Решение суда о признании незаконным отказа в приёме на работу № 2-3190/2017 ~ М-3301/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-3190/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ульяновск                                                                                                    17 октября 2017 года

         Засвияжский районный суд в составе

председательствующего судьи Ивановой С.Ю.

при секретаре Каримовой К.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухутдинова Н.Ф. к обществу с ограниченной ответственностью «УАЗ» о признании незаконным отказа в приёме на работу

УСТАНОВИЛ:

        Мухутдинов Н.Ф. обратился в суд с иском к ООО «УАЗ» о признании незаконным отказа в приёме на работу. В обосновании иска указал, что с 01.08.2013 г. по 28.04.2017 г. работал слесарем -ремонтником 6 разряда бригады № ремонтно-сервисного комплекса службы главного инженера ООО «УАЗ-Автокомпонент». Приказом №/к от 28.04.2017 г. уволен по п.2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением численности или штата. На основании приказа № от 26.12.2016 г. в ООО «УАЗ» создана аналогичная служба главного инженера и осуществлен перевод всех сотрудников ООО «УАЗ-Автокомпонент» за исключением его. Учитывая наличия вакантной должности слесаря- ремонтника 6 разряда в Службе главного инженера ООО «УАЗ», в феврале 2017 года он обратился с заявлением в отдел кадров ООО «УАЗ» к ФИО3 о приёме на работу на эту должность. Ему было выдано направление на прохождение собеседования с руководством службы инженера. Пройдя собеседование, он вернул анкету претендента на должность в отдел кадров ФИО11, от которой он не получил ответа о результатах собеседования. 17.05.2017 г. он обратился к ФИО3 с требованием дать письменный ответ по вопросу его трудоустройства либо сообщить причины отказа в предоставлении работы. 25.05.2017 г. он получил ответ, где указано, что причиной отказа в трудоустройстве на работу в ООО «УАЗ» явилось снятие с комплектования в период с 21 февраля по 23 мая 2017 г. вакансии слесаря-ремонтника 6 разряда в Службе главного инженера. Считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку в силу действующего законодательства, законным отказ может быть признан по 2 основаниям: отсутствие у кандидата на вакансию необходимых для выполнения работы деловых качеств либо несоответствие соискателя предъявляемым законом требованиям или же их невыполнение. Он имеет 6 разряд по свое профессии слесаря- ремонтника и работал в данной должности в Службе главного инженера ООО «УАЗ», ООО «УАЗ-Автокомпонент». Что подтверждается записями в трудовой книжке. Он характеризовался по работе положительно, взыскания к нему не применялись. Необоснованный отказ ответчика в заключении с ним трудового договора ограничивает его права на выбор труда в предприятии, в котором он работал, добросовестно выполняя свои должностные обязанности на протяжении многих лет жизни. С учётом уточненных требований, просит суд признать незаконным отказ ООО «УАЗ» в заключение трудового договора с ним на должность слесаря- ремонтника, обязать ООО «УАЗ» заключить с ним трудовой договор на должность слесаря-ремонтника в соответствии со ст. 68 ТК РФ, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 200 000 руб.

            В судебном заседании истец и его представитель Алёшина Т.Ф., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования и доводы, изложенные в иске, поддержали.

       Представители ответчика ООО «УАЗ» Муравьева А.Д. и Анохина О.Г., действующие на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования не признали, доводы, изложенные в письменных возражениях, поддержали.

         Выслушав пояснения явившихся участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

         Судом определены юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию сторонами.

        В соответствии с п. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

        На основании ч. 1 ст. 37 Конституции РФ труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду и выбирать род деятельности и профессию.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В силу ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя

Согласно ч. 1 ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключение трудового договора.

По смыслу ч. ч. 2, 3, 4 ст. 64 ТК РФ необоснованным отказом в приеме на работу считается отказ, не основанный на деловых качествах работника, т.е. дискриминационный, связанный с личными либо физическими особенностями кандидата, его политическими или религиозными убеждениями и другими признаками, не имеющими отношения к подлежащей выполнению работе, а также отказ в том случае, когда работник имеет право заключить трудовой договор.

В качестве критериев дискриминации, как ст. 3, так и ст. 64 ТК РФ, указывают пол, расу, цвет кожи, национальность, язык, происхождение, имущественное, социальное и должностное положение, возраст, место жительства. При этом ст. 64 ТК РФ конкретизирует критерий места проживания, включая в него такой аспект, как наличие или отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания.

В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" содержится разъяснение о том, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 19, 37 Конституции РФ, ст. 2, 3, 64 Кодекса, ст. 1 Конвенции МОТ № 111 1958 года о дискриминации в области труда и занятий, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.01.1961 года).

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Между тем при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключение трудового договора.

При этом необходимо учитывать, что запрещается отказывать в заключение трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер, в том числе женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (части вторая и третья статьи 64 Кодекса); работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (часть 4 ст. 64 Кодекса).

В силу ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.

        Судом установлено, что 20.02.2017 г. Мухутдинов Н.Ф. обратился в отдел кадров ООО «УАЗ» с целью трудоустройства на должность слесаря-ремонтника цеха ТОиР оборудования производства автокомпонентов, ему было выдано направление на собеседование.

        Как установлено в ходе рассмотрения дела 20.02.2017 г. собеседование с истцом проводил ФИО6, по итогам которого в направлении указал, что согласен принять в ООО «УАЗ» цеха ТОиР ОПАК в бригаду 210 на должность слесаря-ремонтника.

       ФИО6 пояснил, что он проводил собеседование с Мухутдиновым Н.Ф., документы он не проверял, так как около 5 лет работал вместе с истцом, который был у него в подчинении. По результатам собеседования он был согласен принять Мухутдинова Н.Ф. на работу. Однако окончательное решение о приёме на работу принимает отдел кадров. При этом со штатным расписанием он не был знаком и не знает, были или нет вакансии.

           Согласно штатному расписанию организации по состоянию на 20.02.2017г. в цехе ТОиР оборудования производства автокомпонентов было вакантно 3 должности: слесаря –ремонтника в бригаду 210, 280, 270.

           Приказом от 27.02.2017 г. на должность слесаря-ремонтника в Цех технического обслуживания и ремонта оборудования производства автокомпонентов Департамента технического обслуживания и ремонта Службы главного инженера Дирекции по производству ООО «УАЗ» принят ФИО7

           Из штатного расписания организации по состоянию на 01.03.2017г. в цехе ТОиР оборудования производства автокомпонентов была вакантна 1 должность: слесаря –ремонтника в бригаду 280, с 01.03.2017 г. исключена 1 штатная единица из бригады 270.

           Приказом от 02.03.2017 г. на должность слесаря-ремонтника в Цех технического обслуживания и ремонта оборудования производства автокомпонентов, комплекса технического оборудования и ремонта энергетического термогальванического оборудования Департамента технического обслуживания и ремонта Службы главного инженера Дирекции по производству ООО «УАЗ» принят ФИО8

25.05.2017 г. на обращения Мухутдинова Н.Ф. от 17.05.2017г. в его адрес направлен письменный ответ, из которого следует, что «в связи с отсутствием производственной необходимости вакансия слесаря – ремонтника бригады № Цеха технического обслуживания и ремонта оборудования производства автомобилей Департамента технического обслуживания и ремонта Службы главного инженера Дирекции по производству ООО «УАЗ», на которую рассматривалась Ваша кандидатура, с комплектования снята. В период с 21 февраля по 23 мая 2017 года приём персонала на данную вакансию не производился.».

Факт отсутствия производственной необходимости в вакансии слесаря – ремонтника в ООО «УАЗ» подтверждается сообщением Засвияжского районного отдела филиала ОГКУ КЦ Ульяновской области в г. Ульяновске от 04.09.2017 г., где указано, что в период с февраля по 25.05.2017г. отсутствовали сведения о потребностях в слесарях- ремонтниках 5-6 разряда от ООО «УАЗ».

         Оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы сторон, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Мухутдинова Н.Ф., поскольку истцом не представлено доказательств нарушения его прав ООО «УАЗ».

К доводам истца, о допущенной в отношении него при приёме на работу в ООО «УАЗ» дискриминации, в том числе по линии службы безопасности, суд относится критически, поскольку они не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергаются вышеизложенными доказательствами. При этом доводы представителей ответчика об отсутствии производственной необходимости в принятии Мухутдинова Н.Ф. на должность слесаря- ремонтника нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания.

        Исходя из указанных, обстоятельств необоснованного отказа в заключение трудового договора, перечень которых предусмотрен ст. 64 ТК РФ, и обязанности работодателя заключить с истцом трудовой договор материалами дела не установлено.

Поскольку суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований об обязании ответчика заключить с истцом трудовой договор, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда.

При этом, суд исходит из того, что Трудовой кодекс РФ не ограничивает право работодателя, предусмотренное ст. 22 ТК РФ, самостоятельно, под свою ответственность принимать кадровые решения, в том числе и по подбору персонала, что из конституционных норм и принципов не вытекает право гражданина занимать избранную им определенную должность, выполнять конкретную работу, как и обязанность кого бы то ни было предоставить гражданину такую работу на удобных для него условиях, что заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а сам трудовой договор является добровольным соглашением сторон.

         Руководствуясь ст.ст. 152, 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

         в иске Мухутдинова Н.Ф. к обществу с ограниченной ответственностью «УАЗ» о признании незаконным отказа в приёме на работу на должность слесаря –ремонтника, заключении трудового договора, возложении обязанности заключить трудовой договор, в соответствии со ст. 68 ТК РФ, взыскании компенсации морального вреда отказать.

       Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                            С.Ю. Иванова