Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
дело №2 – 1042/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июня 2017 года г. Воронеж
Железнодорожный районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Дорофеевой И.В.,
при секретаре Добросоцких Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к 157 Военному представительству Министерства обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» об обязании провести специальную оценку условий труда,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Воронежского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к 157 Военному представительству Министерства обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» об обязании провести специальную оценку условий труда двух рабочих мест специалиста и трех рабочих мест представителя в кабинете №247 в АО «ВЗПП – МИКРОН». В обоснование заявленных требований указал, что Военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства РФ об охране труда в 157 военном представительстве МО РФ. В ходе проверки установлено, что в военном представительстве имеется 45 рабочих мест для гражданского персонала. Вместе с тем, обязанности по соблюдению требований по охране труда в 157 военном представительстве Минобороны РФ не соблюдаются в полном объеме, а именно в нарушении статьи 212 ТК РФ и ФЗ № 426 ФЗ от 28.12.2013 начальством 157 военного представительства Минобороны РФ в кабинете №247 АО «ВЗПП – МИКРОН» не проведена специальная оценка условий труда двух рабочих мест специалиста и трех рабочих мест представителя. 30 декабря 2016 года по результатам проведенной проверки соблюдения трудового законодательства начальнику 157 военного представительства МО РФ было внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства. 30 января 2017 года представление было рассмотрено, вместе с тем, указанные в акте прокурорского реагирования нарушения до настоящего времени не устранены. В данном случае индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены работодателем 157 военного представительства Минобороны РФ, не представляется возможным, так как невыполнение обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест нарушает как права лиц, работающих в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанным работодателем в трудовые правоотношения, на безопасные условия труда. Просит обязать командующего ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и начальника 157 военного представительства МО РФ провести специальную оценку условий труда рабочих мест.
В судебном заседании помощник прокурора Воронежского гарнизона военной прокуратуры Западного военного округа Семенов С.А. заявленные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика 157 военного представительства МО РФ Шевцов Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку считает, что 157 военное представительство МО РФ выполнило свои обязательства по специальной оценке условий труда рабочих мест в рамках своих полномочий. Срок для проведения специальной оценки, установленный Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» до 31 декабря 2018 года не истек, подготовительные работы проводятся своевременно.
Представитель ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения, согласно которым просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика МО РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался судом заблаговременно.
Выслушав прокурора, представителя 157 военного представительства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства об охране труда в 157 военном представительстве МО РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
В силу ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором
Согласно коллективному договору на 2017 – 2019 годы работодателем гражданского персонала военного представительства является начальник 157 военного представительства МО России (л.д. 17 – 23).
В силу ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426 – ФЗ «О специальной оценке условий труда», обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
157 военное представительство Министерства обороны Российской Федерации самостоятельным юридическим лицом и, соответственно, распорядителем бюджетных средств не является, данные функции выполняет Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 31 мая 1995 года №61 – ФЗ «Об обороне», управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, в соответствии со ст. 20 ТК РФ является, в том числе, начальник военного представительства Министерства обороны Российской Федерации в отношении подчиненного гражданского персонала военного представительства.
Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.
В соответствии с Общим Положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», в его полномочия входят заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическими лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, учрежденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения; размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по исполнению запроса начальника 157 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в военном представительстве путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», как на юридическом лице, на которое такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа».
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий охраны труда возлагаются на работодателя. При этом работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Проведенной Военной прокуратурой Воронежского гарнизона проверкой соблюдения трудового законодательства в 157 военном представительстве Минобороны РФ установлено, что в военном представительстве имеются рабочие места для гражданского персонала.
Вместе с тем, обязанности по соблюдению требований по охране труда в 157 военном представительстве Минобороны РФ не соблюдаются в полном объеме, а именно в нарушение статьи 212 ТК РФ и Федерального закона «О специальной оценке условий труда» руководством военного представительства Минобороны РФ в кабинете №247 в АО «ВЗПП – МИКРОН» не проведена специальная оценка условий труда двух рабочих мест специалиста и трех рабочих мест представителя. Также не проводилась аттестация рабочего места в соответствии с ранее действующим законодательством.
Согласно частей 1,2 и 3 статьи 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В силу частей 1 и 4 статьи 8 этого же Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте; решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на, их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников; оценки уровней профессиональных рисков и для иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Не проведение специальной оценки условий труда нарушает трудовые права работников - гражданского персонала 157 военного представительства Минобороны РФ на рабочие места, соответствующие государственным требованиям охраны труда, может лишить работника, работающего в военном представительстве, уволенного, вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно, с вредными и опасными условиями труда.
Согласно ст. 86 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ №1495 от 10 ноября 2007 года «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» командир (начальник) при решении вопросов, связанных с трудовой деятельностью гражданского персонала Вооруженных Сил, обязан руководствоваться трудовым законодательством и законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации, соответствующими нормативными правовыми актами Министра обороны Российской федерации. Он отвечает за правильную организацию труда гражданского персонала, создание условий для роста производительности труда, обеспечение трудовой и производственной дисциплины, соблюдение правил охраны труда, улучшение условий труда и быта.
По результатам проведенной проверки соблюдения трудового законодательства начальнику 157 военного представительства МО РФ 30 декабря 2016 года было внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства (л.д. 6 – 8).
30 января 2017 года представление было рассмотрено (л.д. 9 – 11), вместе с тем, указанные в акте прокурорского реагирования нарушения до настоящего времени не устранены, доказательств обратного суду не представлено.
Судом установлено, что обязанность по исполнению запроса начальника 157 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в военном представительстве путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа», как на юридическом лице, на которое такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа».
В силу ст. ст. 35, 56 ГПК РФ представление доказательств в обоснование своих требований и возражений является не только правом, но и обязанностью стороны, и неисполнение данной обязанности влечет наступление последствий, предусмотренных законодательством о гражданском судопроизводстве.
Согласуясь с закрепленными в ст.ст. 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод правом каждого на справедливое судебное разбирательство и правом на эффективное средство правовой защиты, предусмотренном в п.1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, в ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ принципом состязательности и равноправия сторон, принципом диспозитивности, приведенные выше положения Гражданского процессуального кодекса РФ предполагают, что свобода определения объема своих прав и обязанностей в гражданском процессе и распоряжения процессуальными средствами защиты предусматривает усмотрение сторон в определении объема предоставляемых ими доказательств в подтверждение своих требований и возражений.
При этом стороны сами должны нести ответственность за невыполнение обязанности по доказыванию, которая может выражаться в неблагоприятном для них результате разрешения дела, поскольку эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается, в первую очередь, поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности.
Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет в свою очередь лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности (ч.2 ст. 57, ст.ст. 62, 64, ч. 2 ст. 68, ч. 3 ст. 79, ч. 2 ст. 195, ч. 1 ст. 196 ГПК РФ).
При этом, исходя из заявленных требований, норм материального права, регулирующих сложившиеся между сторонами правоотношения, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлена вина ответчиков в несвоевременном проведение специальной оценки условий труда, что привело к нарушению трудового законодательства. Доказательств обратного в соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиками суду не представлено.
Суд также принимает во внимание то, что иных доказательств суду не предоставлено и в соответствии с требованиями ст. 195 ГПК РФ основывает решение на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Довод представителя ответчика 157 военного представительства Министерства обороны РФ о том, что в рассматриваемом случае подлежат применению положения ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ о поэтапном проведении специальной оценки условий труда до 31.12.2018 года, является несостоятельным, поскольку сделан без учета требований ч. 2 ст. 4, ст. 17 и 27 названного закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 167, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать командующего ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и начальника 157 Военного представительства Министерства обороны Российской Федерации провести специальную оценку условий труда 2 рабочих мест специалиста и трех рабочих мест представителя в кабинете №247 в акционерном обществе «ВЗПП – МИКРОН».
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию Воронежского областного суда в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме через районный суд.
Председательствующий: И.В. Дорофеева