Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Иркутск 19 сентября 2017 г.
Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Луст О.В., при секретаре Наумовой Н.А.,
с участием истца Карпенко В.В., представителя ответчика Шавровой М.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3327/2017 по исковому заявлению Карпенко В.В. к ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» о признании незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ. № № в выплате компенсации за проезд, взыскании стоимости проезда,
УСТАНОВИЛ:
Карпенко В.В. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» о признании незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ. № № в выплате компенсации за проезд, взыскании стоимости проезда.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что в ДД.ММ.ГГГГ году он был уволен из рядов Вооруженных сил в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы в льготном исчислении составила 21 год. В 2017 году его члены семьи: жена Карпенко А.В. и несовершеннолетние дети: сын – Карпенко ЕВ. и дочь Карпенко Д.В. проходили санаторно-курортное лечение в военном санатории «<адрес>». К месту прохождения лечения жена и дети следовали воздушным транспортом по маршруту <адрес> и обратно. Поскольку истец является пенсионером Министерство обороны РФ, и в соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» он и члены его семьи имеют право на бесплатный проезд к месту прохождения санаторно-курортного лечения и обратно, он направил ответчику заявление о компенсации расходов на оплату проезда, к которому приложил проездные документы и документы, подтверждающие пребывание членов его семьи в санатории. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ. № №, подписанном военным комиссаром г. Братска Иркутской области, он получил отказ в возмещении расходов на проезд членов его семьи по маршруту <адрес> на общую сумму 65 345 рублей (18095+23625+23625) со ссылкой на п. 54, 85 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в ВС РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.04.2000г. №, в соответствии с которыми, если маршрут следования пенсионера МО РФ не является прямым, либо кратчайшим права на возмещение стоимости проезда в курортно-санаторные и оздоровительные организации не имеется, поездки не связанные с лечением и оздоровлением (отпуск, заезд к родственникам и т.п.) оплате не подлежат. Авиабилеты по маршруту Москва-Братск не подлежат возмещению, т.к. остановки в пути следования без уважительных причин не допускаются. Считает, что действия ответчика в виде частичного отказа в возмещении расходов на проезд противоречат требованиям закона и нарушают его права. Он является офицером запаса, пенсионером Министерства обороны РФ, выслуга лет в льготном исчислении составляет № год, следовательно, в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» он вправе совместно с членами семьи получать за счет средств Министерства обороны РФ медицинскую помощь, и санаторно-курортное лечение в военно-медицинских учреждениях. В связи с отсутствием прямого сообщения по маршруту Братск-Симферополь члены его семьи следовали к месту лечения в военный санаторий «<адрес>» по кратчайшему маршруту <адрес> с наименьшим количеством остановок, следовательно, надлежаще оформленные проездные авиабилеты по кратчайшему маршруту, предоставленные им к возмещению, являются основанием для возмещения расходов на проезд к месту лечения и обратно в установленном порядке. Факт реализации его членами семьи права на курортно-санаторное лечение, а также достоверность представленных проездных документов ответчиком не оспаривается. Кроме того, следует учесть, что остановка в пути следования не указана в законе как основание для отказа в возмещении расходов. В спорном правоотношении закон не обязывает его представлять доказательства уважительности причин остановки в пути следования. При указанных обстоятельства отказ ответчика в возмещении ему понесенных им расходов на проезд членов его семьи к месту лечения и обратно по причине остановки по пути следования без уважительных причин не основан на законе и нарушает его право на получение социальных гарантий, установленное Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Просит суд признать незаконным отказ военного комиссариата Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. № № в выплате ему компенсации за проезд членов его семьи в военный санаторий по маршруту Москва-Братск; взыскать с Военного комиссариата Иркутской области стоимость проезда членов его семьи в военный санаторий по маршруту <адрес> в размере 65 345 рублей.
В судебном заседании истец Карпенко В.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам и правовым основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика Шаврова М.В., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление и пояснениях, данных в ходе судебного разбирательства, просила в их удовлетворении отказать.
Выслушав мнения сторон, изучив материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По смыслу пункта 4 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после ДД.ММ.ГГГГ, а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и члены семей военнослужащих-граждан во время отпуска, но не более одного раза в год, обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Указанные права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей (пункт 5 названной статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом офицеров указанной категории на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год), а также членов их семей при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 333 утвержден Порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, согласно которому военнослужащие (уволенные с военной службы, члены их семей) направляются в санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний.
Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указанные лица имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на стационарное лечение в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.
В развитие этих положений приказом Министра обороны Российской Федерации N 200 от ДД.ММ.ГГГГ введено в действие "Руководство по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах РФ", согласно пунктам 35, 85 которого, возмещение стоимости проезда военнослужащего и членов его семьи осуществляется по фактическим затратам.
При этом под фактическими затратами следует понимать все траты, связанные с проездом (кроме проезда на такси).
Пунктом 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 300, должностным лицам Министерства обороны предписано возмещать военнослужащим, имеющим право на бесплатный проезд, расходы, связанные с приобретением проездных документов после осуществления проезда, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты.
По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи, офицеры, уволенные с военной службы, и члены их семей, пользуются правом на возмещение расходов на проезд к месту отдыха, который обусловлен медицинскими показаниями и связан с получением ими лечения или оздоровления для профилактики заболеваний.
Судом установлено, что Карпенко В.В. является пенсионером Министерства обороны РФ (пенсионное удостоверение серия Б № №).
Карпенко В.В. состоит в браке с Карпенко А.В., что подтверждается свидетельством о заключении брака № №.
Карпенко В.В. и Карпенко А.В. имеют двоих несовершеннолетних детей: Карпенко Д.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (свидетельство о рождении I-СТ №) и Карпенко ЕВ., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (свидетельство о рождении III-СТ №).
Согласно санаторно-курортным путевкам № СК, № члены семьи истца: жена - Карпенко А.В., дочь - Карпенко Д.В., сын - Карпенко Е.В. находились на лечении в санатории «<адрес>» в период с 07.06.2017г. по 27.06.2017г., куда проследовали по маршруту «<адрес>» авиатранспортом и обратно «<адрес>».
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58ДД.ММ.ГГГГ. Карпенко В.В. обратился с заявлением на имя начальника центра социального обеспечения с заявлением об оплате понесенных расходов.
Согласно ответу военного комиссара г. Братска Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ. № № к оплате приняты и направлены в ВКИО документы по проезду: авиабилеты по маршруту <адрес> и обратно по маршруту <адрес> в соответствии с датами заезда и выезда из санатория «<адрес>». Авиабилеты по маршруту <адрес> возмещению не подлежат, в связи с тем, что в пути следования были остановки без уважительных причин, что не допускается.
Полагая, что отказ ответчика является незаконным, так как истец просил возместить стоимость проезда по кратчайшему пути, Карпенко В.В. обратился в суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства, судом установлено, что право истца на денежную компенсацию расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно-курортную организацию, ответчиком не оспаривается, такие расходы, понесенные истцом в 2017 году, Карпенко В.В. возмещены частично, оплачен проезд в санаторий.
Оценивая законность отказа ответчика в выплате истцу компенсации в полном объеме, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов гражданского дела, факт пребывания членов семьи истца его супруги и детей на лечении в ФГБУ Санаторий «<адрес>» Министерства обороны с ДД.ММ.ГГГГ., ответчиком не оспаривается.
Из представленных истцом проездных документов следует, что стоимость проезда по маршруту <адрес> составила в общей сумме 153 549 руб.
Судом установлено, что расходы, связанные с проездом в оздоровительную организацию в 2017г. по маршруту <адрес> в размере 88 204 руб. ответчиком возмещены Карпенко В.В.
Ответчиком отказано в выплате компенсации стоимости проезда по маршруту <адрес> на сумму 65 345 руб., в связи с тем, что в пути следования были остановки без уважительных причин.
Из пояснений истца Карпенко В.В., данных им в ходе судебного заседания следует, что жена и дети вынуждены были ожидать рейса в Москве, в связи с отсутствием билетов эконом класса, поэтому вылет из Москвы в Братск был осуществлен на следующий день, отклонений от маршрута не было. Для следования в санаторий и обратно был выбран кратчайший маршрут.
Нормами действующего законодательства на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность по полному возмещению военнослужащему фактически понесенных расходов по проезду общественным транспортом при следовании к месту использования основного отпуска, месту лечения и обратно.
Истец, будучи военным пенсионером, обладает правом на оплату проезда в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения с лечением и обратно.
Таким образом, отказ ответчика по возмещению расходов на проезд членов семьи Карпенко В.В. от места отдыха к месту жительства приводит к ограничению прав истца, как военного пенсионера. Поскольку норма пункта 5 статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривает для офицеров, уволенных с военной службы по основаниям, указанным в законе, возможность проезда на безвозмездной основе к месту стационарного лечения, в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и обратно, обеспечивая тем самым реализацию их права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Доводы ответчика о том, что расходы на проезд не подлежат возмещению по причине остановок с задержками в пути без уважительных причин, суд считает несостоятельными. Поскольку действующее законодательство таких оснований для отказа в выплате компенсации не предусматривает. При этом суд принимает во внимание объяснения истца о том, что увеличение срока нахождения в Москве было обусловлено объективными причинами, невозможностью приобрести авиабилеты по доступной для него цене.
Таким образом, отказ ФКУ "Военный комиссариат Иркутской области" в возмещении истцу расходов по оплате проезда от места отдыха членов его семьи к месту жительства нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах, исковые требования Карпенко В.В. к ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» о признании незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ. № в выплате компенсации за проезд, взыскании стоимости проезда, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Карпенко В.В. – удовлетворить.
Признать незаконным отказ ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» от ДД.ММ.ГГГГ. № № в выплате Карпенко В.В. компенсации за проезд членов семьи в военный санаторий по маршруту Москва-Братск.
Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Иркутской области» в пользу Карпенко В.В. стоимость проезда членов семьи в военный санаторий по маршруту Москва-Братск в размере 65 345 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения
Судья О.В. Луст
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.В. Луст