РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2016 года г. Москва
Черемушкинский районный суд г. Москвы в составе судьи Козиной Т. Ю.,
при секретаре Козыревой Ю. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2811/15 по иску Зюзинского межрайонного прокурора г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ВитаСтрой» о признании бездействия незаконным, обязании провести специальную оценку условий труда,
УСТАНОВИЛ:
Зюзинский межрайонный прокурор г. Москвы обратился с указанным иском.
Указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в ООО «ВитаСтрой», расположенного по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что в нарушение ст. 212 Трудового кодекса РФ, ч. 2 ст. 4 Федерального закона РФ № 426-ФЗ от 28.12.2016 «О специальной оценке условий труда», обществом специальная оценка условий труда на рабочем месте по одной должности заместителя директора по благоустройству не проведена. Исходя из положений ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Данному конституционному праву граждан корреспондирует обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, закрепленная в ст. 212 Трудового кодекса РФ. Согласно указанной норме работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Не проведение специальной оценки условий труда в установленные сроки может повлечь за собой ответственность работодателя или иных должностных лиц в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, поскольку требование о проведении специальной оценки условий труда относится к государственным нормативным требованиям охраны труда. Порядок проведения специальной оценки условий труда утвержден Федеральным законом от 28.12.2016 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применении средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Поскольку ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, гарантировано каждому, рассматриваемое неправомерное бездействие ООО «ВитаСтрой» нарушило трудовые права неопределенного круга лиц.
Зюзинский межрайонный прокурор г. Москвы просит признать незаконным бездействие ООО «ВитаСтрой» по не проведению специальной оценки условий труда на рабочем месте по одной должности заместителя директора по благоустройству. Обязать ООО «ВитаСтрой» провести специальную оценку условий труда на рабочем месте по одной должности заместителя директора по благоустройству.
Помощник Зюзинского межрайонного прокурора г. Москвы Радцев М.П. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ООО «ВитаСтрой» в судебное заседание по доверенности явился, просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку предъявление иска лишает ответчика права свободно выбрать организацию в проведении специальной оценки условий труда.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Зюзинской межрайонной прокуратурой г. Москвы проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в ООО «ВитаСтрой», расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 212 Трудового кодекса РФ, ч. 2 ст. 4 Федерального закона РФ № 426-ФЗ от 28.12.2016 «О специальной оценке условий труда», обществом специальная оценка условий труда на рабочем месте по одной должности заместителя директора по благоустройству не проведена.
В соответствии с требованиями статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно
Задать вопрос юристуБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Исходя из положений ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Данному конституционному праву граждан корреспондирует обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, закрепленная в ст. 212 Трудового кодекса РФ.
Согласно указанной норме работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно ст. 147 Трудового кодекса РФ доплаты работникам за тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются на основе результатов проведения специальной оценки условий труда. Не проведение специальной оценки условий труда в установленные сроки может повлечь за собой ответственность работодателя или иных должностных лиц в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, поскольку требование о проведении специальной оценки условий труда относится к государственным нормативным требованиям охраны труда. Факт не проведения оценки может быть установлен Государственной инспекцией труда, региональным органом федеральной инспекции труда либо органами прокуратуры.
Порядок проведения специальной оценки условий труда утвержден Федеральным законом от 28.12.2016 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии с положениями Федерального закона РФ № 426-ФЗ от 28.12.2016 специальной оценке условий труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применении средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Проверкой установлено, что в ООО «ВитаСтрой» специальная оценка условий труда на рабочем месте по одной должности заместителя директора по благоустройству не проведена.
Учитывая, вышеизложенное, те обстоятельства, что бездействие ООО «ВитаСтрой» нарушило трудовые права неопределенного круга лиц, а ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации предусматривает право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, суд полагает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Зюзинского межрайонного прокурора г. Москвы удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие ООО «ВитаСтрой» по не проведению специальной оценки условий труда на рабочем месте по одной должности заместителя директора по благоустройству.
Обязать ООО «ВитаСтрой» провести специальную оценку условий труда на рабочем месте по одной должности заместителя директора по благоустройству.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Черемушкинский районный суд г. Москвы.
Судья Т. Ю. Козина
В окончательной форме решение изготовлено 30 апреля 2016 года