Решение суда об отмене предписания Государственной инспекции труда в Республике Татарстан от --.--.---- г № 2-1395/2017 ~ М-533/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

дело № 2-1395/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 февраля 2017 года г. Казань

Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи             Фасаховой Л.Г.,

при секретаре                         Пентеговой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «НЗМК - МОНТАЖ» об отмене предписания Государственной инспекции труда в Республике Татарстан от --.--.---- г.,

УСТАНОВИЛ:

ООО «НЗМК - МОНТАЖ» обратилось в суд с вышеуказанным заявлением. В обоснование указав, что нарушений трудового законодательства при увольнении работника ФИО1 заявителем не допущено, поскольку окончился срок срочного трудового договора, заключенного с ней --.--.---- г. на 1 год. При этом в период окончания договора ФИО1 находилась на больничном листе по беременности и родам, а потому по истечении срочного договора не была уволена. Уволена работник была сразу по окончании больничного – --.--.---- г..

В судебное заседание представитель заявителя не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица – ГИТ в РТ в судебном заседании с заявлением не согласился, считает, что поскольку договор не был прекращен в связи с истечение его срока, то он считается продленным на неопределенный срок.

Выслушав представителя ГИТ в РТ, проверив материалы настоящего дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ФИО1 (брачная фамилия ФИО1) принята на работу в ООО «ЭГК-Автоматика» на должность кладовщика в складское хозяйство по срочному трудовому договору с --.--.---- г. по --.--.---- г.. При этом, с --.--.---- г. ФИО1 находилась на больничном по беременности и родам вплоть до --.--.---- г.. --.--.---- г. ФИО1 уволена по части 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации по истечении срока трудового договора, о чем ФИО1 была уведомлена своевременно, надлежащим образом.

Не согласившись с увольнением, ФИО1 обратилась в Государственную инспекцию труда в Республике Татарстан с заявлением о защите своих трудовых прав, полагая их нарушенными.

В период с --.--.---- г. по --.--.---- г. проведена проверка ООО «НЗМК-Монтаж», по результатам которой --.--.---- г. Государственной инспекцией труда в Республике Татарстан в лице инспектора труда ФИО2 вынесено предписание №-- которым на истца ООО «НЗМК-Монтаж» возложена обязанность отменить приказ о прекращении трудового договора с работником от --.--.---- г. №-- по п.2ч.1 ст. 77 ТК РФ и принять меры к выплате компенсации за задержку выплаты заработной платы ФИО1.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, абзацем 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Из системного толкования приведенных положений закона следует, что при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) по спору о выплате дополнительного вознаграждения, оплате простоя работы в ночное время, выходные и праздничные дни и т.п. рассматриваются в рамках статей 381 - 397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Таким образом, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, поскольку не может подменять собой судебные органы.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11.07.1947 г., ратифицированной Россией 11.04.1998 г., инспектору труда не предоставлено право, выдавать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

В данном случае, спор по отмене приказа об увольнении является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.

В соответствии со ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан. При этом, предписание должно содержать конкретные выявленные нарушения с указанием сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, то есть требования предписания должны быть определенными, исполнимыми и само предписание предъявляется лишь в случае неисполнения в добровольном порядке работодателем требований закона.

При наличии таких данных, суд приходит к выводу о том, что при вынесении предписания в части возложения на истца обязанности по отмене приказа об увольнении государственный инспектор труда фактически разрешил индивидуальный трудовой спор, тогда как вопрос о восстановлении на работе и оспаривании оснований увольнения относится к категории индивидуальных трудовых споров.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором труда, в том числе и по вопросам, не относящимся к его компетенции, что свидетельствует о незаконности предписания.

Следовательно, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" от 11.07.1947, ратифицированной Россией 11.04.1998, инспектору труда не предоставлено право давать обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Оспариваемое предписание в части отмены приказа об увольнении вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.

При этом, необходимо отметить, что ФИО1 не лишена права обратиться в суд за защитой своих трудовых прав.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Заявление общества с ограниченной ответственностью «НЗМК - МОНТАЖ» удовлетворить частично.

Предписание Государственной инспекции труда в Республике Татарстан №-- от --.--.---- г. в отношении общества с ограниченной ответственностью «НЗМК - МОНТАЖ» признать незаконным в части обязания отмены Приказа о прекращении 9расторжении) трудового договора с работником.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд г.Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья             Л.Г. Фасахова