Решение суда о взыскании компенсаций за переработку, индексации, компенсации морального вреда № 2-2338/2017 ~ М-1980/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2–2338/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 сентября 2017 года                                                                       г. Ярославль

Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе судьи Ю.А.Шумиловой,

при секретаре Петровой Э.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белкова Николая Николаевича к Публичному акционерному обществу «Автодизель» (Ярославский моторный завод) о взыскании компенсаций за переработку, индексации, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании компенсаций за переработку за период с 01.03.2017 г. по 31.08.2017 г., компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что ранее решением суда в его пользу взысканы соответствующие компенсации за предыдущие периоды, сокращенная рабочая неделя не установлена до настоящего времени.

В судебном заседании истец поддержал требования по основаниям, изложенным в иске, возражений по расчету работодателя не представил.

Представитель ПАО «Автодизель» по доверенности Каменева О.В. не признала требования, представила расчет взыскиваемых сумм.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 219ТК РФ (в редакции, действующей до 01 января 2014 года) размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно ст. 92 ТК РФ сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - не более 36 часов в неделю в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Ранее действующим Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 установлены работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест компенсации, в том числе сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьей 92 Трудового кодекса Российской Федерации.

С 01 января 2014 года вступили в силу Федеральные законы от 28.12.2013 N 426-ФЗ«О специальной оценке условий труда» и от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», которыми установлены правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда, а также внесены изменения в Трудовой кодексРоссийской Федерации, устанавливающие размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Так, статьей 92 ТК РФ в новой редакции предусмотрено, что сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.

В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Согласно п. 3 ст. 15Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» при реализации в соответствии с положениями Трудового кодексаРоссийской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

По смыслу п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» возможность сохранения ранее предусмотренных компенсационных мер обусловлена фактической реализацией в отношении работников компенсационных мер по состоянию на 01 января 2014 года. При этом возможность сохранения компенсационных мер, установленных ранее действовавшим законодательством, предусмотрена только лишь в отношении конкретных работников, а не в отношении рабочих мест, по которым проведена оценка условий труда.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Таким образом, с 01 января 2014 года сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, а также к вредным условиям труда 1 или 2 степени в случае фактической реализации в отношении конкретного работника указанной меры по состоянию на 01 января 2014 года.

Решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 08.10.2015г. с учетом изменений, внесенных на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 14.01.2016г., с ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) в пользу Белкова Н.Н. взысканы денежные выплаты за период с 01.03.2015г. по 30.06.2015г. в сумме 8815,78руб., компенсация морального вреда – 7000руб. Установлено наличие вредных условий труда на рабочем месте истца с классом вредности не менее 3.1. Решением суда в пользу истца взыскана компенсация за работу во вредных условиях за период в связи с неустановлением сокращенной продолжительности рабочего времени, компенсация за сверхурочную работу, доплата за очередные отпуска.

При рассмотрении настоящего дела установлено, что истец продолжает работать термистом 5 разряда, компенсация, связанная с работой во вредных условиях труда, в виде сокращенной продолжительности рабочего времени ему не установлена. При таких обстоятельствах истец имеет право на получение компенсации за работу по графику сорокачасовой недели вместо тридцатишестичасовой недели за спорный период.

Таким образом, в пользу истца за период с 01.03.2017г. по 31.08.2017г. подлежит взысканию разница в тарифах между 40-часовой рабочей неделей и 36-часовой рабочей неделей - 11608,80руб., компенсация премии на доплаты – 4002,14руб., доплата за сверхурочную переработку по графику по разнице в тарифах - 6772,77, доплата за ночные и вечерние смены по разнице в тарифах - 1865,55руб.

При определении размера компенсации суд исходит из расчета ответчика, поскольку данный расчет произведен с учетом реально полученной заработной платы, системы оплаты труда истца и локальных нормативных актов работодателя.

Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростомпотребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Трудовым законодательством, а также коллективным договором на работодателя возложена обязанность производить повышение уровня реального содержания (индексацию) заработной платы. Поскольку компенсации за работу во вредных условиях, которые взыскиваются в пользу работника настоящим решением, не были назначены и выплачены истцу и соответственно не были проиндексированы, суд возлагает на ПАО «Автодизель» обязанность произвести индексацию суммы невыплаченных истцу компенсаций за работу во вредных условиях с учетом ростапотребительских цен на товары и услуги за 2017 год на день вынесения решения суда.

Статьей 237 ТК РФ предусмотрено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Судом установлено, что истцу не выплачена денежная компенсация в связи с работой во вредных условиях, в связи с чем, у суда имеются основания для взыскания компенсации морального вреда. С учетом требований разумности и соразмерности суд считает необходимым взыскать компенсацию в сумме 5000 руб.

На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден при предъявлении иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ

Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Автодизель» (Ярославский моторный завод) в пользу Белкова Николая Николаевича денежную компенсацию за период с 01.03.2017г. по 31.08.2017г. – 24 249,26руб., компенсацию морального вреда – 5000руб.

Возложить на Публичное акционерное общество «Автодизель» (Ярославский моторный завод) обязанность произвести индексацию суммы невыплаченных Белкову Николаю Николаевичу компенсаций за работу во вредных условиях с учетом роста потребительских цен на товары и услуги за 2017 год на день вынесения решения суда.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Автодизель» (Ярославский моторный завод) в доход бюджета г. Ярославля госпошлину - 1227,47руб.

Решение может быть обжаловано всеми участниками процесса в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме

Судья                                                                  Ю.А.Шумилова