Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело №2-2450/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,
при секретаре Шестаковой М.Р.,
с участием истца помощника военного прокурора Воронежского гарнизона Триполева Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Воронежского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к в/ч №, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест переводчиков группы сбора и обработки информации,
УСТАНОВИЛ:
Истец военный прокурор Воронежского гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к /ч №, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» о возложении обязанности провести специальную оценку условий труда рабочих мест переводчиков группы сбора и обработки информации. Обосновывая заявленные требования, указывает, что согласно коллективному договору в/ч № на период с 2015 года по 2018 год гражданский персонал войсковой части находится в трудовых отношениях с войсковой частью № в лице командира. Военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведения проверка исполнения законодательства Российской Федерации об охране труда в войсковой части №, по результатам которой установлено, что в в/ч № имеется 4 рабочих места для гражданского персонала. Однако в нарушение действующего законодательства командованием в/я № в кабинете 22 не проведена специальная оценка условий труда 2 рабочих мест переводчиков группы сбора и обработки информации, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании помощник военного прокурора Воронежского гарнизона Триполев Е.В. заявленные исковые требования поддержал, просит суд их удовлетворить.
Представитель ответчика в/ч № в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просит дело рассматривать в его отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление. Суду представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица Министерства Обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд, выслушав пояснения истца, изучив материалы гражданского дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно абзацу 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58В силу частей 1 и 4 статьи 8 названного Федерального закона обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Судом установлено, что военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации об охране труда в войсковой части №, в ходе которой установлено, что в/ч № имеется 4 рабочих места для гражданского персонала. Вместе с тем, обязанности по соблюдению требований по охране труда в войсковой части № не соблюдаются в полном объеме, а именно в нарушение требований ст. 212 ТК РФ и Федерального закона от 28.12.2013 года №426-ФЗ командованием войсковой части № в кабинете № не проведена специальная оценка условий труда двух рабочих мест переводчиков группы сбора и обработки информации, чем нарушаются права и законные интересы работников.
Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить данного работника, работающего в войсковой части, уволенного, либо вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.
ДД.ММ.ГГГГ военным прокурором Воронежского гарнизона в адрес командира войсковой части № вынесено представление об устранении нарушений закона.
Из представленных материалов дела следует, что во исполнение приведенных норм закона, войсковой частью № в ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" был направлен запрос о выделении денежных средств на проведение мероприятий по специальной оценке условий труда гражданского персонала войсковой части №.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.
Для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создано ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", которому Министерство обороны Российской Федерации делегировало некоторые свои полномочия.
Согласно Положению о ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа", утвержденному Министром обороны Российской Федерации от 31 марта 2011 года, в его полномочия входят заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическим лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения; размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерациями и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации (пункт 29).
Обязанность по исполнению запроса командира войсковой части № о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части № путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа", как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Положением о ФКУ "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа".
Кроме того, осуществление мероприятий по специальной оценке условий труда, предусмотренной федеральным законом, напрямую связано со спецификой правоотношений в сфере военного управления, со структурным подчинением воинских формирований непосредственно управлениям военных округов, и поступления лимитов бюджетных обязательств в установленном порядке на указанные цели от Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В данном случае индивидуализировать круг лиц, права которых нарушены работодателем войсковой частью № не представляется возможным, так как невыполнение обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест нарушает как права лиц, работающих в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанным работодателем в трудовые отношения, на безопасные условия труда.
Оценивая сложившиеся между сторонами правоотношения, а также исходя из взаимосвязанных положений трудового законодательства и норм специального закона, регламентирующих порядок производства специальной оценки условий труда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований военного прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Обязать командующего ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» и командира войсковой части № провести в кабинете № специальную оценку условий труда двух рабочих мест переводчиков группы сбора и обработки информации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Багрянская В.Ю.
Решение принято в окончательной форме 03.07.2017 года.