Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2017 года <адрес>
Левобережный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Бражниковой Т.Е.
при секретаре Жаглине А.И,,
с участием ст. помощника военного прокурора Воронежского гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа Семенов С.А.,
представителя ответчика 214 военного представительства Министерства Обороны Российской Федерации Постник В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к 214 Военному представительству Министерства обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» об устранении нарушений трудового законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Воронежского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к 214 Военному представительству Министерства обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» об устранении нарушений трудового законодательства, в котором просит обязать командующего ФКУ «Объединенного стратегического командования Западного военного округа» и начальника 214 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации провести специальную оценку условий труда 4 рабочих мест представителя и 18 рабочих мест ведущего специалиста.
В обоснование исковых требований указывает, что Военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации об охране труда в 214 военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, является одновременно юридическим лицом, которое вправе создавать военные представительства.
Согласно коллективному договору 214 военного представительства Минобороны РФ работодателем гражданского персонала военного представительства является начальник 214 военного представительства Минобороны России.
В силу ст. 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013г. № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. 214 военное представительство Министерства обороны Российской Федерации самостоятельным юридическим лицом и, соответственно, распорядителем бюджетных средств не является, данные функции выполняет Министерство обороны Российской Федерации.
Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.
В соответствии с Общим Положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», в его полномочия входят заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическими лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, учрежденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения; размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по исполнению запроса начальника 214 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в военном представительстве путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», как на юридическом лице, на которое такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа».
Проведенной военной прокуратурой Воронежского гарнизона проверкой соблюдения трудового законодательства в 214 военном представительстве Минобороны РФ установлено, что в военном представительстве имеется 40 рабочих мест для гражданского персонала.
Вместе с тем, обязанности по соблюдению требований по охране труда в 214 военном представительстве Минобороны РФ не соблюдаются в полном объеме, а именно в нарушении статьи 212 ТК РФ и Федерального закона № 426-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ начальством 214 военного представительства Минобороны РФ не проведена специальная оценка условий труда 4 рабочих мест представителя и 18 рабочих мест ведущего специалиста. Также не проводилась аттестация рабочих мест в соответствии с ранее" действующим законодательством.
Согласно частей 1,2 и 3 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В силу частей 1 и 4 статьи 8 этого же Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Не проведение специальной оценки условий труда нарушает трудовые права работников - гражданского персонала 214 военного представительства Минобороны РФ на рабочие места, соответствующие государственным требованиям охраны труда, может лишить работника, работающего в военном представительстве, уволенного, вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно, с вредными и опасными условиями труда.
Отсутствие специальной оценки условий труда также может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
30.12.2016г. по результатам проведенной проверки соблюдения трудовогозаконодательства начальнику 214 военного представительства Минобороны РФбыло внесено представление об устранении нарушений трудовогозаконодательства.
30.01.2017г. представление было рассмотрено, вместе с тем, указанные в актепрокурорского реагирования нарушения до настоящего времени не устранены.
В данном случае индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены работодателем 214 военного представительства Минобороны РФ, не представляется возможным, так как невыполнение обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест нарушает как права лиц, работающих в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанным работодателем в трудовые правоотношения, на безопасные условия труда.
В судебном заседании старший помощник военного прокурора Воронежского гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа Семенов С.А. поддержал заявленные требования по изложенным с исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика 214 военного представительства Министерства Обороны Российской Федерации Постник В.А. в судебном заседании возражал против заявленных требований.
Представитель ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, также были представлены письменные возражения на исковое заявление (л.д.34-35, 46-49, 100-101, 112-115).
Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил. Имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из положений ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ТК РФ) работодатель - физическое лицо, либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, является одновременно юридическим лицом, которое вправе создавать военные представительства.
Судом установлено, что согласно коллективному договору 214 военного представительства Минобороны РФ работодателем гражданского персонала военного представительства является начальник 214 военного представительства Минобороны России (л.д.16-23, 81-88).
В силу ст. 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013г. № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. 214 военное представительство Министерства обороны Российской Федерации самостоятельным юридическим лицом и, соответственно, распорядителем бюджетных средств не является, данные функции выполняет Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии со ст. 20 ТК РФ является, в том числе, начальник военного представительства Министерства обороны Российской Федерации в отношении подчиненного гражданского персонала военного представительства.
В силу статьи 21 ТК РФ, работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии со статьей 22 ТК РФ, на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, а также исполнение иных обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда.
Статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. При этом работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценке условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Как установлено судом, проведенной военной прокуратурой Воронежского гарнизона проверкой соблюдения трудового законодательства в 214 военном представительстве Минобороны РФ установлено, что в военном представительстве имеется 40 рабочих мест для гражданского персонала.
Вместе с тем, обязанности по соблюдению требований по охране труда в 214 военном представительстве Минобороны РФ не соблюдаются в полном объеме, а именно в нарушении статьи 212 ТК РФ и Федерального закона № 426-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ начальством 214 военного представительства Минобороны РФ не проведена специальная оценка условий труда 4 рабочих мест представителя и 18 рабочих мест ведущего специалиста. Также не проводилась аттестация рабочих мест в соответствии с ранее действующим законодательством.
Согласно частей 1,2 и 3 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В силу частей 1 и 4 статьи 8 этого же Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 426-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; оценки уровней профессиональных рисков и для иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Не проведение специальной оценки условий труда нарушает трудовые права работников - гражданского персонала 214 военного представительства Минобороны РФ на рабочие места, соответствующие государственным требованиям охраны труда, может лишить работника, работающего в военном представительстве, уволенного, вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно, с вредными и опасными условиями труда.
Отсутствие специальной оценки условий труда также может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Согласно статьи 86 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ № от 10.11.2007 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» командир (начальник) при решении вопросов, связанных с трудовой деятельностью гражданского персонала Вооруженных Сил, обязан руководствоваться трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации, соответствующими нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации. Он отвечает за правильную организацию труда гражданского персонала, создание условий для роста производительности труда, обеспечение трудовой и производственной дисциплины, соблюдение правил охраны труда, улучшение условий труда и быта.
Как усматривается из материалов дела, 30.12.2016 по результатам проведенной проверки соблюдения трудового законодательства начальнику 214 военного представительства Минобороны РФ было внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства (л.д.6-8, 71-73).
30.01.2017 представление было рассмотрено, вместе с тем, указанные в акте прокурорского реагирования нарушения до настоящего времени не устранены (л.д.9, 74).
В данном случае индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены работодателем 214 военного представительства Минобороны РФ, не представляется возможным, так как невыполнение обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест нарушает как права лиц, работающих в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанным работодателем в трудовые правоотношения, на безопасные условия труда.
Судом также установлено, что гражданский персонал 214 военного представительства Министерства Обороны Российской Федерации находится в трудовых отношениях с 214 военным представительством МО РФ в лице начальника и в силу положений раздела 5 коллективного договора, заключенного между работодателем (214 военным представительством МО РФ) и гражданским персоналом (работками) со срок действия с 18.02.2017г. по 17.02.2019г., работодатель обязан провести аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации (л.д.16-23, 81-88).
Из сообщения начальника 214 военного представительства Министерства Обороны Российской Федерации военному прокурору Воронежского гарнизона следует, что решением командующего войсками Западного военного округа обязанность функции по организации размещения децентрализованного государственного заказа на оказание услуг (по специальной оценке условий труда, по аттестации рабочих мест по условиям труда) возложены на отдел по регулированию трудовых отношений управления кадров ЗВО, в который соответствующие письма и заявки были направлены.
Суд, удовлетворяя исковые требования, исходит также из того, что обязанность по исполнению запроса начальника 214 военного представительства Министерства Обороны Российской Федерации о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в 214 военном представительстве МО РФ путем заключения государственного контракта и оплаты государственных услуг лежит на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа».
Суд также учитывает, что приведение оценки условий труда на рабочих местах является обязанностью работодателя, каковым в данном случае является 214 военное представительство МО РФ в силу Приказа Министра обороны РФ от 29.12.2012г. № «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», не проведение данной оценки привело либо может привести к нарушению трудовых прав неопределенного круга лиц в сфере трудовых отношений, а именно в области регулирования безопасности условий труда, предоставления льгот, социальных гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных либо опасных условиях труда.
Установленные прокурором нарушения законодательства об охране труда могут повлиять на права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку специальная оценка условий труда не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Это мероприятие призвано способствовать установлению безопасности условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимали, и будут занимать в будущем.
В соответствии с Общим Положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» в его полномочия входят заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическими лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной системой с учетом их целевого назначения; размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по исполнению запроса начальника 214 военного представительства Министерства Обороны Российской Федерации о размещении заказа на проведение специальной оценки условий труда в 214 военном представительстве МО РФ лежит на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» в лице командующего войсками Западного военного округа – руководителя ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», на которого такая обязанность прямо возложена Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к 214 Военному представительству Министерства обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» об устранении нарушений трудового законодательства, - удовлетворить.
Обязать командующего ФКУ «Объединенного стратегического командования Западного военного округа» и начальника 214 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации провести специальную оценку условий труда 18 рабочих мест ведущего специалиста и 4 рабочих мест представителя в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно. Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Бражникова Т.Е.