Задать вопрос
8 800 511 38 27
Бесплатная горячая линия (Москва и регионы РФ)

Решение суда о признании незаконным отказа в признании безработным № 02-2645/2016

Смотреть все судебные практики о Прочие трудовые споры

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 апреля 2016 года г. Москва Нагатинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Воронова В.В., при секретаре Волошенко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании

дело № 02-2645/16 по иску

*** к *** о признании незаконным отказа в признании безработным, признании безработным, назначении пособия по безработице, обеспечении работой, взыскании денежного пособия по безработице и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

*** обратился в суд с иском к *** о признании незаконным отказа в признании безработным, признании безработным, назначении пособия по безработице, обеспечении работой, взыскании денежного пособия по безработице и компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что *** года он обратился в *** с просьбой признать его безработным, назначить пособие по безработице, а также обеспечить работой соответствующей ТК РФ и его квалификации. Предоставив все необходимые документы за исключением справки о среднем заработке за последние три месяца в связи с отсутствием возможности её получить, так как последний раз он работал в *** г., сотрудники *** отказали ему в признании безработным и назначении пособия по безработице, мотивировав отказ отсутствием справки о среднем заработке за последние три месяца, игнорируя тот факт, что он нетрудоустроен более одного года. *** года им было зарегистрировано заявление № *** на имя начальника *** о разъяснении отказа и пересмотре отказа в признании безработным. В заявлении он изложил свою позицию, что в ФЗ №1032-1 от 19.04.1991г. не указанно, что отсутствие справки о среднем заработке за последние три месяца может являться причиной для отказа в признании безработным гражданина, пытающегося возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва. Так же он заявил, что отказ в назначении ему пособия по безработице серьёзно ухудшает его социально-экономическое положение, лишает его средств на пропитание и нарушает его конституционное право на защиту от безработицы закреплённое ст. 37 ч. 3 Конституции РФ. Несмотря на его доводы и заявления о том, что отказ в признании его безработным не обоснован и нарушает его Конституционные права, лишает его права на достойное существование, Тихонова Е.С.

повторно отказала ему в признании безработным и назначении ему пособия по безработице, чем заставила его страдать, лишив минимальных средств к существованию и пропитанию. В постановлении Конституционного суда РФ от 6.10.2015 г. № 24-П указанно, что отсутствие справки о среднем заработке за последние три месяца не может являться основанием для отказа в признании гражданина РФ безработным. Просит суд отказ Ответчика в признании его безработным признать незаконным. Обязать Ответчика признать его безработным и назначить пособие по безработице не ниже прожиточного минимума для трудоспособных граждан РФ по городу Москве. Обязать Ответчика обеспечить его работой в соответствии с квалификацией и соответствующей ТК РФ. Взыскать с Ответчика в его пользу денежное пособие по безработице за 6 месяцев. Взыскать с Ответчика в его пользу компенсацию морального вреда и причинённых ему страданий в размере *** рублей.

Истец *** в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - *** по доверенности *** в судебном заседании исковые требования не признала.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в РФ" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (пункт 1).

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов (пункт 2).

Как следует из материалов дела и установлено судом, *** года *** обратился в *** с просьбой признать его безработным, назначить пособие по безработице и обеспечить работой соответствующей его квалификации.

Письмом *** от *** г. № *** *** было отказано в признании его безработным, поскольку в нарушение требований Закона РФ от 19.04.1991 г.

№ 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» последним не были представлены все предусмотренные законодательством документы, а именно, справка о среднем заработке за последние три месяца работы.

Таким образом, оспоренное истцом решение имеет форму письменного уведомления об отказе в признании его безработным.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Требования истца о возложении на ответчика обязанностей по признанию безработным и выплате пособия по безработице носят производный характер от требования о признании незаконным решения ответчика в совершении действия, на которое рассчитывал истец. Разрешение судом требований о возложении обязанностей невозможно без оценки правомерности полученного истцом отказа в признании его безработным.

В соответствии с пунктом 4 "Правил регистрации безработных граждан", утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 года N 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорт или документ, его заменяющий; б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий; в) документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию; г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

В силу пункта 9 указанных выше Правил, постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: а) отказ гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы; б) два отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера; в) неявка гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы; г) неявка гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным; д) представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным.

Таким образом, отсутствие требуемой справки не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного.

Смотреть все судебные практики о Прочие трудовые споры

Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.10.2015 г. № 24-П признаны взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают возможность отказа органов службы занятости в признании безработными граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Кроме того, в силу пункта 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице, а в соответствии с пунктом 2 названной статьи пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.

При таких обстоятельствах, суд удовлетворяет требования истца частично и признает незаконным отказ *** от *** года об отказе в признании *** безработным, и как следствие, возлагает на ответчика обязанность поставить истца на регистрационный учет в качестве безработного и назначить ему пособие по безработице с момента подачи заявления – с *** года.

Статьей 53 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Правила компенсации морального вреда определяются гражданским законодательством (статья 151 и глава 59 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При этом согласно п. 2 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации нематериальные блага защищаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

В силу ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Исходя из смысла и целей Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 статус "безработного" предусматривает не только выплату пособия, но и поиск подходящей работы.

Поскольку вышеуказанным отказом ответчика в постановке истца на учет в качестве безработного было нарушено конституционное право истца на труд, суд полагает возможным частично удовлетворить требование истца о компенсации ему морального вреда и с учетом характера причиненных последнему нравственных страданий определить размер компенсации в размере *** рублей.

В остальной части исковых требований суд отказывает.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета города Москвы подлежит взысканию госпошлина в размере *** рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ

Иск *** к *** о признании незаконным отказа в признании безработным, признании безработным, назначении пособия по безработице, обеспечении работой, взыскании денежного пособия по безработице за шесть месяцев и компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ *** от *** года об отказе в признании *** безработным.

Обязать *** поставить *** на регистрационный учет в качестве безработного и назначить ему пособие по безработице с *** года.

Взыскать с *** пользу *** компенсацию морального вреда в размере *** рублей.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с *** в доход бюджета города Москвы госпошлину в размере *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Нагатинский районный суд г. Москвы в течение месяца.

Судья В.В.

Воронов.

Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно!
Юридическая консультация при поддержке МинЮст России бесплатно! Консультация по трудовым спорам с 16 по 30 ноября 1000 руб. бесплатно
Схема работы
  • 01

    Бесплатная консультация

  • 02

    Заключение договора

  • 03

    Представительство в суде

  • 04

    Победное решение

Бесплатная юридическая консультация
+7
Задать вопрос Юрист перезвонит в течение 5 минут
Нажимая кнопку «Задать вопрос», вы принимаете условия
политики обработки персональных данных.

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.