Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
.
Дело № 2-2730/17
Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2017 года
11 мая 2017 г. Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Самариной Е.А.,
при секретаре Кривоноговой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зверевой О.А. к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора СО об оспаривании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов,
УСТАНОВИЛ:
Зверева О.А. обратилась в суд с иском к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора СО об оспаривании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданским служащих и урегулированию конфликта интересов.
В обоснование требований истец указала, что с 11 ноября 2015 г. по 23 сентября 2016 г. Зверева О.А. замещала должность начальника Отдела контроля по Горнозаводскому управленческому округу в Департаменте государственного жилищного и строительного надзора СО В феврале 2017 г. она обратилась в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в Департаменте с заявлением о даче согласия на замещение должности директора МУП «НИВА» на условиях трудового договора. В соответствии с протоколом заседания Комиссии № 3 от 09 марта 2017 года в даче согласия на замещение должности директора МУП «Нива» было отказано. Решение комиссии, содержащееся в данном протоколе, Зверева О.А. считает незаконным, необоснованным, принятым без учета фактических обстоятельств, а потому подлежащим отмене. Протокол комиссии принят с нарушением срока рассмотрения, так как обращение поступило 21 февраля 2017 г., а протокол составлен только 09 марта 2017 г., то есть спустя 14 дней со дня поступления обращения. Также Зверева О.А. не была извещена о месте и времени рассмотрения обращения, письменно о рассмотрении обращения в ее отсутствии не заявляла, соответственно действиями Комиссии были нарушены ее права и законные интересы. Кроме того, решение Комиссии носит формальный характер и не содержит какого-либо обоснования его принятия. Никаких объективных и достоверны данных о том, что осуществление Зверевой О.А. трудовых функций в МУП «Нива» будет способствовать причинению вреда чьим-либо интересам, на рассмотрение Комиссии не представлено. В чем заключается конфликт интересов, в протоколе Комиссии не указано.
На основании изложенного Зверева О.А. просит признать незаконным и отменить протокол заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в Департаменте государственного жилищного и строительного надзора СО № 3 от 09 марта 2017 г.; обязать Департамент государственного жилищного и строительного надзора СО устранить допущенные нарушения посредством возложения на Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области обязанности принять решение о даче Зверевой О.А. согласия на замещение должности директора МУП «Нива» на условиях трудового договора.
Истец Зверева О.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента государственного жилищного и строительного надзора СО Кузнецов А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований. Предоставил суду отзыв на исковое заявление, в котором указал следующее. Порядок формирования и деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов со стороны Департамента не был нарушен. Семидневный срок рассмотрения обращения гражданина комиссией подлежит исчислению с момента предоставления подразделением кадровой службы в адрес комиссии обращения гражданина, мотивированного заявления и иных материалов, а не с момента фактического поступления обращения гражданина в государственный орган. Мотивированное заключение по обращению Зверевой О.А. подготовлено в течение шести рабочих дней со дня поступления обращения включительно. Кроме того, Зверевой О.А. при заключении трудового договора № 3 от 14 февраля 2017 г. нарушены требования ч. 1 ст. 12 Закона № 237-ФЗ, ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса РФ. Также Зверева О.А., замещая должность начальника отдела ГЗУО, осуществляла отдельные функции по государственному управлению в отношении МУП «Нива». Отсутствие личного участия Зверевой О.А. в проводимых в отношении МУП «Нива» проверках не является исчерпывающим и юридически значимым доказательством того, что истец не участвовала в контрольно-надзорной деятельности отдела, так как указанная деятельность осуществлялась непосредственно возглавляемым Зверевой О.А. отделом. Исполнителями являются непосредственно подчиненные ей сотрудники отдела. Выполнение Зверевой О.А. должностных обязанностей директора МУП «Нива» может повлечь за собой конфликт интересов. На основании изложенного просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Также подтвердил, что Зверева О.А. о времени и месте заседания комиссии не извещалась, так как, учитывая, что в заявлении она специально не указала о своем намерении присутствовать на заседании комиссии, у ответчика не возникло обязанности ее извещать.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законамии иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, ч. 3.1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ и ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Во исполнение п. 4 Указа Президента РФ от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Приказом Департамента от 23.12. 2015 г. № 1066-А утвержден перечень должностей государственной гражданской службы СО в Департаменте государственного жилищного и строительного надзора СО, замещение которых связано с коррупционными рисками. Должность начальника отдела ГЗУО внесена в указанный перечень в подпункте 17 пункта 3 (л.д. 130-136), что не оспаривала истец.
В период с 11 ноября 2015 г. по 23 сентября 2016 г. Зверева О.А. замещала должность начальника отдела контроля по Горнозаводскому управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора СО (начальник отдела ГЗУО Департамента) на основании служебного контракта от 03 ноября 2015 (л.д. 189-192, 243).
14.02.2017 Зверева О.А. принята на работу на должность директора в МУП «НИВА», распоряжение *** от 14.02.2017 (л.д. 62). МУП «НИВА» согласно сведениям из ЕГРЮЛ расположено в г. Новоуральск, с. Тарасково, СО, территория которого входит в Горнозаводской управленческий округ.
Таким образом, Зверева О.А., как бывший начальник отдела ГЗУО Департамента, в течение двух лет после увольнения, то есть до 23 сентября 2018 г., имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служенному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
22 февраля 2017 года Зверева О.А. посредством электронной почты обратилась в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в Департаменте государственного жилищного и строительного надзора СО с заявлением о даче согласия на замещение должности директора МУП «Нива» на условиях трудового договора (л.д. 71,72,75).
В соответствии с протоколом заседания Комиссии № 3 от 09 марта 2017 г. в даче согласия на замещение должности директора МУП «Нива» было отказано (63-70).
Порядок формирования комиссии, сроки и порядок рассмотрения заявления гражданина регулируется указанным Федеральным законом № 79-ФЗ и Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента РФ от 01 июля 2010 г. № 821.
В рамках реализации указанных нормативно-правовых актов приказом Департамента № 124-А от 01 июля 2015 г. утверждено Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в Департаменте государственного жилищного и строительного надзора СО.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Согласно п. 18 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента РФ от 01 июля 2010 г. № 821 (далее – Положение № 821) председатель комиссии при поступлении к нему в порядке, предусмотренном нормативным правовым актом государственного органа, информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии:
а) в 10-дневный срок назначает дату заседания комиссии;
б) организует ознакомление государственного служащего, в отношении которого комиссией рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, его представителя, членов комиссии и других лиц, участвующих в заседании комиссии, с информацией, поступившей в подразделение государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, и с результатами ее проверки;
в) рассматривает ходатайства о приглашении на заседание комиссии лиц, указанных в подпункте "б" пункта 13 настоящего Положения, принимает решение об их удовлетворении (об отказе в удовлетворении) и о рассмотрении (об отказе в рассмотрении) в ходе заседания комиссии дополнительных материалов.
Так, согласно ч. 1.1 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.
Пунктом 17.1. Положения № 821 установлено, что обращение, указанное в абзаце втором подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, подается гражданином, замещавшим должность государственной службы в государственном органе, в подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В обращении указываются: фамилия, имя, отчество гражданина, дата его рождения, адрес места жительства, замещаемые должности в течение последних двух лет до дня увольнения с государственной службы, наименование, местонахождение коммерческой или некоммерческой организации, характер ее деятельности, должностные (служебные) обязанности, исполняемые гражданином во время замещения им должности государственной службы, функции по государственному управлению в отношении коммерческой или некоммерческой организации, вид договора (трудовой или гражданско-правовой), предполагаемый срок его действия, сумма оплаты за выполнение (оказание) по договору работ (услуг). В подразделении кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений осуществляется рассмотрение обращения, по результатам которого подготавливается мотивированное заключение по существу обращения с учетом требований статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В силу п. 17.5. Положения о комиссиях при подготовке мотивированного заключения по результатам рассмотрения обращения, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, или уведомлений, указанных в абзаце пятом подпункта "б" и подпункте "д" пункта 16 настоящего Положения, должностные лица кадрового подразделения государственного органа имеют право проводить собеседование с государственным служащим, представившим обращение или уведомление, получать от него письменные пояснения, а руководитель государственного органа или его заместитель, специально на то уполномоченный, может направлять в установленном порядке запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и заинтересованные организации. Обращение или уведомление, а также заключение и другие материалы в течение семи рабочих дней со дня поступления обращения или уведомления представляются председателю комиссии. В случае направления запросов обращение или уведомление, а также заключение и другие материалы представляются председателю комиссии в течение 45 дней со дня поступления обращения или уведомления. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.
Таким образом, семидневный срок рассмотрения обращения гражданина комиссией подлежит исчислению с момента предоставления подразделением кадровой службы в адрес комиссии (председателя комиссии) обращения гражданина, мотивированного заключения и иных материалов, а не с момента фактического поступления обращения гражданина в государственный орган.
22.02.2017 поступило обращение, мотивированное заключение составлено и передано в Комиссию 03.03.2017 (учитывая нерабочие дни) (л.д.87), 09.03.2017 принято решение Комиссии.
Таким образом, довод истца о нарушении ответчиком срока рассмотрения ее обращения о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности директора МУП «Нива» не нашел своего подтверждения в ходе исследования всех представленных суду доказательств.
В соответствии с п. 19 данного Положения о комиссиях заседание комиссии проводится, как правило, в присутствии государственного служащего, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, или гражданина, замещавшего должность государственной службы в государственном органе. О намерении лично присутствовать на заседании комиссии государственный служащий или гражданин указывает в обращении, заявлении или уведомлении, представляемых в соответствии с подпунктом "б" пункта 16 настоящего Положения.
Согласно п. 19.1. данного Положения о комиссиях заседания комиссии могут проводиться в отсутствие государственного служащего или гражданина в случае:
а) если в обращении, заявлении или уведомлении, предусмотренных подпунктом "б" пункта 16 настоящего Положения, не содержится указания о намерении государственного служащего или гражданина лично присутствовать на заседании комиссии;
б) если государственный служащий или гражданин, намеревающиеся лично присутствовать на заседании комиссии и надлежащим образом извещенные о времени и месте его проведения, не явились на заседание комиссии.
Таким образом, согласно установленному порядку проведения заседания комиссии государственный служащий должен быть извещен о дате, времени и месте рассмотрения его обращения, заявления или уведомления.
Довод ответчика о том, что, так как Зверева О.А. не указала в своем заячвлении о намерении лично присутствовать на заседании комиссии, ее извещение не требовалось, так как закон не обязывает комиссию извещать лицо, подавшее заявление о дате и времени рассмотрения заявления судом во внимание не принимается, поскольку в силу системного толкования вышеуказанных норм права данный факт влияет лишь непосредственно на порядок проведения заседания комиссии – в присутствии или в отсутствии гражданина. При этом оснований для неизвещения заявителя в дате, времени и месте заседания комиссии судом не усматривается. Кроме того, суд учитывает, что неизвещением заинтересованного лица также нарушается его право, гарантированное пп. «б» п. 18 Положения № 821, на ознакомление с информацией, поступившей в подразделение государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностному лицу кадровой службы государственного органа.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в Департаменте государственного жилищного и строительного надзора СО, утвержденный протоколом № 3 от 09 марта 2017 г. по рассмотрению обращения Зверевой О.А. о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности директора МУП «Нива» вынесен с нарушением Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента РФ от 01 июля 2010 г. № 821, соответственно, требования Зверевой О.А. о признании указанного протокола незаконным и о его отмене являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Относительно требования истца об обязании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в Департаменте государственного жилищного и строительного надзора СО принять решение о даче согласия на замещение должности директора МУП «НИВА» на условиях трудового договора суд приходит к следующему.
Поскольку порядок рассмотрения обращения о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации на условиях трудового договора в отношении гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, установлен специальными нормативно-правовым актами, в частности Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Указами Президента РФ от 01 июля 2010 г. № 821 и от 21 июля 2010 г. № 925, суд не праве своим решением подменять какой-либо исполнительный орган, в связи с чем указанные исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.
Также суд полагает, что, поскольку оспариваемое истцом решение Комиссии судом по процессуальным основаниям признано незаконным и подлежащим отмене, не представляется возможным проверить доводы истца о том, что указанное решение немотивированно и не соответствует фактическим обстоятельствам, так как данные выводы суда могут предрешить выводы Комиссии, которые будут сделаны в результате повторного рассмотрения обращения Зверевой О.А. в Департамент государственного жилищного и строительного надзора СО.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
исковые требования Зверевой О.А. к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора СО об оспаривании решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов в Департаменте государственного жилищного и строительного надзора СО, утвержденное протоколом № 3 от 09 марта 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья . Е.А. Самарина