Решение суда об обязании совершить действия № 2-3104/2017 ~ 02256/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело №2-3104/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июня 2017 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области

в составе

председательствующего судьи Бесаевой М.В.,

при секретаре Ивановой Ю.В.,

с участием

представителя истца Даньшина И.А.,

представителя ответчика Атановой Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Оренбургской области об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с иском к ответчику, просит обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия: провести специальную оценку условий труда на рабочих местах: дневальный – № рабочих мест, уборщик служебных помещений – № рабочих места, заведующей баней – № рабочее место, рабочий по обслуживанию в бане – № рабочих места, машинист по стирке иремонту спецодежды – № рабочих места, гладильщик – № рабочее место, парикмахер – № рабочих места, подсобный рабочий – № рабочих мест, уборщик территории – № рабочих места, нарядчик – № рабочее место, заведующий хозяйством – № рабочих места, художник – № рабочее место, библиотекарь – № рабочее место, санитар – № рабочее место, заведующей камерой хранения – № рабочее место, рабочий по комплексному ремонту и обслуживанию и ремонту зданий – № рабочих мест; оборудовать швейный участок № местной приточно-вытяжной вентиляцией; установить на лампы накаливания и люминесцентые лампы, применяемые для общего и местного освещения в цехе холодной обработки металлов, защитный плафоны.

В обоснование своих требований истец указал, что Оренбургский прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области проведена проверка исполнения ответчиком требований статей 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации. Проверкой установлено, что в нарушение норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса, федерального Закона №426 от 28 декабря 2013 года, ответчиком не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест, на которых трудоустроены осужденные. Кроме того, на момент проверки швейный участок №8 не оборудован местной приточно-вытяжной вентиляцией, что является нарушением пунктов 9.1, 9.3 «Санитарных правил для швейного производства». В нарушение требований пункта 2.3.2 «Межотраслевых правил по охране труда при холодной обработке металлов ПОТ Р М-006-97», не на всех лампах накаливания и люминесцентых лампах, применяемых для общего и местного освещения в цехе холодной обработки металлов, установлены защитные плафоны.

Истец в последующем исковые требования уточнил, и окончательно просил:обязать ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия: провести специальную оценку условий труда на рабочих местах: дневальный – № рабочих мест, уборщик служебных помещений – № рабочих места, заведующий баней – № рабочее место, рабочий по обслуживанию в бане – № рабочих места, машинист по стирке иремонту спецодежды – № рабочих места, гладильщик – № рабочих места, парикмахер – № рабочих места, подсобный рабочий – № рабочих мест, уборщик территории – № рабочих места, нарядчик – № рабочее место, заведующий хозяйством – № рабочих места, художник – № рабочее место, библиотекарь – № рабочее место, санитар – № рабочих места, рабочий по комплексному ремонту и обслуживанию и ремонту зданий – № рабочих мест; оборудовать швейный участок № местной приточно-вытяжной вентиляцией.

Представитель истца –Даньшин И.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, иск просил удовлетворить.

Представитель ответчика – Атанова Т.В., действующая по доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, пояснила, что своевременно устранить нарушения не имеют возможности в силу отсутствия денежных средств. При поступлении денежных средств учреждение проведет указанные работы по устранению нарушений.

Суд, заслушав представителей истца и ответчика, изучив представленные доказательства в их совокупности, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В силу статьи15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Согласно статье 7 Конституции РФ: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со статьей 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Согласно статьям 12, 190 ГК нематериальные права граждан подлежат защите, в том числе в судебном порядке.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 года№2202-1 прокурор осуществляет надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания в исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание, к которым относится ФКУ "ИК-1" УФСИН по Оренбургской области.

В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 9473-1 (в редакции от 02 апреля 2014 г.) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", обязанность обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы лежит на данных учреждениях.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УИК РФ), задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием (статья 8 УИК РФ). Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (часть 1 статьи 10 УИК РФ)

В соответствии с частью 1 статьи 103 УИК РФ, каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться на работах, определяемых администрацией исправительной колонии, а администрация Колонии, в свою очередь, обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, по специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

В силу части 1 статьи 104УИК РФ продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В соответствии со статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Из смысла вышеприведенных норм права следует, что особенностью правового регулирования трудовых отношений осужденных является то, что они регулируются нормами как трудового, так и уголовно-исполнительного законодательства. В части 1 статьи 104 УИК РФ законодатель конкретно указывает на ту часть трудовых отношений, которые регламентируются трудовым законодательством РФ. При этом законодатель не отнес указанную категорию граждан к лицам, работающим по трудовым договорам, то есть состоящим в трудовых отношениях с учреждениями (организациями, предприятиями), в которых они трудоустраиваются на период отбывания наказания.

В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, самостоятельно планируют собственную производственную деятельность и определяет перспективы ее развития с учетом необходимости создания достаточного количества рабочих мест для осужденных, наличия материальных и финансовых возможностей для их дополнительного создания, а также спроса потребителей на производственную продукцию, выполняемые работы и предоставляемые услуги.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон о специальной оценке условий труда) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействияна работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (в редакции от 01 мая 2016 года) "О специальной оценке условий труда" результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.

В силу частей 1 и 4 статьи 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.

Согласно пункту 9.1 «Санитарные правила для швейного производства», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 21 июня 1990 года №5182-90, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха производственных помещений предприятий швейной промышленности должны проектироваться в соответствии с требованиями главы СНиП "Отопление, вентиляция и кондиционирование", "Гигиеническим нормам проектирования производственных объектов", "Правил техники безопасности и производственной санитарии для предприятий легкой промышленности", ведомственных норм технологического проектирования предприятий швейной промышленности, а также других отраслевых норм проектирования и нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

Согласно пункту 9.3 «Санитарные правила для швейного производства» в основных производственных помещениях для создания метеорологических условий в пределах допустимых норм, если они не могут быть обеспечены вентиляцией, следует предусматривать кондиционирование воздуха с автоматическим поддержанием требуемых параметров. В остальных цехах может быть использована механическая приточно-вытяжная вентиляция.

Согласно пункту 2.3.2 «ПОТ Р М 006-97. Межотраслевые правила по охране труда при холодной обработке металлов», утвержденных Постановлением Минтруда Российской Федерации от 27 октября 1997 года №55 (в редакции от 21 апреля 2011 года), устройство и эксплуатация осветительных установок должны соответствовать ГОСТ 15597, Правилам устройства электроустановок, Правилам эксплуатации электроустановок потребителей и Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

Лампы накаливания и люминесцентные лампы, применяемые для общего и местного освещения, должны быть заключены в арматуру. Применение ламп без арматуры не допускается.

Для пожаро - и взрывоопасных помещений выбор светильников должен производиться согласно ПУЭ в зависимости от класса пожаро - или взрывоопасности помещений.

Оренбургской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области требований статей 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации.

Проверкой установлено, что в нарушение норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса, федерального Закона №426 от 28 декабря 2013 года, ответчиком не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест, на которых трудоустроены осужденные. Кроме того, на момент проверки швейный участок №8 не оборудован местной приточно-вытяжной вентиляцией, что является нарушением пунктов 9.1, 9.3 «Санитарных правил для швейного производства».

Из представленных материалов дела следует, что ФКУ ИК №1 УФСИН России по Оренбургской области было направлено письмо о выделении денежных средств на проведение специальной оценки условий труда на общую сумму № рублей. В настоящее время отсутствуют возможности провести мероприятия по проведению торгов и заключения контракта с определенной лицензированной организацией на проведение специальной оценки условий труда рабочего места, поскольку денежные средства на эти цели не выделены.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что нашел свое подтверждение факт бездействия со стороны ответчиков, выразившегося в не проведении специальной оценки условий труда в ФКУ ИК №1 УФСИН России по Оренбургской области, в результате которого нарушены трудовые права работников, занимающих должность дневального, уборщика служебных помещений, заведующего баней, рабочего по обслуживанию в бане, машиниста по стирке и ремонту спецодежды, гладильщика, парикмахера, подсобного рабочего, уборщика территории, нарядчика, заведующего хозяйством, художника, библиотекаря, санитара, рабочего по комплексному ремонту и обслуживанию и ремонту зданий.

Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить данного работника, работающего в ФКУ ИК №1, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.

Кроме того, осуществление мероприятий по специальной оценке условий труда, предусмотренной федеральным законом, напрямую связано со спецификой правоотношений в сфере исполнения наказаний, поступления лимитов бюджетных обязательств в установленном порядке на указанные цели.

Оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального закона, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

При таких обстоятельствах, суд, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу, что исковые требования Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области об обязании провести специальную оценку условий труда на рабочих местах и оборудовать швейный участок вентиляцией подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

исковые требования Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области- удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить действия:

провести специальную оценку условий труда на рабочих местах: дневальный – № рабочих мест, уборщик служебных помещений – № рабочих места, заведующий баней – № рабочее место, рабочий по обслуживанию в бане – № рабочих места, машинист по стирке и ремонту спецодежды – № рабочих места, гладильщик – № рабочих места, парикмахер – № рабочих места, подсобный рабочий – № рабочих мест, уборщик территории – № рабочих места, нарядчик – № рабочее место, заведующий хозяйством – № рабочих места, художник – № рабочее место, библиотекарь – № рабочее место, санитар – № рабочих места, рабочий по комплексному ремонту и обслуживанию и ремонту зданий – № рабочих мест;

оборудовать швейный участок № местной приточно-вытяжной вентиляцией.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение тридцати дней со дня принятия в окончательной форме.

Судья М.В. Бесаева

Полный текст решения изготовлен 13.06. 2017 года.