Решение суда об обязании провести специальную оценку условий труда 6 рабочих мест представителя военного представительства № 2-1822/2017 ~ М-1330/2017

    Дело № 2-1822/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

               18 июля 2017 г.                                г. Воронеж

Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Макаровец О.Н., при секретаре Голуненко С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Воронежского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц к 464 военному представительству Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» об обязании провести специальную оценку условий труда 6 рабочих мест представителя военного представительства,

УСТАНОВИЛ:

        Военный прокурор Воронежского гарнизона, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к 464 военному представительству Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» с требованием об обязании провести специальную оценку условий труда 6 рабочих мест представителя военного представительства, мотивируя свои требования тем, что Военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведена проверка соблюдения в 464 военном представительств Министерства обороны Российской Федерации трудового законодательства, по результатам которой было установлено, что обязанности по соблюдению требований по охране труда не соблюдаются в полном объеме, а именно в нарушение ст. 212 ТК РФ и Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013г. начальством 464 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации не проведена специальная оценка условий труда 6 рабочих мест представителя военного представительства. Также не проводилась аттестация рабочих мест в соответствии с ранее действующим законодательством.

        29.11.2016г. по результатам проведенной проверки соблюдения трудового законодательства начальнику 464 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации было внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства.

        27.12.2016г. представление было рассмотрено, вместе с тем, указанные в акте прокурорского реагирования нарушения до настоящего времени не устранены.

         Обязанность по исполнению запроса начальника 464 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в военном представительстве путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», как на юридическом лице, на которое такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с общим положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа».

        Не проведение специальной оценки условий труда нарушает трудовые права работников – гражданского персонала 464 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации на рабочие места, соответствующие государственным требованиям охраны труда, может лишить работника, работающего в военном представительстве, уволенного, вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно, с вредными и опасными условиями труда.

        Отсутствие специальной оценки условий труда также может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных факторов.

        На основании чего просит суд обязать командующего ФКУ «Объединенного стратегического командования Западного военного округа» и начальника 464 военное представительство Министерства обороны Российской Федерации провести специальную оценку условий труда 6 рабочих мест представителя военного представительства.

Заместитель военного прокурора Воронежского гарнизона Каракозов С.В. в судебном заседании поддержал требования, изложенные в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

         Представитель ответчика 464 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации в лице начальника Новикова Е.Г. в судебном заседании пояснил, что с требованиями о проведении специальной оценки условий труда 6 рабочих мест представителя военного представительства согласен, однако пояснил, что исполнение данного требования не представляется возможным в виду отсутствия финансового обеспечения и специальных возможностей.

        Представитель ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением, имеющемся в материалах гражданского дела. Представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» (л.д. 71).

        Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.

                 Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, анализируя их в совокупности, приходит к следующим выводам.

    В соответствии со статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

    В соответствии со статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

    Согласно ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных исковых требований или возражений.

Согласно ст. 195 ч. 2 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

            Согласно статьи 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

В силу ч. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004г. № 1082 «Вопросы министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, является одновременно юридическим лицом, которое вправе создавать военные представительства.

Согласно ч. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

В силу пункта 1 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995г. № 804, военные представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее именуются военные представительства) создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм (далее именуются организации), осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации, а также работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов).

В настоящем Положении под военной продукцией понимается вооружение, военная техника, военно-техническое и иное имущество, научно-техническая и иная продукция, а также работы, выполняемые в интересах обороны.

Военные представительства и органы их контроля входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Комплектование штатных должностей военных представительств военнослужащими и гражданским персоналом осуществляется в соответствии с их организационно-штатной структурой.

На основании пункта 2 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995г. № 8042 деятельность военных представительств и органов их контроля регламентируется законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, воинскими уставами, правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Руководство деятельностью военных представительств осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через уполномоченные им органы военного управления.

Пунктами 4, 6, 10 – 13 Инструкции по организации деятельности военных представительств Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны № 2424 от 08.12.2011г., военные представительства имеют действительные наименования, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, бланки и штампы.

Личный состав военных представительств обеспечивается всеми видами довольствия по установленным в Вооруженных Силах Российской Федерации нормам. Организация обеспечения военных представительств осуществляется по месту их дислокации и возлагается на соответствующее объединенное стратегическое командование (военного округа).

Организация деятельности военных представительств по выполнению возложенных на них задач и функций осуществляется Управлением военных представительств через службы уполномоченных, являющихся структурными подразделениями указанного управления.

Военные представительства организуют и осуществляют свою деятельность в соответствии с определенными им задачами и функциями.

Военное представительство возглавляется начальником военного представительства.

Служебная деятельность военного представительства, прохождение воинской службы военнослужащими и трудовая деятельность гражданского персонала регламентируется приказами, издаваемыми на правах единоначалия начальником военного представительства в соответствии с полномочиями должностных лиц Вооруженных Сил и требованиями законодательства Российской Федерации.

    Исходя из изложенного, суд полагает, что военные представительства не обладают правами юридического лица, входят в структуру Министерства обороны Российской Федерации.

    Согласно коллективному договору, утвержденному на собрании трудового коллектива от 26.09.2016г. работодателем гражданского персонала военного представительства является начальник 464 военного представительства Минобороны России (л.д. 20-25).

Частью 1 статьи 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013г. № 426 обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

464 военное представительство Министерства обороны Российской Федерации самостоятельным юридическим лицом и, соответственно распорядителем бюджетных средств не является, данные функции выполняет Министерство обороны Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 31.05.2011г. № 61-ФЗ «Об обороне» управление Вооруженными силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012г. № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии со ст. 20 ТК РФ является, в том числе, начальник военного представительства Министерства обороны Российской Федерации в отношении подчиненного гражданского персонала военного представительства.

Вместе с тем Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.

В соответствии с Общим Положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», в его полномочия входят заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическими лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, учрежденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения; размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.

        Учитывая изложенное, обязанность по исполнению запроса начальника 464 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации размещение заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в военном представительстве путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», как на юридическом лице, на которое такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа».

Статьей 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда;

В силу статьи 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. При этом работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

        Военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в 464 военном представительстве Министерства обороны Российской Федерации, в ходе которой было установлено, что в военном представительстве имеется 20 рабочих мест для гражданского персонала.

        Обязанность по соблюдению требований по охране труда не соблюдаются в полном объеме, а именно в нарушение ст. 212 ТК РФ и Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013г. начальством 464 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации не проведена специальная оценка условий труда 6 рабочих мест представителя военного представительства. Также не проводилась аттестация рабочих мест в соответствии с ранее действующим законодательством.

Согласно частей 1, 2 и 3 статьи 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013г. № 426 специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Частями 1 и 4 статьи 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013г. № 426 предусмотрено, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

На основании ст. 7 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013г. № 426 результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; подготовки статистической отчетности об условиях труда; решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями; определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления; принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; оценки уровней профессиональных рисков; иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

        29.11.2016г. по результатам проведенной проверки соблюдения трудового законодательства начальнику 464 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации было внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства.

            В целях устранения нарушения требований ст. 212 ТК РФ и Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013г. «О специально оценке условий труда» руководителю ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» был направлен запрос о выделении денежных средств для проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах гражданского персонала 464 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 11, 13).

        27.12.2016г. представление было рассмотрено, вместе с тем, указанные в акте прокурорского реагирования нарушения до настоящего времени не устранены. Данный факт подтверждается сообщением № 968 от 27.12.2016г. начальника 464 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 9) и не оспорен в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.

        Учитывая вышеизложенные обстоятельства суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку, по мнению суда, обязанность по исполнению запроса начальника 464 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в военном представительстве путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», как на юридическом лице, на которое такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с общим положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

             Обязать командующего ФКУ «Объединенного стратегического командования Западного военного округа» и начальника 464 военное представительство Министерства обороны Российской Федерации провести специальную оценку условий труда 6 рабочих мест представителя военного представительства.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Советский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                           О.Н. Макаровец

    Мотивированное решение изготовлено 24.07.2017г.