Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело№2-3691/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2017 года г. Саратов
Заводской районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Галицкой Е.Ю.,
при секретаре Кутурженко А.В.,
с участием ответчика Лаврухина Д.С., его представителя по ордеру адвоката Володина А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кировского областного государственного казенного учреждения «Дорожный Комитет Кировской области» к Лаврухину Д. С. о возмещении вреда, причиненного транспортным средством,
УСТАНОВИЛ:
Кировское областное государственное казенное учреждение «Дорожный Комитет Кировской области» (далее КОГКУ «Дорожный Комитет Кировской области») обратился в суд с иском к ответчику Лаврухину Д.С. о возмещении материального вреда, причиненного его транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального и межмуниципального значения, просил взыскать с ответчика в свою пользу в счет возмещение материального ущерба 256 512 руб. 25 коп.
В обоснование иска указывает, что 25 апреля 2016 года Лаврухиным Д.С. осуществлялась перевозка груза на транспортном средстве <№>, государственный регистрационный знак <№> по маршруту движения: граница Пермскогокрая- Афанасьево- Слободской- Киров- Котельнич- Яранск- граница Нижегородской области по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения в нарушение действующего законодательства. Общее расстояние, пройденное автомобилем ответчика по автомобильным дорогам Кировской области, составило 354 км., о чем составлен акт № 11635 от 25 апреля 2016 года. Постановлением Правительства Кировской области от 16 марта 2016 года <№> «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2016 года» с 20 апреля по 19 мая 2016 года введено временное ограничение движения транспортных средств, следующего по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства. Данным Постановлением КО ГКУ «Дорожный комитет Кировской области» уполномочено: обеспечивать проверку соблюдения пользователями автомобильных дорог весовых параметров транспортных средств, осуществлять расчет, начисление и взимание платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, а так же осуществлять выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств в период временного ограничения. Постановлением утверждены предельно допустимые значения нагрузки на каждую ось транспортного средства в 2016 году и размеры возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, за проезд по автомобильным дорогам на территории Кировской области в период временного ограничения движения из расчета превышения предельно допустимых значений нагрузки на каждую ось транспортного средства. В нарушение требований данных нормативных правовых актов, при перевозке на транспортном средстве: МАЗ 5336032124, государственный регистрационный знак <№> по маршруту движения граница Пермского края- Афанасьево- Слободской-Киров-Котельнич-Яранск-граница Нижегородской области, протяженностью 354 км., по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения Киров- Слободской-Белая Холуница-Омутнинск-Афанасьево- граница Пермского края, Слободской тракт, Яранск- Кикнур—граница Нижегородской области ответчиком было допущено превышение установленных Постановлением предельных значений нагрузок на ось автотранспортных средств в 2016 году.
Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства, собственником автомобиля является Лаврухин Д.С., не имеющий статус индивидуального предпринимателя. Маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозку груза в период временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок, указанный в акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось № 11635 от 25 апреля 2016 года, не противоречит данным о маршруте, имеющимся в материалах дела. Согласно транспортной накладной №9 от 15 апреля 2016 года, груз доставляется из Красноярского края в г. Москва.
Данные нарушения со стороны ответчика были выявлены истцом в ходе мероприятий по измерению весовых параметров автотранспортных средств в части соблюдения перевозчиками ограничений по осевым нагрузкам, на пункте весового контроля, расположенном на 5 км автомобильной дороги Яранск- Кикнур - граница Нижегородской области и зафиксированы в акте № 11635 от 25 апреля 2016 года о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось.
Проверка соблюдения ответчиком весовых параметров транспортного средства была осуществлена истцом (уполномоченным органом), то есть надлежащим лицом.
Для проверки соблюдения весовых параметров транспортного средства были использованы весы автомобильные ВА-15С-2 в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации <№> которые в установленном порядке прошли поверку (свидетельство о поверке <№> выданы ФБУ «ГРЦСМиИ в Кировской области 11 ноября 2015 года и действительно до 11 ноября 2016 года).
Кроме того, в установленном законом порядке ответчиком не был согласован маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозку с превышением предельных значений нагрузок на ось автотранспортных средств в 2016 году, и не было получено специальное разрешение на перевозку, осуществляемую с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства. Размер вреда, причиненного транспортным средством ответчика автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, составил 256 512 рублей 25 копеек, согласно приложенному расчету.
05 июля 2016 года за исх. 1647 ответчику была направлена претензия о возмещении вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, и применении санкций за пользование чужими денежными средствами. Претензия ответчиком получена, что подтверждается почтовым уведомлением с отметкой о вручении претензии. Вместе с тем вред, причиненный транспортным средством ответчика автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, не возмещен до настоящего времени. В результате ненадлежащего исполнения обязательств ответчиком нарушены имущественные права КО ГКУ «Дорожный комитет Кировской области».
Просит суд взыскать с ответчика Лаврухина Д.С. в пользу КО ГКУ «Дорожный комитет Кировской области» в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения, денежные средства в размере 256 512 рублей 25 копеек.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя КО ГКУ «Дорожный комитет Кировской области».
Ответчик Лаврухин Д.С., его представитель адвокат Володин А.Г., в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований в полном объеме, указав, что на основании договора аренды транспортных средств с правом выкупа от 03 августа 2015 года Лаврухин Д.С. передал транспортное средство МАЗ 5336032124, государственный регистрационный знак <№> <данные изъяты> в связи с чем, указанное лицо, является надлежащим ответчиком по делу, копия договора аренды была направлен истцу при ответе на претензию о возмещении ущерба.
Руководствуясь положениями ст.ст. 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие истца лица.
В силу положений частей 1, 2 статьи 1064 ГК Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии с ч. 1 ст. 1079 ГК Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Согласно ст. 14 Федерального закона от 10.12.1995 № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Классификация автомобильных дорог прописана в Федеральном законе от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».
В силу положений п.п. 5, 6, 7 ст. 12 указанного Федерального Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Согласно пп.1 п. ст. 30 Федеральном законе «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения могут устанавливаться временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 2.1. ст. 30 Закона).
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58В соответствии с п.2 ст. 3 Закона Кировской области от 02.12.2010 №581-ЗО «О разграничении полномочий органов государственной власти Кировской области в сфере регулирования дорожной деятельности на территории Кировской области» высшим исполнительным органом государственной власти Кировской области, который определяет размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования или межмуниципального значения является Правительство Кировской области.
КО ГКУ «Дорожный комитет Кировской области» является уполномоченным органом на осуществление проверки соблюдения пользователями автомобильных дорог Кировской области регионального или межмуниципального значения весовых и габаритных параметров транспортных средств, на осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда в отношении автомобильных дорог, а также на осуществление выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств (п. 2 Постановления Правительства Кировской области от 16.02.2010 № 40/49 «Об определении размера вреда и возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения).
Согласно пункту 1.9 Устава КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением государственного герба Российской Федерации, штампы и бланки со своими наименованиями, лицевые счета, открытые в соответствии с действующим законодательством. Учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 № 145/164 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального межмуниципального, местного значения (далее – Порядок).
Постановлением Правительства Кировской области от 16 марта 2016 года № 89/151 «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области в весенний период 2016 года» с 20 апреля по 19 мая 2016 года введено временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средств.
В период введения временного ограничения движения (весенний и осенний периоды) движение по автомобильным дорогам транспортных средств, нагрузка на ось которых превышает предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим движение тяжеловесных транспортных средств.
Постановлением Правительства Кировской области от 16 марта 2016 года № 89/151 также утверждены предельно допустимые значения нагрузки на каждую ось транспортного средства в 2016 году, в соответствии с которыми допустимая нагрузка на каждую ось транспортного средства в 2013 году для одиночной оси составляет не более 6 тонн.
Установлено, что 03 августа 2015 года между Лаврухиным А.В и <данные изъяты> заключен договор аренды транспортного средства МАЗ 5336032124, государственный регистрационный знак <данные изъяты> с правом выкупа по окончании срока аренды до <Дата>.
25 апреля 2016 года на пункте весового контроля на а/д Яранск- Кикнур—граница Нижегородской области на посту ДПС г. Яранск выявлен факт перегруза по нагрузкам на оси автомобилем МАЗ 5336032124, государственный регистрационный знак <№> принадлежащим Лаврухину Д.С. по маршруту движения Красноярский край, г. Канск- -гр. Пермского края – Афанасьево-Слободской-Киров-Котельнич-Яранск-гр. Нижегородская обл.- г. Мышкин (Ярославская обл.) 354 км., под управлением водителя <данные изъяты> что подтверждается актом <№> от 25 апреля 2016 года о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке на ось.
В акте зафиксировано превышение осевых нагрузок по всем осям: 6.69 т.,13.09 т. при нормативной нагрузке 6 тонн.
Для проверки соблюдения весовых параметров транспортного средства использовались весы ВА-15С-2 <№>, 1560, что отражено в акте <№> от 25 апреля 2016 года. Весы автомобильные переносные ВА-15С прошли поверку в установленном порядке, согласно свидетельствам о поверке, со сроком действия до 11 ноября 2016 г., признаны пригодными к применению.
В акте № 11635 от 25 апреля 2016 года указана сумма нанесенного вреда – 140 783 руб., акт содержит банковские реквизиты для оплаты, предусматривает срок оплаты – 30 дней с даты составления акта, с актом водитель, управляющий транспортным средством, - <данные изъяты> ознакомлен, экземпляр акта получил, о чем свидетельствует его подпись.
Собственником автомобиля МАЗ 5336032124, государственный регистрационный знак <данные изъяты> ответчик Лаврухин Д.С.
Данное обстоятельство подтверждается свидетельствами о регистрации транспортных средств.
Маршрут транспортного средства ответчика, осуществляющего перевозку груза в период временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения с превышением значений предельно допустимых осевых нагрузок, подтверждается товарной накладной № 9, в соответствии с которой от поставщика ООО «ЛПК «Сибирь» из г. Красноярска Красноярского края направлен груз- лесоматериалы в г. Москва.
В судебном заседании установлено, что истец является правообладателем объекта - автомобильных дорог.
В нарушении вышеприведенных норм, владелец автомобиля, МАЗ 5336032124, государственный регистрационный знак <данные изъяты> осуществлял перевозку тяжеловесного груза в отсутствии специального разрешения.
В подтверждения фактического использования транспортных средств – автомобиля МАЗ 5336032124, государственный регистрационный знак <данные изъяты> - для осуществления перевозки тяжеловесного груза при отсутствии специального разрешения предоставлен договор аренды, товарно – транспортная накладная, в которой в качестве лица, принявшего груз для перевозки указан <данные изъяты>
В соответствии со ст. 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
Согласно ст. 645 ГК РФ, арендатор своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую.
В соответствии со ст. 648 ГК РФ ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор в соответствии с правилами главы 59 ГК РФ.
Согласно представленному договору аренды от 03 августа 2015 года автомобиль МАЗ 5336032124, государственный регистрационный знак <данные изъяты> передан во владение <данные изъяты> в связи с чем ответственность за вред, причиненный данным транспортным средством, должен быть возложен на арендатора в силу ст. 648 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Лаврухин Д.С. не является надлежащим ответчиком по делу.
С учётом представленных доказательств и установленных обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ
в удовлетворении исковых требований Кировского областного государственного казенного учреждения «Дорожный Комитет Кировской области» к Лаврухину Д. С. о возмещении вреда, причиненного транспортным средством отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: Е.Ю. Галицкая