровергается материалами учетного дела, в котором содержится справка ООО «Престиж плюс» от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что несовершеннолетний Яфаров Д.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. был зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. по адресу: <Адрес>.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В представленной справке о регистрации указаны сведения о регистрации родителей Яфарова Д.В., в соответствии с требованиями закона, несовершеннолетний Яфаров Д.В. был зарегистрирован по месту жительства своих родителей.

Нее может служить основанием для отказа непредоставление выписки из домовой книги, поскольку в справке о регистрации указано, что домовая книга не ведется, а Правилами предусмотрено, что в случае, если выписка из домовой книги не может быть получена, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;

Кром того, назначение домовой книги закреплено в Административном регламенте предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288, в соответствии с которым в домовой книге отражаются сведения о лицах, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета за весь период эксплуатации жилого помещения, даты регистрации и снятия с учета, даты рождения, степень родства зарегистрированных, сведения о документе, подтверждающем право на жилое помещение.

При этом предусмотрено, что оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг осуществляется лишь в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение работы, связанной с регистрацией граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности.

При обращении с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты истец предоставила справку о лицах, зарегистрированных в жилом помещениях, т.е представленные документы содержали в себе сведения аналогичные тем, которые указываются в домовой книге и являются документами заменяющими выписку из домовой книги.

Для подтверждения отсутствия в собственности жилых помещений, истец Яфарова Е.В. представила на себя выписку из ЕГРП и членов своей семьи уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений о наличии в собственности жилых помещений, что соответствует п.п. «и» п.5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.

Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов, обязанности предоставления иных документов, не предусмотренных п.5 вышеуказанных Правил, в том числе выписок из ЕГРП за последние пять лет, законодательство не содержит. При этом, органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты.

При этом, при рассмотрении настоящего дела, судом установлено, что какие-либо иные жилые помещения, помимо жилья по адресу: <Адрес>, истцу и членам ее семьи не принадлежали и не принадлежат.

С учетом изложенного, поскольку истец представила все необходимые документы для принятия на учет, при этом имеет необходимый стаж службы, жильем, в соответствии с установленной нормой не обеспечена, соответственно, порядок и условия принятия на учет для получения единовременной выплаты ею соблюдены, в связи с чем она подлежит постановке на учет.

При таких обстоятельствах представленные истцом документы, с учетом закрепленных в Федеральном законе от 30.12.2012 года № 283-ФЗ условий для получения единовременной социальной выплаты, позволяли компетентному органу рассмотреть вопрос о постановке Яфаровой Е.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с чем решение комиссии ФСИН России от 20.04.2016г. об отказе в постановке истца на учет нельзя признать законным и обоснованным.

Поскольку иных оснований для отказа Яфаровой Е.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения комиссией ФСИН России не указано, то суд считает, что на ответчика – ФСИН России следует возложить обязанность по постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения. При этом, постановка на учет должна осуществляться с даты подачи рапорта, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании за ней в составе семьи из 3-х человек права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку п.23 Правил установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Доказательств того, что лица, вставшие на учет до момента подачи истцом рапорта, получили социальную выплату, и соответственно у истца наступило право на получение указанной выплаты, в судебное заседание не представлено.

Также не подлежат удовлетворению требования истца о признании несоответствующим закону действия ответчиков в части нарушения сроков рассмотрения заявления и уведомления о принятом решении, так как само по себе нарушение срока рассмотрения заявления истца не является безусловным основанием для признания незаконным действий ответчиков при рассмотрении его заявления. С учетом того, что решение по результатам рассмотрения рапорта истца уже принято, удовлетворение данного требования не восстановит права истца, что является обязательным по смыслу ч. 1 ст. 11 ГК РФ и ч. 1 ст. 3 ГПК РФ

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ

признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты Яфаровой Е.В..

Возложить на ФСИН России обязанность принять Яфарову Е.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований Яфаровой Е.В. – отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий –    подпись        Л.Ю. Дульцева

     <данные изъяты>