Решение суда о признании незаконным действий по прекращению выплаты пенсии, взыскании задолженности, № 2-3539/2017 ~ М-2238/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-3539-17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Троицковой Ю.В.,

при секретаре Иркагалиевой А.М.,

с участием истца, представителя истца, представителей ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 мая 2017 года в г. Волгограде гражданское дело по иску Шмырова В. А. к ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о признании незаконным действий по прекращению выплаты пенсии, взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Шмыров В.А. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области», в котором просит признать незаконным действия ответчика о прекращении выплаты с ДД.ММ.ГГГГ пенсии в размере 26084,42 руб., взыскать с ответчика задолженность, образовавшуюся в результате разницы между ранее выплачиваемой (до 01.02.2017г.) военной пенсии, составляющей 26 084 руб. 42 коп. и выплачиваемой с ДД.ММ.ГГГГг. военной пенсии в размере 23 289 руб. 66 коп., из расчета 2 794,76 руб. в месяц, а за два месяца 5589,52 руб.

В обоснование иска указано, что в период с 1975 года по 1992г. истец проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР. В период с 1992г. по 2005г. проходил военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь. В 2005 года Шмыров В.А. уволился из Вооруженных Сил республики Беларусь, при этом в рапорте изложил просьбу направить его личное дело в Российскую Федерацию в г.Волгоград, куда переехал на постоянное место жительство. В 2005 году получил гражданство Российской Федерации, встал на воинский учет, истцу начислена военная пенсия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников СНГ. Выплата военной пенсии производилась ежемесячными платежами. 01.02.2017г. истцу была перечислена военная пенсия в размере 26084,42 руб. ДД.ММ.ГГГГ истец получил от ответчика письмо, которым разъяснено, что начисляемая истцу с 2005 года пенсия приведена в соответствие с действующим законодательством, произведено уточнение срока военной службы, в связи с чем с 01.03.2017г. ему уточнена ежемесячная надбавка за выслугу лет. Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно, что поскольку он в период с 1992 года по 2005 года проходил службу в иностранной армии, зачет в выслугу лет для назначения ежемесячной надбавки в отношении истца не предусмотрен, в связи с чем с 01 марта 207 года размер пенсии будет составлять 23 289 руб. 66 коп. Истец считает отказ Военного комиссариата Волгоградской области в исчислении периода военной службы в Вооруженных Силах государства-участника СНГ (Белоруссии) в период с 1992г. по 2005г. повлекший перерасчет военной пенсии и удержание из нее, незаконным. В обоснование своих доводов истец ссылается на Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств, участников Содружества Независимых Государств, а также на Решение Экономического суда СНГ от 20 января 2000 года №01-1/5-99, которым разъяснено, что Соглашение установило обязанность государства-участника, осуществляющему выплату военнослужащему пенсии, не только зачислять в выслугу лет его службу в другом государстве, но и применять при этом законодательство этого государства.

В судебном заседании истец и его представитель Шома Ю.И., действующий на основании доверенности, иск поддержали.

Представители ответчика Плотицина О.К. и Сорокоумов А.С., действующие на основании доверенностей, иск не признали, пояснив, что истец принял присягу на верность республике Беларусь и по день увольнения проходил службу в ВС республики Беларусь. Пенсионерам из числа лиц, проходивших военную службу в Вооруженных силах государств СНГ, и прибывших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию размеры ежемесячной надбавки за выслугу лет исчисляются в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» и пунктом 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011г. №1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет».

Суд, выслушав истца, представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения иска.

Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств определен Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 г.

В соответствии с п. 1 ст. 2 названного Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в ст. 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.

Согласно п. 2 ст. 2 Соглашения размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.

Таким образом, в статье 2 Соглашения от 15.05.1992 г. для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (пункт первый), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (пункт второй) установлены различные правила относительно применяемого национального законодательства.

Толкование п. 1 ст. 2 Соглашения применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве-участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство-участника Соглашения, означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.

Это правило в отношении выслуги лет Шмырова В.А. для определения его права на пенсию Военным комиссариатом Волгоградской области соблюдено, пенсия ему исчислена из расчета 29 лет выслуги, что составило 77% от денежного содержания.

Пункт 2 статьи 2 Соглашения предусматривает, в каком порядке определяется размер денежного довольствия для назначения пенсии - по законодательству государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие, то есть в данном случае - в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации.

Указанная норма не содержит прямого указания на выслугу лет для определения размера процентной надбавки, однако она подразумевается в контексте как необходимый элемент при определении процентной надбавки, являющейся видом денежного довольствия для назначения пенсии. Порядок расчета процентной надбавки не может быть иным, чем установленный применительно к денежному довольствию. В этой связи правило о подлежащем применению законодательстве в отношении денежного довольствия распространяется и на выслугу лет для определения процентной надбавки.

Таким образом, процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по законодательству государств-участников, на территории которых проживает военнослужащий, и в таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера процентной надбавки.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Вышеуказанное согласуется с разъяснениями Экономического суда Содружества Независимых Государств, данными в Консультативном заключении N 01-1/2-09 от 09.12.2009 г.

В Российской Федерации Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 г. N 1074.

В соответствии с пунктом 2 названных Правил военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении, в том числе, периоды:

а) военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

б) военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств-участников Содружества Независимых Государств;

в) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств-участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);

д) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.

Учитывая, что Шмыров В.А. проходил военную службу в Вооруженных Силах республики Беларусь и являясь гражданином данного государства, в Вооруженные Силы РФ в установленном порядке не переводился, факт прохождения истцом службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, как гражданина Российской Федерации, на основании заключенного Республикой Беларусь и Российской Федерацией соответствующего международного договора или договора о военном сотрудничестве своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел, у суда не имеется правовых оснований для возложения на ответчика обязанности включить в выслугу лет истца для исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет периода его службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь с 1992г. по 2005г. и произвести перерасчет пенсии по выслуге лет с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 40% с учетом этого периода.

Ссылка истца и его представителя на Соглашение между государствами-участниками Содружества Независимых Государств "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" от 14.02.1992 г. и о недопущении снижения уровня пенсионного обеспечения военнослужащих по сравнению с установленным ранее законодательством и другими нормативными актами бывшего СССР, не может быть принята во внимание.

Согласно данному Соглашению, за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств-участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленный ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР (статья 1); полнота политических, социально-экономических и личных прав и свобод названных категорий лиц, в том числе, на получение пенсии, установленной законодательством, в соответствии с нормами международного права и положениями этого Соглашения устанавливается и обеспечивается государствами Содружества своим законодательством (статья 2).

В соответствии со статьей 1 Соглашения "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств" от 15.05.1992 г., пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Анализ названных Соглашений от 14.02.1992 г. и 15.05.1992 г. в их взаимосвязи показывает, что закрепленное в Соглашениях положение о сохранении государствами-участниками Содружества уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот подразумевает принятие этими государствами нормативных актов, в которых должен быть определен конкретный вид и фактический размер пенсии в соответствии с национальным законодательством.

Во исполнение Соглашения в Российской Федерации 12.02.1993 г. принят Закон N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,.. .", которым в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ определены правовые основания назначения пенсий и порядок их исчисления.

Изложенное указывает на то, что положения Соглашения о необходимости сохранения уровня пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей не ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, нашли отражение как в Законе от 12.02.1993 г., так и иных подзаконных актах, в том числе, и в Постановлении Правительства РФ от 21.12.2011 г. N 1074, которые не противоречат указанному Соглашению.

При таких обстоятельствах применение в данном случае норм национального законодательства, регулирующего порядок установления выслуги лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет, не может быть расценено как снижение уровня пенсионного обеспечения истца и нарушения его прав и социальных гарантий.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что выплата военной пенсии истцу не прекращалась, что истцом не оспаривалось. Истцу прекращена выплата надбавки к пенсии в размере 15% за выслугу лет.

При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым отказать в удовлетворении иска о признании незаконными действий ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о прекращении выплаты истцу пенсии в размере 26084,42 руб. и взыскании задолженности в размере 5 589,52 руб..

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Шмырова В. А. к ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о признании незаконным действий по прекращению выплаты пенсии, взыскании задолженности- оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда, со дня изготовления мотивированного решения суда с 22.05.2017г.

Судья: ...:                                 Ю.В. Троицкова