Решение суда о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест переводчиков группы сбора и обработки информации № 2-2450/2017 ~ М-1793/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело №2-2450/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретаре Шестаковой М.Р.,

с участием истца помощника военного прокурора Воронежского гарнизона Триполева Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Воронежского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к в/ч №, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест переводчиков группы сбора и обработки информации,

УСТАНОВИЛ:

Истец военный прокурор Воронежского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к /ч №, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест переводчиков группы сбора и обработки информации. Обосновывая заявленные требования, указывает, что согласно коллективному договору в/ч № на период с 2015 года по 2018 год гражданский персонал войсковой части находится в трудовых отношениях с войсковой частью № в лице командира. Военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведения проверка исполнения законодательства Российской Федерации об охране труда в войсковой части №, по результатам которой установлено, что в в/ч № имеется 4 рабочих места для гражданского персонала. Однако в нарушение действующего законодательства командованием в/я № в кабинете 22 не проведена специальная оценка условий труда 2 рабочих мест переводчиков группы сбора и обработки информации, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

В судебном заседании помощник военного прокурора Воронежского гарнизона Триполев Е.В. заявленные исковые требования поддержал, просит суд их удовлетворить.

Представитель ответчика в/ч № в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просит дело рассматривать в его отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление. Суду представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица Министерства Обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд, выслушав пояснения истца, изучив материалы гражданского дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно абзацу 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

В силу частей 1 и 4 статьи 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.

Судом установлено, что военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации об охране труда в войсковой части №, в ходе которой установлено, что в/ч № имеется 4 рабочих места для гражданского персонала. Вместе с тем, обязанности по соблюдению требований по охране труда в войсковой части № не соблюдаются в полном объеме, а именно в нарушение требований ст. 212 ТК РФ и Федерального закона от 28.12.2013 года №426-ФЗ командованием войсковой части № в кабинете № не проведена специальная оценка условий труда двух рабочих мест переводчиков группы сбора и обработки информации, чем нарушаются права и законные интересы работников.

Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.

Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить данного работника, работающего в войсковой части, уволенного, либо вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.

ДД.ММ.ГГГГ военным прокурором Воронежского гарнизона в адрес командира войсковой части № вынесено представление об устранении нарушений закона.

Из представленных материалов дела следует, что во исполнение приведенных норм закона, войсковой частью № в ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" был направлен запрос о выделении денежных средств на проведение мероприятий по специальной оценке условий труда гражданского персонала войсковой части №.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.

Для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создано ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", которому Министерство обороны Российской Федерации делегировало некоторые свои полномочия.

Согласно Положению о ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа", утвержденному Министром обороны Российской Федерации от 31 марта 2011 года, в его полномочия входят заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическим лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения; размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерациями и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации (пункт 29).

Обязанность по исполнению запроса командира войсковой части № о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части № путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Положением о ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа".

Кроме того, осуществление мероприятий по специальной оценке условий труда, предусмотренной федеральным законом, напрямую связано со спецификой правоотношений в сфере военного управления, со структурным подчинением воинских формирований непосредственно управлениям военных округов, и поступления лимитов бюджетных обязательств в установленном порядке на указанные цели от Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В данном случае индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены работодателем войсковой частью № не представляется возможным, так как невыполнение обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест нарушает как права лиц, работающих в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанным работодателем в трудовые отношения, на безопасные условия труда.

Оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального закона, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований военного прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Обязать командующего ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и командира войсковой части № провести в кабинете № специальную оценку условий труда двух рабочих мест переводчиков группы сбора и обработки информации.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Багрянская В.Ю.

Решение принято в окончательной форме 03.07.2017 года.