Дело № 2-5396/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«29» сентября 2017 года
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Агрба Д.А.
при секретаре Бородовской Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дикой Н. Н. к Военному комиссариату Ростовской области об обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ:
Дикая Н.Н. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату Ростовской области об обязании производить выплаты пенсии по случаю потери кормильца, умершего при исполнении обязанностей военной службы, при исполнении должностных обязанностей, ссылаясь в обоснование иска на то, что она является вдовой ФИО, старшего мичмана, старшего баталера службы снабжения в/ч 31129, умершего ... г. года в результате внутримозгового кровоизлияния внутрижелудочкового 1615 при исполнении обязанностей военной службы.
Как указывает истец, она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца, предоставив необходимый пакет документов, в том числе, и свидетельство о смерти ФИО, выданное 329 судебно-медицинской лабораторией, в котором в качестве обстоятельства смерти ошибочно указано, что смерть наступила в период прохождения военной службы.
В связи с этим она обратилась в Фокинский районный суд Приморского края с заявлением о внесении изменений в запись акта о смерти. На основании решения суда в актовую запись о смерти ФИО внесены изменения, в соответствии с которой в графе «причина смерти» указано - «при исполнении обязанностей военной службы, при исполнении должностных обязанностей».
Кроме того, решением Фокинского городского суда Приморского края от 22 января 2007 года установлен факт ее нахождения на иждивении умершего супруга.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства и нормы материального права, истец просит суд обязать ответчика назначить пенсию по случаю потери кормильца,
Истец в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, дав пояснения аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика Военного комиссариата Ростовской области в суде исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено судом, приказом № командира в/ч 31129 от 12 сентября 2006 года по строевой части ФИО исключен из списков личного состава войсковой части и всех видов обеспечения в связи со смертью.
Согласно медицинскому свидетельству о смерти серии 05-СТ№ от 10 августа 2006 года ФИО, ... г. года рождения, умер ... г. от заболевания, полученного в период прохождения военной службы. Причина смерти - внутримозговое кровоизлияние внутрижелудочковое 1615.
При определении причинной связи увечья, приведшего к смерти ФИО, военно-врачебная комиссия филиала № ФГКУ «Главный центр военно-врачебной экспертизы» Министерства обороны РФ пришла к выводу, что заболевание внутримозговое кровоизлияние внутрижелудочковое 1615 получено в период военной службы.
В связи с тем, что заболевание ФИО получено в период военной службы, истцу было отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца.
Разрешая требования истца и отказывая в их удовлетворении, суд исходит из следующего.
Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно
Задать вопрос юристуБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58В соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. N 565, так же как и ранее действующим одноименным Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123 полномочия по определению причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (далее - органы и организации прокуратуры), граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. "г" п. 3) возложены на военно-врачебную комиссию.
Согласно п. 94 указанного Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123 и действовавшего на момент смерти военнослужащего, Военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками: "военная травма"; "заболевание получено в период военной службы"; заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с катастрофой на ЧАЭС; в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, "общее заболевание".
Таким образом, по смыслу закона, само по себе возникновение того или иного заболевания или увечья в период несения военной службы, не является безусловным основанием для его отнесения к военной травме. Для отнесения такого заболевания или увечья к военной травме необходимо наличие квалифицирующих признаков, которые связывают его получение с негативными последствиями прохождения службы (выполнение боевого задания, служебных обязанностей, воздействие вредных веществ и т.д.).
При этом, достоверных доказательств, что заболевание (увечье) ФИО, ставшее причиной его смерти, было получено им при исполнении обязанностей военной службы и квалифицируется как "военная травма", не представлено.
В части 1 статьи 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ указано, в каких случаях считается исполнение военнослужащим обязанностей военной службы, в том числе исполнение служебных обязанностей (п. "б"), выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником) (п. "д"), нахождения в служебной командировке (п. "ж").
Супруга истца отнесена к лицам, указанным в статье 1 Федерального закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, на которых распространяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
К п. "а" ст. 21 Федерального закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 отнесены инвалиды вследствие военной травмы - лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг.
Таким образом, право на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную статьей 30 Федерального закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, может возникнуть у истца в случае, если причиной смерти ее мужа является "военная травма".
Факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме N 16, справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации и т.д.
Поскольку истцом не представлены доказательства в подтверждение факта получения ее супругом военной травмы при исполнении военной службы, следовательно, оснований для назначения выплаты пенсии по потере кормильца не имеется, в связи с чем ВК РО обоснованно отказал в назначении пенсии по потере кормильца.
Ссылки истца на решение суда, которым установлено, что истец умер при исполнении обязанностей военной службы, при исполнении должностных обязанностей, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании норм приведенных выше права, поскольку право устанавливать причинно-следственную связь полученного военнослужащим заболевания с исполнением обязанностей военной службы принадлежит исключительно органам военно-врачебной комиссии.
Кроме того, по смыслу закона, само по себе возникновение того или иного заболевания или увечья в период несения военной службы, не является безусловным основанием для его отнесения к военной травме или связанным с исполнением обязанностей военной службы. Для отнесения такого заболевания или увечья к военной травме необходимо наличие квалифицирующих признаков, которые связывают его получение с негативными последствиями прохождения службы (выполнение боевого задания, служебных обязанностей, воздействие вредных веществ и т.д.).
При отсутствии причинной связи заболевания, приведшей к смерти, с исполнением обязанностей военной службы, должностными обязанностями, не имеет правового значения и факт нахождения истца на иждивении умершего супруга, установленного вступившим в законную силу решением суда.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Дикой Н. Н. к Военному комиссариату Ростовской области об обязании назначить пенсию по случаю потери кормильца оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 03 октября 2017 года.
Судья: