Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
копия
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2017 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе председательствующего судьи Копеиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Ивкиной Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филюзина Андрея Михайловича к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Филюзин А.М. обратился в суд с иском к ФСИН России, ГУФСИН России по КК в котором просил признать решение Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а так же сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 04 апреля 2016 года об отказе в постановке на учёт Филюзина Андрея Михайловича для получения единовременной социальной выплаты незаконным, возложить обязанность поставить истца на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что истец проходит службу ФКУ ИК -6 ГУФСИН России по КК в должности заместителя начальника колони – начальника транзитно-пересылочного пункта. Выслуга лет в календарном исчислении на 12.13.2013 года составила 25 лет. 05. Месяцев.
30.01.2014 года истец обратился с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты. Согласно выписки из протокола № от 04 апреля 2016 года комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с п.12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № в связи с ухудшением жилищных условий в 2012 году. Полагал, что данное решение Комиссии в отказе в постановке на учет является необоснованным, поскольку подробно не мотивировано, выводы о намеренном ухудшении жилищных условий не обоснованы. При этом, Комиссией не было учтено, что истец вместе с семьёй зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. Красноярск, ул. Батурина, д. 5, кв. 154, с 19 октября 2012 года. Смена места жительства вызвана назначением истца на новое место службы г. Красноярск. В связи с этим Филюзин А.М. и его семья были сняты с регистрационного учёта по прежнему месту жительства. Полагал, что отсутствовали законные основания для принятия названного решения, в связи с чем просил требования удовлетворить.
Представитель ФСИН России, ГУФСИН России по Красноярскому краю Маценко М.С., действующий по доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных требований, просил в их удовлетворении отказать ссылаясь на то, что при принятии решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения учитывается наличие в собственности или в социальном найме всех жилых помещений, в том числе тех, право на которые гражданин имеет как член семьи собственника или нанимателя. Полагал, что данный спор подсуден по месту нахождения ответчика ФСИН России, поскольку требования к ГУФСИН России по КК не заявлялись. Из выписки из протокола заседания комиссии ФСИН России № от 04.04.2017 следует, что отказ в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты связан с ухудшением жилищных условий в 2012 году. Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей. По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим (определение Верховного Суда РФ от 26.06.2017 №-КГ17-11). Таким образом, перемена места жительства также может быть отнесена к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника. Просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в своей совокупности, суд приходит к следующим выводам:
В силу статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, действующего с 01 января 2013 года, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 апреля 2013 года N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления еди7новременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012г. №283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей (часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Положениями пункта 12 Правил предусмотрено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Таким образом, исходя из системного анализа приведенных норм следует, что ограничения в постановке сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты должны считаться допустимыми лишь в том случае, если сотрудниками совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые привели к состоянию, требующему участия со стороны государства в обеспечении их другим жильем.
Как было установлено судом и следует из материалов дела, Филюзин А.М. проходит службу в ГУФСИН по Красноярскому краю в должности заместителя начальника ФКУ ОИК-36 ГУФСИН России по КК. Выслуга лет по состоянию на 12.12.2013 года в календарном исчислении составляет 25 лет 05 месяцев 13 дней.
31.01.2014 года истец обратился в ГУФСИН России по Красноярскому краю с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Истцом были представлены документы на состав семьи 3 человека: заявитель, супруга – Филюзина (Масальская) Ю.А., дочь – Филюзина Т.А., 2011 года рождения.
Согласно ответа заместителя начальника ОКиРЛС от 03 марта 2014 года представленные истцом материалы были рассмотрены комиссией ГУФСИН (протокол от 26 февраля 2014 года №5). Данной комиссией было принято решение о направлении документов для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в Комиссию ФСИН.Согласно выписки из протокола № от 04 апреля 2016 года комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее по тексту Комиссия) истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с п.12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № в связи с ухудшением жилищных условий в 2012 году.
Из материалов дела следует, что истец с семьей с 19.10.2012 по настоящее время постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 66,5 кв. метра по адресу: <адрес>, на основании договора найма служебного жилого помещения. Нанимателем является Филюзин А.М., что подтверждается названным договором.
По данному адресу представлена выписка из домовой книги и выписка из финансово-лицевого счета, согласно которой на указанной жилплощади постоянно зарегистрировано 3 человека.
Ранее заявитель с 1988 и дочь с рождения по Г8.07.2012 были постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 59,5 кв. метра по адресу: <адрес>, на основании договора соц. найма, нанимателем был отец заявителя Филюзин М.А. (умер в 2009 г.).
Согласно выписки из домовой книги по адресу: <адрес>3, составленной по состоянию на 17.12.2013 года, в указанном жилом помещении были зарегистрированы: отец истца – Филюзин М.А. – выписан по смерти 22.07.2009 года, истец Филюзин А.М.- выписан 18.07.2012 года по смене места жительства, бывшая супруга истца Шаповалова С.В.- выписана 03.02.2011года, а также дети истца.
Решением суда от 29.12.2016 года Филюзина Т.А. – дочь истца признан неприобретшей право пользования квартирой по адресу: <адрес>3. Право собственности на указанное жилое помещение признано за Филюзиным И.А. и Филюзиной В.А..
Ранее супруга истца – Филюзина Ю.А. с 1988 по 19.07.2012 была постоянно зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 36 кв. метров по адресу: <адрес>, на основании ордера № от 18.05.1988, ответственный квартиросъемщик мать супруги заявителя Масальская Н.В.. Филюзина Ю.А. снята с регистрационного учета 19.10.2012 года.
Согласно справок БТИ и выписки из ЕГРП право собственности на объекты недвижимого имущества за истцом и членами его семьи не зарегистрировано.
Обращаясь с настоящими требованиями, истец ссылается на то, что смена места жительства вызвана назначением истца на новое место службы г. Красноярск. В связи с чем, его семья была сняты с регистрационного учёта по прежнему месту жительства, поэтому в действиях истца отсутствовала намеренность ухудшить свои жилищные условия для получения данной выплаты.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Отказывая Филюзину А.М. в постановке на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты со ссылкой на п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года №, Комиссия ФСИН России вменила заявителю совершение действий, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий.
Вместе с тем, Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
По смыслу закона, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ не содержит указание на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие, санкции положений части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ и пункта 12 Правил не подлежали применению при разрешении заявленных требований Филюзина А.М. о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты, так как не имеют обратной силы.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Под действиями, которые были предприняты истцом с целью приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, ответчик понимал его выезд из квартиры по адресу: <адрес>3, где на момент выезда было зарегистрировано 5 человек.
По мнению суда, такой выезд нельзя признать действиями по намеренному ухудшению жилищных условий.
Из материалов дела и пояснений истца следует, что выезд в иную квартиру обусловлен объективными обстоятельствами – перевод на новое место службы в <адрес>, при этом, после вселения в квартиру по адресу: <адрес> на момент его обращения в жилищную комиссию приходящаяся на его долю общая площадь жилого помещения составляла большую площадь, нежели по предыдущему месту жительства.
Суд полагает, что выезд истца из занимаемой квартиры во всяком случае не может быть расценен как намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку после такого переезда приходящаяся на долю истца площадь жилого помещения не уменьшается.
В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
По данному делу юридически значимым и подлежащим установлению являлось выяснение того, были ли действия истца и членов его семьи по снятию с регистрационного учета в жилом помещении, намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий, и приобрел ли он в результате этих действий статус нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Суд, установив фактические обстоятельства по делу, оценив представленные доказательства в своей совокупности, приходит к выводу, что оснований признать действия истца и членов его семьи по снятию с регистрационного учета в жилом помещении в 2012 году, намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий, нет.
При таких обстоятельствах отказ Комиссии в постановке Филюзина А.М. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является незаконным.
Разрешая требования истца о возложении обязанности на ФСИН России по Красноярскому краю поставить Филюзина А.М. и членом его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления – 30.01.2014 года, суд считает не подлежащими удовлетворению, поскольку соблюдение истцом и членами его семьи необходимых условий предусмотренных частями 1 и 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012г. №283-ФЗ, в материалах дела не имеется сведений о соблюдении истцом этих условий в настоящее время.
Совокупность установленных обстоятельств с выше приведенными правовыми нормами, позволяет суду исковые требования Филюзина А.М. удовлетворить частично, признать решение Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а так же сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 04 апреля 2016 года об отказе в постановке на учёт Филюзина Андрея Михайловича для получения единовременной социальной выплаты незаконным. Исковые требования о возложении обязанности на ФСИН России по Красноярскому краю поставить Филюзина А.М. и членом его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления – 30.01.2014 года, оставить без удовлетворения. Исковые требования Филюзина А.М. к ГУФСИН РФ по КК оставить без удовлетворения как заявленные к ненадлежащему ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ
Исковые требования Филюзина Андрея Михайловича к ФСИН РФ удовлетворить частично.
Признать решение Комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а так же сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 04 апреля 2016 года об отказе в постановке на учёт Филюзина Андрея Михайловича для получения единовременной социальной выплаты незаконным.
Исковые требования о возложении обязанности на ФСИН России по Красноярскому краю поставить Филюзина А.М. и членом его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления – 30.01.2014 года, оставить без удовлетворения.
Исковые требования Филюзина Андрея Михайловича к ГУФСИН РФ по КК оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца после изготовления его в окончательной форме, путем подачи жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2017года
Судья: подпись
копия верна:
судья И.А. Копеина