ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2016 года г. Москва Коптевский районный суд г. Москвы в составе председате..." />

Решение суда об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания № 02-1584/2016

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 мая 2016 года г. Москва Коптевский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Петровой В.И. при секретаре Чариковой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское

дело № 2-1584/16 по иску Гулидова БВ к ООО

«АйДиСи РУ» об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ

Гулидов Б.В. обратился в суд с иском к ответчику ООО «АйДиСи РУ» об отмене дисциплинарного взыскания, наложенного приказом №1 Д от 01.04.2016 г. в виде замечания, взыскании компенсации морального вреда в размере 187 899 руб. 43 коп., взыскании расходов по оплате юридических услуг в сумме 3 000 руб., ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что работает в организации ответчика в должности менеджера по консалтингу.

Истец полагает, что дисциплинарное взыскание было наложено незаконно, поскольку нарушений трудовой дисциплины им не допускалось и оснований для привлечения его к дисциплинарной ответственности у ответчика не имелось, в связи с чем приказ подлежит отмене.

Истец Гулидов Б.В. в судебное заседание явился, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «АйДиСи РУ» Селезнев Д.В. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме по доводам письменных возражений, приобщенных к материалам дела.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 23 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; соблюдать трудовую дисциплину.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель в силу ст. 193 ТК РФ имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.

Как разъяснено в п.53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (с изменениями) в силу ст. 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, ст. 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ст. 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной. Учитывая это, а также принимая во внимание, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу ч. 1 ст. 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч.5 ст. 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Гулидов Б.В. на основании трудового договора № 2014/1 от 19.02.2014 г. состоял с ООО «АйДиСи РУ» в трудовых отношениях в должности менеджера по консалтингу.

Приказом от 01.04.2016 г. № 1Д к истцу применено дисциплинарное взыскание в виде замечания за нарушение трудовой дисциплины, а именно отсутствие на рабочем месте без уважительной причины 10.03.2016 г. с 12 час. 18 мин. до 12 час. 32 мин. и с 14 час. 00 мин. до 14 час. 20 мин.

В соответствии с п.7.1 трудового договора работнику устанавливается 40- часовая рабочая неделя с распределением рабочего времени с понедельника по пятницу включительно не более 8 часов в день. Время начала и окончания рабочего дня, а также перерывов для отдыха определяются правилами внутреннего трудового распорядка и распоряжениями непосредственного руководителя. Перерыв для отдыха и питания не включается в расчет рабочего времени.

Согласно п.7.1 Правил внутреннего трудового распорядка работников ООО «АйДиСи РУ», утвержденного генеральным директором ООО «АйДиСи РУ» Фариш Р.

29.09.2015 г., перерыв для отдыха и питания устанавливается продолжительностью 1 (один) час в промежуток времени с 12 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. График убытия работников на обед определяется руководителем структурного подразделения таким образом, чтобы обеспечить непрерывность осуществляемой работы.

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением Гулидов Б.В. указал на то, что никакого графика, который регламентировал бы время, в течение которого он имеет право убыть на обед, в отношении него никем не составлялся.

Данное обстоятельство подтвердили и допрошенные в ходе судебного разбирательства в качестве свидетелей Ковалев А.С., занимающий в ООО «АйДиСи РУ» должность главного бухгалтера, и Сидевич В.А., ранее занимавший должность директора по консалтингу и являющийся руководителем структурного подразделения, в котором работал Гулидов Б.В.

Между тем возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель ответчика ссылался на уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата от 24.02.2016 г., врученное Гулидову Б.В.

09.03.2016 г., в соответствии с которым Гулидов Б.В. предупреждается о сокращении замещаемой Гулидовым Б.В. штатной должности менеджера по консалтингу, и которое содержит напоминание о том, что в течение всего срока действия настоящего предупреждения Гулидов Б.В. обязан исполнять функциональные обязанности по замещаемой должности и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка: работа производится с 10 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин. с перерывом в один час с 13 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин., на рабочем месте по адресу: Россия, г. Москва, ул. Тимирязевская, д.1, этаж 6. Все предшествующие приказы, разрешения, допуски об ином с даты ознакомления Гулидова Б.В. с указанным уведомлением теряют силу.

Статьей 57 ТК РФ предусмотрено, что режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя) является обязательным для включения в трудовой договор условием.

В соответствии со ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено в ходе рассмотрения дела каких-либо соглашений об изменении либо определении конкретного режима времени отдыха для Гулидова Б.В. между сторонами в установленном законом порядке не заключалось.

Как следует из акта № 10 от 10.03.2016 г., послужившего основанием для издания в отношении Гулидова Б.В. приказа о наложении дисциплинарного взыскания №1 Д от 01.04.2016 г. в виде замечания, в соответствии с записью журнала регистрации рабочего времени за 10.03.2016 г., менеджер по консалтингу Гулидов Б.В. отсутствовал на рабочем месте с 12 час. 18 мин. до 12 час. 32 мин. и с 14 час. 00 мин. до 14 час. 20 мин. в нарушение положений Правил внутреннего трудового распорядка.

Между тем как указано выше перерыв для отдыха и питания устанавливается продолжительностью 1 (один) час в промежуток времени с 12 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин., каких-либо графиков убытия на обед в отношении Гулидова Б.В. в ООО «АйДиСи РУ» составлено не было.

Таким образом, Гулидов Б.В. отсутствовал на работе в установленный правилами внутреннего трудового распорядка период в течение времени продолжительностью 34 мин.

Ссылка же представителя ответчика на уведомление о предстоящем увольнении, в котором содержится информация о том, что перерыв для Гулидова Б.В. установлен в один час с 13 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин. судом признается несостоятельной, поскольку данное уведомление вручено истцу исключительно как документ, необходимый для соблюдения ответчиком порядка увольнения работника в связи с сокращением штата, и расцениваться в качестве дополнительного соглашения к трудовому договору, регламентирующему режим рабочего времени и времени отдыха, расцениваться не может.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для издания приказа №1 Д от 01.04.2016 г. о наложении на Гулидова Б.В. дисциплинарного взыскания в виде замечания у ответчика не имелось, в связи с чем данный приказ подлежит отмене.

В соответствии с ч. 1 ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (абзац четвертый п.63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

С учетом того, что судом установлено нарушение трудовых прав истца со стороны ответчика неправомерным наложением дисциплинарного взыскания суд приходит к выводу о том, что с ответчика, исходя из требований разумности и справедливости, в пользу Гулидова Б.В. подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 1 500 руб.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 17.07.2007 г. № 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования ст. 17 (ч.3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой ст. 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

Принимая во внимание объем, сложность рассмотрения дела, а также с учетом требований разумности и справедливости, соразмерности и достаточности, соблюдая необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон, суд приходит к выводу, что заявленные расходы на юридические услуги в размере 3 000 руб. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Требования Гулидова БВ к ООО «АйДиСи РУ» об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворить частично.

Приказ №1 Д от 01.04.2016 г. о наложении на Гулидова БВ дисциплинарного взыскания в виде замечания отменить.

Взыскать с ООО «АйДиСи РУ» в пользу Гулидова БВ в счет компенсации морального вреда 1 500 руб., в счет возмещения расходов по оплате юридических услуг 3 000 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Коптевский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья В.И. Петрова Решение в окончательной форме изготовлено 19.05.2016 г.