Решение суда о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда № 2-2638/2017 ~ М-2218/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-2638/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 мая 2017 года                          г. Казань

Приволжский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Прытковой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Липатовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Асадуллина Р.Г. к акционерному обществу «Нэфис Косметикс» об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Асадуллина Р.Г. обратилась в суд с иском к ОА «Нэфис Косметикс» об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что работает в АО «Нэфис Косметикс» в должности машиниста РУМ 4 разряда, приказом работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ она подвергнута дисциплинарному взысканию в виде выговора за прием пищи в не отведенном для этого месте – женской раздевалке. Считая, указанный приказ незаконным, ссылаясь также на то, что в цехе, в котором работает истец, отсутствует комната приема пищи, истец просит отменить приказ работодателя о наложении на Асадуллина Р.Г. дисциплинарного взыскания, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.

Суд, выслушав пояснения, изучив письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, приходит к следующему.

В силу статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Согласно ст. 193 Трудового кодекса Российской Федерации, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с п.53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Учитывая это, а также принимая во внимание, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Установлено, что истец работает в АО «Нэфис Косметикс» в должности машиниста РУМ 4 разряда, местом работы является цех № (акционный), работа является посменной, продолжительность одной смены составляет 12 часов. В течение рабочего дня (смены) работнику устанавливаются перерывы.(л.д. 6-8)

В соответствии с п. 5.1.4 правил внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих ПАО «Нэфис Косметикс» на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работнику обеспечивается возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перерывы для отдыха и приема пищи включаются. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются в приложениях к правилам внутреннего трудового распорядка. Как следует из приложения № к правилам внутреннего трудового распорядка места приема пищи обозначены надписью «место приема пищи». (л.д. 26, 32)

Как следует из служебной записки начальника цеха № от ДД.ММ.ГГГГ работник цеха № (акционный) машинист РУМ 4 разряда Асадуллина Р.Г. ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 15 минут принимала пищу в женкой раздевалке. Сотрудники цеха № обедают в комнате для приема пищи в цехе №. (л.д. 44)

В соответствии с объяснительной Асадуллина Р.Г. от ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 10 минут она пошла обедать, в столовой ЖМС было много народу, не было места для приема пищи в положении сидя, поэтому работник пошла обедать в раздевалку. (л.д. 45)

Приказом директора по производству АО «Нэфис Косметикс» №-к17 от ДД.ММ.ГГГГ Асадуллина Р.Г. подвергнута дисциплинарному взысканию в виде выговора за не исполнение без уважительных причин своих обязанностей работником выразившемся в приеме ДД.ММ.ГГГГ пищи в неотведенном для этого месте – женской раздевалке. (л.д. 4)

От ознакомления с приказом истец отказалась, о чем был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, копия приказа была направлена истцу для ознакомления ДД.ММ.ГГГГ по почте. (л.д. 55-58)

Оценив в совокупности обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что порядок применения дисциплинарного взыскания ответчиком соблюден, вместе с тем, взыскание от ДД.ММ.ГГГГ наложено без учета тяжести совершенного проступка, обстоятельств, при которых он был совершен, не учитывалась тяжесть этого проступка, предшествующее поведение работника, его отношение к труду, не соблюден принцип соразмерности и гуманизма.

Также суд считает необходимым отметить, что ответчиком не предоставлено допустимых доказательств наличия в организации комнат для приема пищи. Представленные стороной ответчика планы комнат не являются допустимыми доказательствами, поскольку не содержат реквизитов, позволяющих определить их относимость к официальной технической документации помещений организации. (л.д. 37, 38) Ответчиком также не предоставлено доказательств извещения сотрудников цеха № о приеме пищи в цехе №, как указано в служебной записке начальника цеха.

Принимая во внимание указанные обстоятельства суд считает необходимым признать приказ от имени АО «Нэфис Косметикс» № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Асадуллина Р.Г. к дисциплинарному взысканию в виде выговора за не исполнение без уважительных причин своих обязанностей работником выразившемся в приеме ДД.ММ.ГГГГ пищи в неотведенном для этого месте – женской раздевалке незаконным.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.    

В силу ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

С ответчика подлежит взысканию в пользу истца моральный вред, причиненный неправомерным наложением дисциплинарного взыскания от ДД.ММ.ГГГГ.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из обстоятельств дела, характера и степени нравственных страданий, причиненных истцу, и, руководствуясь принципами разумности и справедливости, считает возможным определить размер компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.

Таким образом, исходя из всей совокупности установленных фактов и обстоятельств, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика также в пользу бюджета муниципального образования подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец освобождена в силу закона.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковое заявление Асадуллина Р.Г. к акционерному обществу «Нэфис Косметикс» об отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать приказ АО «Нефис Косметикс» № от ДД.ММ.ГГГГ гола о наложении на работника дисциплинарного взыскания в виде выговора незаконным, отменив его.

Взыскать с АО «Нефис Косметикс» в пользу Асадуллина Р.Г. 5 000 рублей компенсации морального вреда.

Взыскать с АО «Нефис Косметикс» в пользу бюджета муниципального образования госпошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья                          Прыткова Е.В.