Решение суда о признании незаконным необоснованный отказ в приеме на службу в органы внутренних дел № 2-2015/2017 ~ М-1663/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес>                                               22 июня 2017 г.

Кировский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Луст О.В., при секретаре Т.И.Л.,

с участием истца П.И.А., представителя истца П.А.А., действующего на основании личного заявления истца, представителя ответчика Д.Е.С., действующей на основании доверенности, представителя третьего лица З.Ф.Р., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2015/2017 по исковому заявлению П.И.А. к ГУ МВД России по <адрес> о признании незаконным необоснованный отказ в приеме на службу в органы внутренних дел,

УСТАНОВИЛ:

П.И.А. обратился в Кировский районный суд <адрес> с исковым заявлением к ГУ МВД России по <адрес> о признании незаконным необоснованный отказ в приеме на службу в органы внутренних дел.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что 26.10.2016г. ОГКУ ЦЗН <адрес> он был зарегистрирован и признан безработным. 23.01.2017г. ведущим специалистом ОГКУ ЦЗН <адрес> М.Н.А. он был направлен в ОМВД России по <адрес> для замещения свободного рабочего места по специальности инспектор. 24.01.2017г. он прибыл в ОМВД России по <адрес> на консультацию в отдел по работе с личным составом. В направлении на работу, выданное ему ОГКУ ЦЗН <адрес>, помощником службы начальника ОМВД России по <адрес> подполковником внутренней службы С.А.Н. сделана запись о том, что его кандидатура находится на рассмотрении. 30.01.2017г. он обратился в ГУ МВД России по <адрес> с заявлением рассмотреть представленные им документы с целью изучения возможности приема его на службу в органы внутренних дел РФ для замещения должности участкового уполномоченного полиции группы участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела МВД России по <адрес>. 06.02.2017г. ему было вручено направление № на прохождение комплексного обследования в комиссии по профессиональному психологическому отбору ГУ МВД России по <адрес>. 10.02.2017г. им успешно пройдены исследования в ФКУЗ «МСЧ МВД России по <адрес>». 17.02.2017г. им успешно пройден этап тестирования и 27.01.2017г. исследование с применением специализированных технических устройств. 28.03.2017г. инспектор по особо важным поручениям майор внутренней службы П.Л.Г. направила в его адрес уведомление о необходимости прибытия им 30.03.2017г. на заседание аттестационной комиссии ГУ МВД России по <адрес>, для решения вопроса о приеме его на службу в органы внутренних дел. 30.03.2017г. он прибыл на заседание аттестационной комиссии ГУ МВД России по <адрес>. Решением Аттестационной комиссии ГУ МВД России по <адрес> принято решение об отказе в приеме его на службу в органы внутренних дела, о чем 31.03.2017г. инспектор по особым поручениям П.Л.Г. направила в его адрес ответ по обращению о приеме на службу в органы внутренних дел, где указала, что по результату рассмотрения представленных им документов принято решение об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел, однако, отказ в приеме на службу в данном сообщении ни чем не мотивирован. 03.04.2017г. в письменной форме он обратился в УРЛС ГУ МВД России по <адрес> с просьбой направить в его адрес письменный ответ с указанием причин отказа в приеме на службу в органы внутренних дел. 07.04.2017г. по указанию специалистов ОГКУ ЦЗН <адрес> он вновь обратился в УРЛС ГУ МВД России по <адрес> с просьбой внести в направление, выданное ОГКУ ЦЗН <адрес> запись об отказе в приеме его на службу внутренних дел, с указанием причин отказа. 24.04.2017г. в его адрес направлено уведомление № о том, что по его обращению принято решение направить в ОМВД по <адрес> направление, выданное ОГКУ ЦЗН <адрес>, для исполнения. Также уведомлением № от 24.04.2017г. ему разъяснили, что в соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» и требованиями Приказа МВД России от 18.07.2014г. № «О некоторых вопросах поступления граждан РФ на службу в органы внутренних дел РФ», гражданину сообщается только решение, принятое руководителем об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел, без указания конкретных причин. Считает незаконным необоснованный отказ в приеме на службу в органы внутренних дел. Согласно п. 145 приказа МВД России от 12.09.2013г. № «Об утверждении инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ» ответ на обращение гражданина должен быть своевременным, полным, мотивированным, достоверным. Так же в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006г. №ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости с участием гражданина, направившего обращение.

Просит суд признать незаконным необоснованный отказ в приеме П.И.А. на службу в органы внутренних дел.

В судебном заседании истец П.И.А., представитель истца П.А.А., действующий на основании личного заявления истца, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, в пояснениях, данных в судебном заседании, настаивали на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ МВД России по <адрес> – Д.Е.С., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление и пояснениях, данных в ходе судебного разбирательства, просила в их удовлетворении отказать.

В судебном заседании представитель третьего лица ОМВД России по <адрес> – З.Ф.Р., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования полагала необоснованными и не подлежащими удовлетворению, по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Выслушав мнения сторон, изучив материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Порядок поступления на службу в органы внутренних дел регулируется Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы и требуется применение норм Трудового кодекса РФ.

В соответствии с положениями ст. 19 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", устанавливающими порядок рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, и принятия по ним решений, уполномоченный руководитель в течение трех месяцев со дня принятия заявления обеспечивает проведение в отношении гражданина мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом <данные изъяты> проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки, и направляет гражданина для прохождения медицинского освидетельствования (обследования) и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору (ч. 2); по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, с учетом заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований (обследований), тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, профессионального психологического отбора, уровня физической подготовки и личного поручительства уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений: 1) о заключении с гражданином трудового договора с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 настоящего Федерального закона; 2) о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах внутренних дел; 3) о заключении с гражданином контракта; 4) о направлении гражданина для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме; 5) об отказе гражданину в приеме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме (ч. 4); о принятом в соответствии с ч. 4 настоящей статьи решении уполномоченный руководитель сообщает в письменной форме гражданину в десятидневный срок со дня принятия соответствующего решения (ч. 5).

Правила профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.12.2012 N 1259 и предусматривают, что в процессе психологического отбора проводится определение категорий профессиональной психологической пригодности кандидатов (п. 3); определение категорий профессиональной пригодности осуществляется путем проведения психологических и психофизиологических исследований (обследований), тестирований, медицинских обследований (за исключением исследований (обследований), тестирования, указанных в ч. 6 ст. 17 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), в том числе с применением специализированных технических устройств, не наносящих ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющих вреда окружающей среде, а также медицинских изделий (п. 4); критериями определения категорий профессиональной пригодности являются уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, наличие или отсутствие факторов риска (п. 5); заключение о профессиональной пригодности кандидата должно содержать сведения о кандидате (фамилия, имя, отчество, дата рождения), результаты комплексного обследования с указанием примененных методов (методик) и средств, оценку полученных результатов, факторы риска (в случае их выявления), дату составления заключения, его номер, а также один из следующих выводов: а) рекомендуется в первую очередь (первая категория профессиональной пригодности); б) рекомендуется (вторая категория профессиональной пригодности); в) рекомендуется условно (третья категория профессиональной пригодности); г) не рекомендуется, не способен выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (четвертая категория профессиональной пригодности) (п. 19); к четвертой категории профессиональной пригодности относятся кандидаты, у которых имеется низкий уровень развития личных и деловых качеств, не позволяющий в установленные сроки овладеть необходимым минимумом знаний, навыков, умений и выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, или выявлен фактор риска (за исключением случаев, предусмотренных п. 22 настоящих Правил) (п. 23); заключение учитывается руководителем (начальником), наделенным в установленном порядке правом рассмотрения документов, представляемых кандидатом (далее - руководитель), при принятии решений, предусмотренных ч. 4 ст. 19 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и приобщается кадровым подразделением к личному делу сотрудника (материалам изучения этого кандидата) (п. 27).

Судом установлено, что 23.01.2017г. П.И.А. был направлен ОГКУ ЦЗН <адрес> в ОМВД России по <адрес> для замещения вакантной должности инспектор.

24.01.2017г. документы П.И.А. приняты для рассмотрения в ОМВД России по <адрес>.

30.01.2017г. П.И.А. обратился с заявлением к начальнику ГУ МВД России по <адрес> с просьбой рассмотреть предоставленные им документы с целью изучения возможности приема его на службу в органы внутренних дела РФ для замещения должности участкового уполномоченного полиции и делам несовершеннолетних отдела МВД России по <адрес>.

06.02.2017г. П.И.А. выдано направление № на прохождение комплексного обследования в комиссию по профессиональному отбору в ОМВД России по <адрес> для определения профессиональной психологической пригодности к службе в органах внутренних дел на должность полицейского ППСП в ОМВД России по <адрес>.

Согласно заключению № от 01.03.2017г. о профессиональной психологической пригодности кандидата на службу на должность полицейского ППСП в ОМВД России по <адрес> по результатам комплексного обследования у П.И.А. установлен уровень развития личных и деловых качеств – средний. Выявлен фактор риска «Д» (участие в незаконном обороте оружия) девиантного (общественно-опасного) поведения, указанные в пункте 7 Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Вывод комиссии: рекомендуется условно (третья группа профессиональной пригодности). Рекомендации: повышение уровня правосознания, контроль со стороны руководства.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

21.03.2017г. по результатам рассмотрения документов, представленных П.И.А. Врио начальника ОМВД России по <адрес> было принято решение об отказе в приеме на службу в органы внутренних дела в ОМВД России по <адрес>.

Приказом ГУ МВД России по <адрес> от 16.09.2013г. № утверждено положение об аттестационной комиссии ГУ МВД России по <адрес>, о составе аттестационной комиссии ГУ МВД России по <адрес>.

Приказом ГУ МВД России по <адрес> от 02.03.2016г. № внесены изменения в Положение аттестационной комиссии ГУ МВД России по <адрес>.

Приказом ГУ МВД России по <адрес> от 02.02.2017г. № внесены изменения в приказ ГУ МВД России по <адрес> от 16.09.2013г. №, о составе аттестационной комиссии ГУ МВД России по <адрес>.

В соответствии с п. 13.1 раздела 2 Положения об аттестационной комиссии ГУ МВД России по <адрес>, утвержденного приказом ГУ МВД России по <адрес> от 16.09.2013г. № «О работе аттестационной комиссии ГУ МВД России по <адрес>» аттестационная комиссия ГУ МВД России по <адрес> рассматривает вопросы по приему на службу в органы внутренних дел лиц, ранее уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел, таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, со службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и иных правоохранительных органах.

30.03.2017г. состоялось заседание аттестационной комиссии ГУ МВД России по <адрес> по рассмотрению кандидатуры П.И.А. по вопросу о прием его на службу. Рекомендации аттестационной комиссии: отказать в приеме на службу П.И.А.

Проверяя порядок проведения аттестации в отношении истца, судом установлено, что выводы аттестационной комиссии являются всесторонними, объективными, сделанными с учетом представленных документов, указанных в анкете истца данных, индивидуальных особенностей истца, а также соответствия требованиям, предъявляемым к лицам, поступающим на службу в органы внутренних дел. К тому же, каких-либо нарушений при проведении аттестации, которые могли бы повлиять на ее результаты, судом не установлено.

Кроме того, аттестация П.И.А. проведена уполномоченным составом, при соблюдении установленной процедуры. Состав комиссии был утвержден приказом ГУ МВД России по <адрес>, заседание аттестационной комиссии было правомочным, на нем присутствовало 13 членов комиссии. В связи с этим, нарушений при рассмотрении кандидатуры П.И.А. по вопросу о приеме на службу в органы внутренних дел аттестационной комиссией ГУ МВД России по <адрес> допущено не было.

ДД.ММ.ГГГГ П.И.А. письменно сообщено, что по результатам рассмотрения документов, представленных для поступления на службу в органы внутренних дел, принято решение об отказе в приеме на службу.

24.04.2017г. П.И.А. на его обращение, поступившее в ГУ МВД России по <адрес> сообщено, что решение об отказе в приеме его на службу в органы внутренних дел принято Врио начальника ОМВД России по <адрес>, а также членами аттестационной комиссии ГУ МВД России по <адрес> по результатам рассмотрения документов, представленных для поступления на службу в органы внутренних дел, с учетом заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований (обследований), тестирования профессионального психологического отбора, уровня физической подготовки. П.И.А. также разъяснено право на обжалование решения в установленном законом порядке.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, пояснений сторон и представленных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований П.И.А., поскольку прием на работу (службу) и заключение трудовых договоров (контрактов) является исключительной компетенцией работодателя, который в целях эффективной экономической (служебной) деятельности и рационального управления самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение работников) и заключает трудовые договоры (контракты) с конкретным лицом, ищущим работу, а трудовое законодательство, равно как и положения Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не содержат норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения и осуществлять прием на работу (на службу).

Кроме того, как неоднократно указывал в судебных постановлениях Конституционный Суд РФ, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, и требования к ним, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 06.06.1995 года N 7-П, Определения от 21.12.2004 N 460-О, от 16.04.2009 N 566-О-О, от 21.03.2013 N 421-О).

Принимая во внимание, что об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел П.И.А. сообщено в порядке и сроки, установленные ст. 19 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", оснований полагать его права нарушенными не имеется.

Доводы П.И.А. о том, что ему не направлен обоснованный ответ об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел, суд не принимает во внимание, поскольку действующее законодательство не обязывает работодателя предоставлять потенциальному работнику обоснованный отказ. С заявлением об ознакомлении с материалами личного дела, в том числе с решением ответчика, истец не обращался, что не оспорено П.И.А. в ходе судебного разбирательства.

Кроме того, решение об отказе в приеме истца на службу в органы внутренних дел принято уполномоченным лицом по результатам рассмотрения документов, представленных истцом для поступления на службу в органы внутренних дел, а также с учетом результатов психофизиологического исследования и заключения о его профессиональной пригодности от 01.03.2017г. №, которое в установленном законом порядке не оспорено.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований П.И.А. к ГУ МВД России по <адрес> о признании незаконным необоснованный отказ в приеме на службу в органы внутренних дел, у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования П.И.А. к ГУ МВД России по <адрес> о признании незаконным необоснованный отказ в приеме на службу в органы внутренних дел – оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Судья                                                                                          О.В. Луст

Мотивированный текст решения изготовлен 27.06.2017 г.

Судья                                                                                          О.В. Луст