Решение суда о предоставлении ей жилищной субсидии для приобретения жилого помещения в первоочередном порядке № 2-866/2017 ~ М-665/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2017г. г. Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Юдаковой Ю.Ю., с участием представителя ФГКУ «Востокрегионжилье» Юдиной Н.В., при секретаре Буйских М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рахимовой ФИО10 к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, третьи лица не заявляющие самостоятельных исковых требований Рахимов ФИО2, Рахимов ФИО3 о признании права на получение жилищной субсидии на состав четыре человека с ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении ей жилищной субсидии для приобретения жилого помещения в первоочередном порядке,

УСТАНОВИЛ:

Рахимова Р.Х. обратилась в суд с иском к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права на получение жилищной субсидии на состав четыре человека с ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении ей жилищной субсидии для приобретения жилого помещения в первоочередном порядке, в обоснование заявленных требований указав, что является вдовой военнослужащего <данные изъяты> ФИО9, <данные изъяты>, который проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР и РФ, продолжительность его военной службы составляла более 20 лет. За время прохождения военной службы мужем истицы, и после его смерти, они не обеспечивались жилым помещением для постоянного проживания, государственный жилищный сертификат не получали, бронированного и приватизированного жилья не имели, безвозмездную финансовую помощь и ссуду на приобретение жилья в финансовом органе войсковой части не получали. В настоящее время Рахимова Р.Х. проживает на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. В настоящий момент имеется обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в случае предоставления в соответствии с ФЗ от 08.12.2010 № 342 «О статусе военнослужащих» жилого помещения. В личном деле мужа Рахимовой Р.Х. она указана как супруга, кроме того в личное дело вписаны два сына умершего военнослужащего: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения. После смерти супруга истица в брак не вступала. Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» № Рахимовой Р.Х. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Считает, что нуждаемость в жилом помещении существует, поскольку на момент смерти её супруг проживал в служебном жилом помещении, которое являлось временным, предоставленным в связи с характером трудовых отношений. Супруг Рахимовой Р.Х. безусловно должен был состоять в списках военнослужащих, нуждающихся в жилплощади войсковой части №, поскольку ДД.ММ.ГГГГ супругом Рахимовой Р.Х. был подан рапорт на имя командира с просьбой о постановке его на очередь для получения жилья (квартиры) на семью из четырех человек по увольнению в запас из рядов ВС РФ, о чем свидетельствует рапорт от ДД.ММ.ГГГГ, за вх. №, то есть на момент смерти ее супруг совместно со своей семьей нуждался в получении жилого помещения по договору социального найма.

Отсутствие сведений в квартирно-эксплуатационной части Восточного военного округа МО РФ по факту нуждаемости в получении постоянного жилого помещения супругом Рахимовой Р.Х. с учетом фактических обстоятельств по данному делу свидетельствует лишь о неисполнении должностных лиц обязательств по факту принятия мужа Рахимовой Р.Х. и членов его семьи на учет нуждающихся в получении постоянного жилого помещения. Обстоятельства же отсутствия сведений по факту нуждаемости в получении жилого помещения не могут служить основанием для ущемления законных прав военнослужащего.

Истица с ДД.ММ.ГГГГ подлежит постановке на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидии в первоочередном порядке на состав семьи четыре человека, то есть с момента обращения истицы к ответчику за постановкой на учет в качестве лиц, нуждающихся в получении жилья.

Просит признать Рахимову Р.Х. на обеспечение жилым помещением путем получения жилищной субсидии, обязать ФГКУ «Востокрегионжилье» поставить Рахимову Р.Х. на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением путем получения жилищной субсидией на состав семьи 4 человека с ДД.ММ.ГГГГ, и предоставить ей жилищную субсидию для приобретения жилого помещения в первоочередном порядке в очередности членов семей военнослужащих погибших (умерших) в период прохождения службы.

В судебное заседание истец Рахимова Р.Х., третьи лица, не заявляющие самостоятельных исковых требований Рахимов И.Ш., Рахимов И.Ш. не явились в связи с отдаленностью проживания, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассматривать дело в свое отсутствие.

В судебное заседание представитель ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ Юдина Н.В. с заявленными требованиями не согласилась, указала, что отсутствуют основания для предоставления истице субсидии. На момент увольнения супруга истицы с военной службы, жильем обеспечивались через органы местного самоуправления. ФИО9 не был признан нуждающимся. На основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в КЭЧ района подавался рапорт о нуждаемости с пакетом документов. Один рапорт не подтверждает нуждаемость ФИО9. ФИО9 был уволен с военной службы не по льготному основанию, а в связи с вступившим в законную силу приговором суда. Права вдовы производны от прав военнослужащего, в связи с чем, оснований для предоставления Рахимовой субсидии нет.

Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд установил.

Согласно выписки из личного пенсионного дела на умершего ФИО9 следует, что последний уволен с военной службы ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы (ст. 51, п. 1, п/п-Е). Исключен из списков личного состава части ДД.ММ.ГГГГ Продолжительность его военной службы составляла: 21 год 00 мес. 16 дней- в календарном исчислении, 29 лет 05 мес. 27 дней - в льготном исчислении.

Из материалов дела усматривается, что в личном деле ФИО9 указаны: супруга Рахимова Р.Х., сыновья ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Рахимова Р.Х., Рахимов И.Ш., Рахимов И.Ш. проживают на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Согласно выписки из решения № ФГКУ «Востокрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ Рахимовой Р.Х. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, законодатель установил критерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Порядок принятия на жилищный учет в Вооруженных Силах Российской Федерации урегулирован приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».

Согласно пункту 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной вышеуказанным приказом Министра обороны Российской Федерации, для признания военнослужащих – граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, с приложением необходимых документов, подтверждающих их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.

Порядок реализации уволенными военнослужащими права на получение жилья урегулирован в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1054 от 6 сентября 1998 года, действующих на момент увольнения ФИО9 из Вооруженных Сил РФ.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Согласно Правилам (п. п. 12, 13, 16), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.

Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед уполномоченным органом о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления.

В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части (ч. 5).

Из содержания приведенных норм следует, что признание военнослужащего нуждающимся в жилых помещениях уполномоченными органами Министерства обороны осуществляется лишь в период военной службы, до момента исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 (ред. от 21.03.2013) «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.

Положения статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», вышеуказанной инструкцией, не содержат указания на возможность обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и не принятых на жилищный учет в период военной службы.

Уведомлением начальника ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Рахимовой Р.Х. отказано в принятии на учет поскольку действовавшими на момент увольнения ФИО9 обеспечение увольняемых военнослужащих осуществлялось органами местного самоуправления избранного места жительства. Согласно архивным сведениям Управления, переданным квартирно- эксплуатационными частями районов Восточного военного округа Министерства обороны Российской Федерации при их ликвидации, ФИО9 не был признан нуждающимся в получении постоянного жилого помещения в установленном порядке по вышеуказанным категориям. ФИО9 уволен с военной службы в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части № (<адрес>). Прядок постановки военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, на момент увольнения вышеуказанного военнослужащего, определен положениями приказа Министра обороны РФ «О порядке обеспечениями жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации) от 15.02.2000 № 80. В соответствии с данным Приказом, ведение учета военнослужащих и граждан уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства осуществлялось жилищными комиссиями воинских частей и довольствующих квартирно-эксплуатационных частей районов при наличии рапорта военнослужащего, пакета документов в порядке и комплектности установленной Приказом. Наличии только рапорта от ДД.ММ.ГГГГ не является основанием, дающим ФИО9 право находится в реестре военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в постоянном жилом помещении. Кроме того, в соответствии с Приказом, военнослужащие, заключившие первый контракт до 01.01.1998, имеют право на избранное место жительства при увольнении по льготным статьям: достижении предельного возраста, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями. ФИО9 уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации по иным основаниям.

В силу п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. п. 1, 16, 18 и 19 ст. 15 и ст. 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).

По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву).

Увольнение военнослужащего в связи с вступлением приговора суда в законную силу до постановки на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает.

Иное противоречило бы положениям п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которым предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение именно военнослужащим.

Таким образом, право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено ФИО9 только в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.

При этом, смерть ФИО9 наступила не в период прохождения им военной службы, с исполнением обязанностей военной службы не связана.

В соответствии с ст. 2 вышеуказанного Закона, статус военнослужащих граждане приобретают с началом военной службы и утрачивают с окончанием военной службы.

При этом, истец не представил, и судом не добыто, доказательств того, что до увольнения ФИО9 с военной службы либо при увольнении с нее, он заявил о своем праве об обеспечении его жилым помещением, и вследствие этого уполномоченными органами принято решение о принятии его на учет до даты исключения его как военнослужащего из списков личного состава воинской части в соответствии с требованиями Правил.

В связи с чем правовых оснований для возложения обязанности на ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» обеспечить членов семьи ФИО9 жилым помещением у суда не имеется.

Решение вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер, и реализация военнослужащим права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства не носит абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или улучшения жилищных условий, а также наличие оснований для признания за ним соответствующего статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.

В связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Рахимовой ФИО10 к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права на получение жилищной субсидии на состав четыре человека с ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении ей жилищной субсидии для приобретения жилого помещения в первоочередном порядке, - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 09.06.2017г.

Судья /подпись/

Копия верна, судья Ю.Ю. Юдакова