Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца, обязании назначить и выплачивать пенсию с учетом повышения № 2-2036/2017 ~ М-1752/2017

Смотреть все судебные практики о Прочие трудовые споры

Дело № 2-2036/2017                                14 сентября 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Исаковой А.С.,

при секретаре ФИО5,

с участием представителя истца ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № сроком по ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона в защиту интересов ФИО3 к ФКУ «Военный комиссариат Ленинградской области» о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца, обязании назначить и выплачивать пенсию с учетом повышения,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона, действуя в защиту интересов ФИО3, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Ленинградской области» недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за 12 месяцев, предшествующих дате подачи искового заявления в суд, обязать назначить и выплачивать пенсию по потери кормильца с учетом повышения с даты подачи искового заявления в суд.

В обоснование заявленных требований заместитель прокурора ссылается на то, что ФИО3 является вдовой ветерана боевых действий ФИО4, и с 2008 года до настоящего времени состоит на пенсионном обеспечении у ответчика, получает пенсию по случаю потери кормильца, однако пенсия выплачивается ей без повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон о пенсионном обеспечении).

В судебном заседании представитель истца – помощник военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона ФИО6 исковые требования заместителя прокурора по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержал, просил суд их удовлетворить, против рассмотрения дела в отсутствии истца ФИО3 не возражал.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 против удовлетворения исковых требований возражала, ссылаясь на то, что повышение пенсии по случаю потери кормильца, установленное пунктом «г» статьи 45 Закона о пенсионном обеспечении, может иметь место лишь в том случае, когда ветераном боевых действий является сам получатель пенсии по случаю потери кормильца. Против рассмотрения дела в отсутствие истца не возражала.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Суд, изучив материалы дела, выслушав позицию представителя истца, ответчика, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Таким образом, с учетом нетрудоспособности и характера защищаемых интересов получателя пенсии по потери кормильца, действующее законодательство допускает обращение прокурора в суд за защитой пенсионных прав граждан, нарушения которых обнаружены по результатам проверки.

По результатам проведенной прокурорской проверки исполнения должностными лицами ФКУ «Военный комиссариат Ленинградской области» законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, инвалидов и ветеранов боевых действий установлено, что ФИО3 с 2008 года по настоящее время получает пенсию по случаю потери кормильца, как вдова умершего военнослужащего ФИО4, являющегося ветераном боевых действий.

Право ФИО3 на получение пенсии по случаю потери кормильца, а также факт того, что ФИО4 является ветераном боевых действий, ответчиком не оспаривается.

Из материалов дела следует, что ФИО4, умерший ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7) являлся супругом ФИО3 (л.д. 8).

Из копии послужного списка ФИО4 следует, что он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу, где принимал участие в боевых действиях, в связи с чем, он является ветераном боевых действий и относится к лицам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (л.д. 16).

С 2008 года ФИО3 ответчиком назначена пенсия по случаю потери кормильца, выплата которой производится без повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона о пенсионном обеспечении.

Военнослужащие и члены их семей имеют право на государственное пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет средств федерального бюджета (статья 1, пункт 1 статьи 3, подпункт 2 пункта 1 статьи 4, пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Смотреть все судебные практики о Прочие трудовые споры

Согласно абзацу 4 статьи 5 Закона о пенсионном обеспечении в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных данным Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

В соответствии с абзацем 1 статьи 29 Закона о пенсионном обеспечении право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.

В силу требований пункта «г» статьи 45 Закона о пенсионном обеспечении пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Из содержания положения Закона о пенсионном обеспечении следует, что повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий, но и членам их семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца, довод ответчика о том, что повышение пенсии в соответствии с указанной нормой права предусмотрено только тем членам семей умерших военнослужащих, которые сами имеют соответствующий статус, противоречит действующему законодательству на основании следующего.

Закон о пенсионном обеспечении предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности и за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсии - пенсию по случаю потери кормильца, которую получают семьи погибших военнослужащих. Субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 данного Закона являются нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц военнослужащих, состоявшие на их иждивении.

Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со статьей 43 Закона о пенсионном обеспечении, то есть в данном случае от дохода, который получал сам кормилец.

    Статья 45 названного Закона помещена в разделе «Исчисление пенсий», где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.

    В соответствии со статьей 46 Закона о пенсионном обеспечении при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи, повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии.

Исходя из содержания статей 1, 5, 6 и иных норм Закона о пенсионном обеспечении, положения данного закона распространяются как на самих пенсионеров из числа бывших военнослужащих, так и на членов их семей (в том числе и в случае гибели военнослужащего в соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о пенсионном обеспечении), если иное прямо не указано в самом Законе. Положения статьи 45 данного закона таких исключений не содержат, а из части 2 данной статьи прямо вытекает, что положения части первой этой же нормы распространяются на лиц, указанных в статье первой, а также на членов семей этих лиц, а из текста абзаца первого части первой статьи 45 Закона о пенсионном обеспечении прямо следует, что право на повышение, предусмотренное данной нормой, имеют и пенсионеры по случаю потери кормильца.

Правовая позиция Военного комиссариата Ленинградской области несостоятельна также в силу того, что следует учитывать и то обстоятельство, что в ином случае положения вышеуказанной нормы будут являться фактически неприменимыми к членам семей погибших военнослужащих, что противоречит смыслу данной нормы и ее прямому тексту.

При этом необходимо учитывать и то обстоятельство, что лица, обладающие самостоятельным статусом ветерана боевых действий, не могут практически являться одновременно и получателями пенсии по случаю потери кормильца с учетом права на такое повышение, поскольку, в силу положения статьи 46 Закона о пенсионном обеспечении, не может иметь места двойного повышения спорной пенсии. На основании изложенного, ФКУ «Военный комиссариат Ленинградской области» необоснованно назначил и выплачивает ФИО3 пенсию по случаю потери кормильца без учёта повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона о пенсионном обеспечении.

Согласно пункту "б" части 1 статьи 55 Закона о пенсионном обеспечении перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера пенсии в сторону увеличения.

В соответствии с абзацем 2 статьи 55 данного Закона, в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

На основании изложенного, суд полагает, что требование истца об обязании назначить и выплачивать пенсию ФИО3 с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона о пенсионном обеспечении, подлежат удовлетворению, при этом недополученная сумма пенсии по потери кормильца подлежит взысканию в пользу ФИО3 за период с ДД.ММ.ГГГГ по день исполнения решения суда.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Обязать ФКУ «Военный комиссариат Ленинградской области» назначить и выплачивать ФИО3 пенсию по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с момента вступления решения в законную силу.

Взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Ленинградской области» в пользу ФИО3 недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца с учетом повышения, предусмотренного пунктом «г» статьи 45 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», за период с ДД.ММ.ГГГГ по день исполнения решения суда.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Ленинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                              А.С. Исакова

Решение в окончательной форме изготовлено 19.09.2017

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по трудовым спорам с 16 по 30 ноября 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.