Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Мотивированное решение изготовлено 15 июня 2017 года
дело № 2-2980/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 14 июня 2017 года
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Мартыновой Я.Н.,
при секретаре Худяковой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского областного союза организации профсоюзов «Федерация Профсоюзов Свердловской области» в интересах Масленникова А.В. к акционерному обществу «Газпромнефть-Транспорт» о признании незаконным лишения льгот в виде дополнительно оплачиваемого отпуска и доплаты, возложении обязанности восстановить льготы работнику, взыскании компенсации морального вреда,
с участием представителя истцов - Садыкова Т.А..
с участием представителя ответчика - Жицкой А.А..
УСТАНОВИЛ:
Свердловский областной союз организации профсоюзов «Федерация Профсоюзов Свердловской области» обратилось в суд в интересах Масленникова А.В. с иском к акционерному обществу «Газпромнефть-Транспорт» о признании незаконным лишения льгот в виде дополнительно оплачиваемого отпуска и доплаты к заработной плате за работу во вредных условиях труда, возложении обязанности восстановить льготы работнику, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указано, что истец в соответствии с условиями трудового договора принят на работу водителем и выполняет свои трудовые обязанности в АО «Газпромнефть -Транспорт», находящегося по адресу: <данные изъяты> участок эксплуатации транспорта. Работник является членом профсоюза. Федерация Профсоюзов Свердловской области оплатила работы по подготовке настоящего искового заявления для работника в суд и понесло материальные расходы по настоящему делу. По результатам специальной оценки условий труда Карта аттестации рабочего места по условиям труда № <данные изъяты> в <данные изъяты> рабочее место водитель автомобиля (бензовоза) аттестовано по классу условий труда- 3.1. (вредные условия труда). <данные изъяты> Заместителем Генерального директора по операционной деятельности Перовым А.В. принят Приказ № <данные изъяты> от <данные изъяты> «Об установлении дополнительных гарантий работникам Отделения АО «Газпромнефть-Транспорт» в г. Екатеринбурге. Согласно пункту 1 указанного приказа работодатель по итогам проведенной специальной оценки условий труда в <данные изъяты> установил доплату в размере <данные изъяты>% по перечню должностей (приложение к приказу) водителям автомобиля бензовоза и газовоза, а также согласно пункту 3 приказа отменил с <данные изъяты> действие приказов от <данные изъяты> № <данные изъяты> и от <данные изъяты> № <данные изъяты> ранее установленные компенсации работникам за вредные условия труда в размере доплаты в размере <данные изъяты>% и ежегодного оплачиваемого дополнительного отпуска продолжительностью <данные изъяты>. С <данные изъяты> работодатель прекратил предоставлять работнику Масленникову А.В. указанные компенсации за вредные условия труда.
Решением Чкаловского районного суда от <данные изъяты> по иску Федерации профсоюзов Свердловской области в интересах Москаленко А.С., Новикова В.Л, Сарваева Р.М., Тарабаева С.В., Рушенцева В.И., Федорова С.Ю., Базылева А.С., Хузина Э.М., Мазеина А.С., Прибылева А.В., Васильева В.П., Лавриновича В.В., Гостевских Г.С., Галушина В.Б., Савицкого В.Н., Лобанова Л.Г. к ОАО «Газпромнефть-Транспорт» о защите трудовых прав и Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от <данные изъяты> были частично удовлетворены, в частности была признана незаконной и отменена карта специальной оценки труда № <данные изъяты>, признаны незаконными действия АО «Газпромнефть-Транспорт» по не представлению работнику Васильеву В.П. (у него это же рабочее место по карте № <данные изъяты>, как у Масленникова А.В.) льгот в виде дополнительного отпуска продолжительностью <данные изъяты> календарных дней и доплаты к заработной плате в размере <данные изъяты>%, на ответчика АО «Газпромнефть-Транспорт» возложена обязанность восстановить с <данные изъяты> предоставление Васильеву В.П. дополнительного отпуска продолжительностью <данные изъяты> календарных дней и доплаты к заработной плате в размере <данные изъяты>% за работу во вредных условиях труда, взыскана компенсация морального вреда. Решение Чкаловского районного суда от <данные изъяты> вступило в законную силу <данные изъяты>
Истец полагает, что в связи с тем, что карта специальной оценки условий труда № <данные изъяты> по рабочему месту Масленникова А.В. признана незаконной и отменена, то работнику должны быть восстановлены льготы за вредные условия труда, действовавшие до введение в действие указанной карты спецоценки, а именно восстановлены с <данные изъяты> льготы в виде дополнительного отпуска продолжительностью <данные изъяты> календарных дней и доплаты к заработной плате в размере <данные изъяты>% за работу во вредных условиях труда.
Истец просит признать незаконным лишение ответчиком АО «Газпромнефть-Транспорт» работника Масленникова А.В. льгот в виде дополнительно оплачиваемого отпуска <данные изъяты> дней и доплаты <данные изъяты> %, обязать АО «Газпромнефть-Транспорт», обязать АО «Газпромнефть-Транспорт» восстановить указанные льготы работнику Масленникову А.В., взыскать с АО «Газпромнефть-Транспорт» в пользу Масленникова А.В. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель истца Садыков Т.А. исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представитель АО «Газпромнефть-Транспорт» Жицкая А.А. с доводами, изложенными в исковом заявлении, не согласилась в полном объеме. В обоснование своей позиции указала, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих работу во вредных условиях труда, в связи с чем оснований для восстановления истцу льгот в виде дополнительного оплачиваемого отпуска и доплат к заработной плате за работу во вредных условиях труда не имеется.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 10-ФЗ от 12.01.1996 "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
Согласно ст. 23 указанного Федерального закона в случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.
Кроме того, в соответствии со ст. 29 Трудового кодекса Российской Федерации представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Интересы работников, в частности, при рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Согласно п. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Факторы производственной среды подразделяются на вредные и опасные. Воздействие вредного производственного фактора на работника может привести к его заболеванию, а опасного - к травме, в связи с чем, возникает необходимость четкой регламентации порядка отнесения работников к данной группе и определения характера условий их труда для установления льгот.
Согласно статье 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В соответствии со ст. 35 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 147 ТК РФ, установлено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
В соответствии со ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Между ОАО «Газпромнефть-Транспорт» и Масленниковым А.В. заключен трудовой договор № <данные изъяты> от <данные изъяты>, в соответствии с которым работник принят на работу в качестве водителя автомобиля (бензовоза) с <данные изъяты>.
Приказом от <данные изъяты> № <данные изъяты> «Об установлении дополнительных гарантий работникам согласно условиям труда» был утвержден перечень должностей (профессий) для которых предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск, доплата. Приложением 2,3 была предусмотрена для водителей автомобиля (бензовоза, газовоза) доплата <данные изъяты>%, дополнительный отпуск <данные изъяты> календарных дней, на основании аттестации рабочих мест от <данные изъяты>.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58На рабочее место водителя бензовоза <данные изъяты>, государственный номер <данные изъяты> составлена карта специальной оценки условий труда работников № <данные изъяты>, с которой ознакомлен Масленников А.В. <данные изъяты>.
Приказом от <данные изъяты> № <данные изъяты> «Об установлении дополнительных гарантий работникам отделения АО «Газпромнефть-Транспорт» в г.Екатеринбурге», утвержден перечень должностей (профессий) в отделении в г.Екатеринбурге, в связи с условиями работы на которых предусмотрено установление дополнительных гарантий согласно приложению. Приложением закреплена доплата в виде <данные изъяты>% - водителю бензовоза, водителю газовоза, на основании проведенной специальной оценки условий труда в <данные изъяты>. Указанным приказом отменено действие приказа от <данные изъяты> № <данные изъяты>, с даты издания приказа <данные изъяты> № <данные изъяты> «Об установлении дополнительных гарантий работникам отделения АО «Газпромнефть-Транспорт». Основанием к изданию Приказа послужил отчет о проведении специальной оценки условий труда в отделении АО «Газпромнефть-Транспорт».
Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в дополнение к нормам ТК РФ регулирует отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и права работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Аттестация рабочих мест упразднена, но взамен введена специальная оценка условий труда.
Как указано в ст. 3 Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" в случае, если до дня вступления в силу данного Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. При этом для целей, определенных ст. 7 указанного Федерального закона, в том числе и для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном указанным Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В силу положений ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу указанного Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Таким образом, законодатель определил, что при реализации компенсационных мер в переходный период порядок и условия осуществления таких мер направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда) не может быть ухудшен.
Частью 6 ст. 9 ФЗ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусмотрено, что для целей настоящего Федерального закона аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ № 426-ФЗ при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении <данные изъяты> процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Судом установлено, что решением Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от <данные изъяты> признана незаконной карта специальной оценки условий труда работников № <данные изъяты>, поскольку в нарушение ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» при определении рабочих мест для целей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей не учтена вся совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье водителей с учетом фактического исполнения работником трудовых обязанностей на рабочем месте работодателем не учтены. Указанное решение вступило в законную силу <данные изъяты>.
Суд учитывает то, что до введения в действие Приказа от <данные изъяты> № <данные изъяты> «Об установлении дополнительных гарантий работникам отделения АО «Газпромнефть-Транспорт» в г.Екатеринбурге» истец имел гарантии и льготы в виде дополнительного отпуска продолжительностью <данные изъяты> календарных дней и доплаты к заработной плате в размере <данные изъяты> % в связи с соответствующим характером условий труда на рабочем месте работника на основании аттестации от <данные изъяты>, следовательно, с учетом признания незаконной карты спецоценки условий труда водителя бензовоза данные льготы должны быть истцу восстановлены.
Ответчик в обоснование своей позиции ссылается на письмо Роструда в адрес ответчика от <данные изъяты> № <данные изъяты>, в соответствии с которым в случае установления по результатам СОУТ на рабочем месте факта улучшения условий труда, характеризуемого снижением итогового класса (подкласса) условий труда, дальнейшее предоставление занятому на данном рабочем месте работнику гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда осуществляется в порядке, установленном ст. 92,117,147,219 Трудового кодекса Российской Федерации. Суд отмечает, что мнение Роструда не является разъяснением к нормативно-правовым актам. Кроме того, поскольку карта спецоценки признана незаконной, у работодателя отсутствуют иные результаты СОУТ или заключение государственной экспертизы условий труда.
Восстанавливая права истца по предоставлению компенсационных мер за работу во вредных условиях труда с <данные изъяты> суд, установив, что по состоянию на <данные изъяты>, условия труда на рабочем месте остались прежними (обратного в материалы дела не предоставлено) приходит выводу о необходимости сохранения компенсационных мер, в том числе на будущее до получения результатов специальной оценки условий труда.
Иное истолкование действующих норм, регулирующих вопросы назначения и предоставления компенсационных мер за работу во вредных условиях труда, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации указанных прав по отношению к другим работникам ответчика получающим таковые гарантии по аналогичному рабочему месту, что недопустимо с точки зрения требований ч.ч. 1, 2 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, требования истца о признании незаконным лишение ответчиком АО «Газпромнефть-Транспорт» работника Масленникова А.В. льгот в виде дополнительно оплачиваемого отпуска <данные изъяты> дней и доплаты <данные изъяты> %, возложении обязанности на АО «Газпромнефть-Транспорт» восстановить указанные льготы работнику Масленникову А.В. являются обоснованными и подлежащим удовлетворению.
В силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации – моральный вред, причиненный работнику, оценивается судом с учетом неправомерных действий (или бездействия) со стороны работодателя.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 от 20.12.1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», суд вправе обязать работодателя компенсировать причиненные работнику нравственные страдания в связи с задержкой причитающихся выплат.
Моральный вред истца выразился в нравственных страданиях и переживаниях в связи с привлечением его к дисциплинарной ответственности в виде увольнения, несвоевременной выплаты заработной платы.
Суд приходит к выводу о том, что соразмерно и достаточно возложить обязанность на ответчика по выплате истцу компенсации морального вреда в <данные изъяты>.
В соответствии со статьей 393 Трудового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты госпошлины, поэтому государственная пошлина в сумме <данные изъяты> подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Свердловского областного союза организации профсоюзов «Федерация Профсоюзов Свердловской области» в интересах Масленникова А.В. к акционерному обществу «Газпромнефть-Транспорт» о признании незаконным лишения льгот в виде дополнительно оплачиваемого отпуска и доплаты, возложении обязанности восстановить льготы работнику, взыскании компенсации морального вреда- удовлетворить.
Признать незаконными действия АО «Газпромнефть-Транспорт» по не представлению Масленникову А.В. льгот в виде дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней и доплаты в размере <данные изъяты>% за работу во вредных условиях труда.
Возложить на АО «Газпромнефть-Транспорт» обязанность восстановить с <данные изъяты> предоставление Масленникову А.В. дополнительного отпуска продолжительностью <данные изъяты> календарных дней и доплату к заработной плате в размере <данные изъяты>% за работу во вредных условиях труда.
Взыскать с АО «Газпромнефть-Транспорт» в пользу Масленникова А.В. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>.
Взыскать с АО «Газпромнефть-Транспорт» в доход местного бюджета государственную пошлину <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>