Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда об обязании совершить действия № 2-3104/2017 ~ 02256/2017

Смотреть все судебные практики о Прочие трудовые споры

Дело №2-3104/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июня 2017 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области

в составе

председательствующего судьи Бесаевой М.В.,

при секретаре Ивановой Ю.В.,

с участием

представителя истца Даньшина И.А.,

представителя ответчика Атановой Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Оренбургской области об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с иском к ответчику, просит обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия: провести специальную оценку условий труда на рабочих местах: дневальный – № рабочих мест, уборщик служебных помещений – № рабочих места, заведующей баней – № рабочее место, рабочий по обслуживанию в бане – № рабочих места, машинист по стирке иремонту спецодежды – № рабочих места, гладильщик – № рабочее место, парикмахер – № рабочих места, подсобный рабочий – № рабочих мест, уборщик территории – № рабочих места, нарядчик – № рабочее место, заведующий хозяйством – № рабочих места, художник – № рабочее место, библиотекарь – № рабочее место, санитар – № рабочее место, заведующей камерой хранения – № рабочее место, рабочий по комплексному ремонту и обслуживанию и ремонту зданий – № рабочих мест; оборудовать швейный участок № местной приточно-вытяжной вентиляцией; установить на лампы накаливания и люминесцентые лампы, применяемые для общего и местного освещения в цехе холодной обработки металлов, защитный плафоны.

В обоснование своих требований истец указал, что Оренбургский прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области проведена проверка исполнения ответчиком требований статей 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации. Проверкой установлено, что в нарушение норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса, федерального Закона №426 от 28 декабря 2013 года, ответчиком не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест, на которых трудоустроены осужденные. Кроме того, на момент проверки швейный участок №8 не оборудован местной приточно-вытяжной вентиляцией, что является нарушением пунктов 9.1, 9.3 «Санитарных правил для швейного производства». В нарушение требований пункта 2.3.2 «Межотраслевых правил по охране труда при холодной обработке металлов ПОТ Р М-006-97», не на всех лампах накаливания и люминесцентых лампах, применяемых для общего и местного освещения в цехе холодной обработки металлов, установлены защитные плафоны.

Истец в последующем исковые требования уточнил, и окончательно просил:обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия: провести специальную оценку условий труда на рабочих местах: дневальный – № рабочих мест, уборщик служебных помещений – № рабочих места, заведующий баней – № рабочее место, рабочий по обслуживанию в бане – № рабочих места, машинист по стирке иремонту спецодежды – № рабочих места, гладильщик – № рабочих места, парикмахер – № рабочих места, подсобный рабочий – № рабочих мест, уборщик территории – № рабочих места, нарядчик – № рабочее место, заведующий хозяйством – № рабочих места, художник – № рабочее место, библиотекарь – № рабочее место, санитар – № рабочих места, рабочий по комплексному ремонту и обслуживанию и ремонту зданий – № рабочих мест; оборудовать швейный участок № местной приточно-вытяжной вентиляцией.

Представитель истца –Даньшин И.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, иск просил удовлетворить.

Представитель ответчика – Атанова Т.В., действующая по доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, пояснила, что своевременно устранить нарушения не имеют возможности в силу отсутствия денежных средств. При поступлении денежных средств учреждение проведет указанные работы по устранению нарушений.

Суд, заслушав представителей истца и ответчика, изучив представленные доказательства в их совокупности, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В силу статьи15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно статье 7 Конституции РФ: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со статьей 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Согласно статьям 12, 190 ГК нематериальные права граждан подлежат защите, в том числе в судебном порядке.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года№2202-1 прокурор осуществляет надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания в исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, к которым относится ФКУ "ИК-1" УФСИН по Оренбургской области.

В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 9473-1 (в редакции от 02 апреля 2014 г.) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", обязанность обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы лежит на данных учреждениях.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УИК РФ), задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием (статья 8 УИК РФ). Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (часть 1 статьи 10 УИК РФ)

В соответствии с частью 1 статьи 103 УИК РФ, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться на работах, определяемых администрацией исправительной колонии, а администрация Колонии, в свою очередь, обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, по специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

В силу части 1 статьи 104УИК РФ продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В соответствии со статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Смотреть все судебные практики о Прочие трудовые споры

Из смысла вышеприведенных норм права следует, что особенностью правового регулирования трудовых отношений осужденных является то, что они регулируются нормами как трудового, так и уголовно-исполнительного законодательства. В части 1 статьи 104 УИК РФ законодатель конкретно указывает на ту часть трудовых отношений, которые регламентируются трудовым законодательством РФ. При этом законодатель не отнес указанную категорию граждан к лицам, работающим по трудовым договорам, то есть состоящим в трудовых отношениях с учреждениями (организациями, предприятиями), в которых они трудоустраиваются на период отбывания наказания.

В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяет перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производственную продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон о специальной оценке условий труда) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействияна работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (в редакции от 01 мая 2016 года) "О специальной оценке условий труда" результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.

В силу частей 1 и 4 статьи 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.

Согласно пункту 9.1 «Санитарные правила для швейного производства», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 21 июня 1990 года №5182-90, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха производственных помещений предприятий швейной промышленности должны проектироваться в соответствии с требованиями главы СНиП "Отопление, вентиляция и кондиционирование", "Гигиеническим нормам проектирования производственных объектов", "Правил техники безопасности и производственной санитарии для предприятий легкой промышленности", ведомственных норм технологического проектирования предприятий швейной промышленности, а также других отраслевых норм проектирования и нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

Согласно пункту 9.3 «Санитарные правила для швейного производства» в основных производственных помещениях для создания метеорологических условий в пределах допустимых норм, если они не могут быть обеспечены вентиляцией, следует предусматривать кондиционирование воздуха с автоматическим поддержанием требуемых параметров. В остальных цехах может быть использована механическая приточно-вытяжная вентиляция.

Согласно пункту 2.3.2 «ПОТ Р М 006-97. Межотраслевые правила по охране труда при холодной обработке металлов», утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 27 октября 1997 года №55 (в редакции от 21 апреля 2011 года), устройство и эксплуатация осветительных установок должны соответствовать ГОСТ 15597, Правилам устройства электроустановок, Правилам эксплуатации электроустановок потребителей и Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

Лампы накаливания и люминесцентные лампы, применяемые для общего и местного освещения, должны быть заключены в арматуру. Применение ламп без арматуры не допускается.

Для пожаро - и взрывоопасных помещений выбор светильников должен производиться согласно ПУЭ в зависимости от класса пожаро - или взрывоопасности помещений.

Оренбургской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области требований статей 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации.

Проверкой установлено, что в нарушение норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса, федерального Закона №426 от 28 декабря 2013 года, ответчиком не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест, на которых трудоустроены осужденные. Кроме того, на момент проверки швейный участок №8 не оборудован местной приточно-вытяжной вентиляцией, что является нарушением пунктов 9.1, 9.3 «Санитарных правил для швейного производства».

Из представленных материалов дела следует, что ФКУ ИК №1 УФСИН России по Оренбургской области было направлено письмо о выделении денежных средств на проведение специальной оценки условий труда на общую сумму № рублей. В настоящее время отсутствуют возможности провести мероприятия по проведению торгов и заключения контракта с определенной лицензированной организацией на проведение специальной оценки условий труда рабочего места, поскольку денежные средства на эти цели не выделены.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что нашел свое подтверждение факт бездействия со стороны ответчиков, выразившегося в не проведении специальной оценки условий труда в ФКУ ИК №1 УФСИН России по Оренбургской области, в результате которого нарушены трудовые права работников, занимающих должность дневального, уборщика служебных помещений, заведующего баней, рабочего по обслуживанию в бане, машиниста по стирке и ремонту спецодежды, гладильщика, парикмахера, подсобного рабочего, уборщика территории, нарядчика, заведующего хозяйством, художника, библиотекаря, санитара, рабочего по комплексному ремонту и обслуживанию и ремонту зданий.

Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить данного работника, работающего в ФКУ ИК №1, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.

Кроме того, осуществление мероприятий по специальной оценке условий труда, предусмотренной федеральным законом, напрямую связано со спецификой правоотношений в сфере исполнения наказаний, поступления лимитов бюджетных обязательств в установленном порядке на указанные цели.

Оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального закона, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

При таких обстоятельствах, суд, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу, что исковые требования Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области об обязании провести специальную оценку условий труда на рабочих местах и оборудовать швейный участок вентиляцией подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

исковые требования Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области- удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия:

провести специальную оценку условий труда на рабочих местах: дневальный – № рабочих мест, уборщик служебных помещений – № рабочих места, заведующий баней – № рабочее место, рабочий по обслуживанию в бане – № рабочих места, машинист по стирке и ремонту спецодежды – № рабочих места, гладильщик – № рабочих места, парикмахер – № рабочих места, подсобный рабочий – № рабочих мест, уборщик территории – № рабочих места, нарядчик – № рабочее место, заведующий хозяйством – № рабочих места, художник – № рабочее место, библиотекарь – № рабочее место, санитар – № рабочих места, рабочий по комплексному ремонту и обслуживанию и ремонту зданий – № рабочих мест;

оборудовать швейный участок № местной приточно-вытяжной вентиляцией.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение тридцати дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья М.В. Бесаева

Полный текст решения изготовлен 13.06. 2017 года.

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по трудовым спорам с 10 по 31 декабря 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.