Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о признании незаконным бездействия, выразившегося в не истребовании выписок, признании незаконным и отмене решения от 21.04.2017г. в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строител

Смотреть все судебные практики о Споры, связанные с социальными гарантиями - военнослужащим, сотрудникам органов МВД и иных государственных органов

Дело № 2-6138/2017

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Галаховой И.В.

при секретаре Толмачевой А.В.

с участием: истца Дундукова А.П., представителя истца Гребенниковой Н.С., представителя ответчиков Жемчужновой Т.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 сентября 2017 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Дундукова А. П. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не истребовании выписок, признании незаконным и отмене решения от 21.04.2017г. в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для предоставления единовременной социальной выплаты

УСТАНОВИЛ:

Дундуков А.П. обратился в суд с вышеназванным иском к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области. Свои требования мотивирует тем, что 07.04.2014г. он являясь сотрудником УФСИН России по Волгоградской области подал документы для предоставления ему и его семье единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. 15.07.2017г. (письмо за исх. №ОГ-20-24062 от 04.07.2017г.) истцом получена выписка из протокола №... от 21.04.2017г. заседания комиссии ФСИН России из которой истец узнал, что принято решение отказать истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 12 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2013г.№... в связи с ухудшением жилищных условий в 2013г. супругой заявителя. А также в рамках рассмотрения п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2013г. №..., в соответствии с п. 5 названных Правил, заявитель не представил выписки из ЕГРН содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещений, таким образом отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий заявителем и членам семьи. Истец полагая, что решением ответчика нарушены его права, обратился в суд. Считает, что факт регистрации супруги по его месту жительства нельзя расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий. Также не согласен с решением в части не предоставления выписок из ЕГРН, т.к. полагает, что ответчик вправе самостоятельно запросить указанную информацию в порядке межведомственного взаимодействия. Кроме того, 09.01.2017г. истцом были направлены требуемые выписки, подписанные электронной цифровой подписью. О принятом решении истец узнал только из ответа УКСНЭР ФСИН России от 04.07.2017г. №ОГ-20-24062, приложением к которому и являлась выписка из протокола №... от 21.04.2017г., таким образом, срок для обжалования решения если и пропущен, то по уважительной причине. В связи с изложенным, просит признать незаконным бездействие УФСИН России по Волгоградской области выразившееся в не истребовании в порядке межведомственного взаимодействия выписок из ЕГРН на имевшиеся объекты недвижимого имущества в отношении истца и его несовершеннолетнего сына Дундукова Д.А.; признать незаконным и отменить решение от 21.04.2017г. Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФИН России, учреждений непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно – исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях установленных законодательством РФ членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о рассмотрении рапортов (заявлений) и документов для постановки граждан на учет для получения единовременной социальной выплаты, в части отказа Дундукову А.П. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения; признании права Дундукова А.П. с учетом членов его семьи на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; возложении обязанности на ФСИН поставить истца Дундукова А.П., и членов его семьи супругу Дундукову О.В. и сына Дундукова Д.А. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты с составом семьи три человека с 07.04.2014г. в порядке очередности.

Истец Дундуков А.П. в судебном заседании исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении.

Представитель истца Гребенникова Н.С. в судебном заседании исковые требования поддержала и настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Волгоградской области Жемчужнова Т.Ф. в судебном заседании исковые требования не признала, полагает, что решение от 21.04.2017г. вынесено законно и обоснованно. Просит в иске отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав доказательства по делу, не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ, Закон) было предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными (далее - Правила).

Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил); документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "и" пункта 5 Правил).

Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).

По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.

Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.

В судебном заседании установлено, что 10.04.2014г. истец являясь сотрудником УФСИН России по Волгоградской области подал документы для предоставления ему и его семье единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.

Согласно выписке из протокола №... от 21.04.2017г. заседания комиссии ФСИН России принято решение отказать истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в соответствии с п. 12 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2013г.№... в связи с ухудшением жилищных условий в 2013г. супругой заявителя. А также в рамках рассмотрения п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.03.2013г. №..., в соответствии с п. 5 названных Правил, заявитель не представил выписки из ЕГРН содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещений, таким образом отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий заявителем и членам семьи.

Заявляя требование о признании незаконным бездействия УФСИН России по Волгоградской области выразившегося в не истребовании самостоятельно выписок из ЕГРН, истец указывает, что ответчик обязан самостоятельно в порядке ведомственного взаимодействия запросить указанные документы.

Вместе с тем, такую обязанность ни Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ, ни Правила предоставления единовременной социальной выплаты, на ответчика не возлагают. В части 4 ст. 52 ЖК РФ, также речь идет не об обязанности, а о праве органа запросить необходимую информацию. Кроме того, ЖК РФ регулирует жилищные правоотношения, тогда как, предметом регулирования ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ, являются отношения связанные с предоставлением социальных гарантий.

В связи с этим, суд полагает, исковые требования о признании незаконным бездействия УФСИН России по Волгоградской области выразившегося в не истребовании самостоятельно выписок из ЕГРН, не подлежащими удовлетворению.

Разрешая требования истца о признании незаконным и отмене решения от 21.04.2017г. об отказе Дундукову А.П. в постановке на учет, суд приходит к следующему.

Смотреть все судебные практики о Споры, связанные с социальными гарантиями - военнослужащим, сотрудникам органов МВД и иных государственных органов

В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:

1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);

2) с обменом жилыми помещениями;

3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;

4) с выделением доли собственниками жилых помещений;

5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Согласно приведенной норме перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.

Из системной взаимосвязи указанной нормы с нормами части 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ, определяющими условия предоставления сотруднику единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, следует, что необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты является несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Как следует из копии паспорт супруги истца, Дундуковой О.В., в период с 16.09.1998г. по 10.12.2013г. она была зарегистрирована по адресу: ... в квартире принадлежащей ее матери Шитиловой Н.И. и брата Шитилова О.В.

С 13.12.2013г. Дундукова О.В. зарегистрирована по месту жительства истца и их несовершеннолетнего сына Дундукова Д.А., по адресу: ...

Супруги Дундуковы состоят в браке с 2000г.

Сам факт регистрации супруги Дундукова А.П. по месту жительства супруга и сына, не может считаться ухудшением жилищных условий, поскольку жилищные условия Дундукова А.П. и его семьи на момент регистрации по месту жительства не изменились, так как она проживала по указанному адресу и до регистрации по месту жительства.

Вселение в занимаемое сотрудником жилое помещение его супруги, мотивированное любыми причинами, не может расценивается как ухудшение сотрудником своих жилищных условий и не может служить основанием для отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Кроме того, вселение Дундуковой О.В. в жилое помещение нельзя признать действиями совершенными с намерением приобретения для Дундукова А.П. права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, поскольку даже без учета Дундуковой О.В. площадь помещения приходящегося на каждого члена семьи составляла менее 15 м (57,3 / 6 = 9,55 кв. м).

Между тем, указанное обстоятельство не может служить основанием для отмены решения от 21.04.2017г. в целом, поскольку в силу приведенного выше правового регулирования комиссия ФСИН России принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты либо об отказе в постановке на указанный учет на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.

Поскольку Дундуковым А.П. претендующим на получение спорной выплаты, в комиссию ФСИН России не были представлены выписки из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении себя и своего несовершеннолетнего сына за прошедшие 5 лет, заверенные в установленном законом порядке, оснований для принятия иного решения у комиссии не имелось.

Доводы истца и его представителя о том, что 09.01.2017г. им были представлены выписки заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью, суд полагает необоснованным, поскольку это не соответствует обстоятельствам дела.

Согласно ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со статьей 62 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 8 ст. 62 вышеназванного Закона, формы выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состав содержащихся в них сведений и порядок их заполнения, а также требования к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в форме электронных документов, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 378 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений и порядка их заполнения, а также требований к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, определении видов предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и о внесении изменений в Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», утвержденным приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 968" (Зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 43384), при предоставлении выписки из ЕГРН в виде электронного документа такой документ заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью органа регистрации прав.

В силу положений части 4 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ФЗ "Об электронной подписи" квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам: ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате; для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как видно из представленных выписок, сведений о квалификационном сертификате, выписки не содержит, не подписаны ни усиленной ни простой электронной подписью.

Таким образом, поскольку истцом не представлены все документы, предусмотренные п. 5 Правил, заверенные в установленном законом порядке, оснований для отмены решения от 21.04.2017г. не имеется, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене решения от 21.04.2017г. в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, следует отказать.

Поскольку в удовлетворении основных требований отказано, отсутствуют основания для удовлетворения требований о признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для предоставления единовременной социальной выплаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Дундукова А. П. к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Волгоградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не истребовании выписок, признании незаконным и отмене решения от 21.04.2017г. в части отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для предоставления единовременной социальной выплаты – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Мотивированное решение суда составлено 26.09.2017г.

Судья -                                Галахова И.В.

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по трудовым спорам с 16 по 30 ноября 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.