Решение суда о компенсации морального вреда, судебных расходов № 2-2137/2017 ~ М-999/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

        Дело № 2-2137/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2017 года                                                                                   <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего    В.А. Воробьева

с участием старшего помощника прокурора <адрес> края Романовой О.Н.,

при секретаре Т.Г. Новоселовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Матейич ФИО15 к ООО ФИО16» о компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

      Матейич М.Е. обратилась в суд с названным иском в интересах несовершеннолетней Матейич А.С., в обоснование заявленных требований указав, что Матейич А.С. является дочерью Матейич ФИО20, который в соответствии с трудовым договором №-ПР от ДД.ММ.ГГГГ был сотрудником ООО ФИО17» на должности разнорабочего. ДД.ММ.ГГГГ с Матейич С. произошел несчастный случай со смертельным исходом, что подтверждается актом о несчастном случае на производстве от ДД.ММ.ГГГГ, составленным по форме Н-1. Учитывая, что несчастный случай с отцом Матейич А.С. – Матейич ФИО19 произошел в рабочее время, при исполнении им своих трудовых обязанностей, поскольку работодателем не была обеспечена безопасность работников при осуществлении технологических процессов, полагает возможным требовать от причинителя вреда возмещения причиненного ребенку морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Истец в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что Матейич ФИО18 был принят в ООО «ФИО21» на должность разнорабочего, а выполнял работу как стропальщик, погиб по вине работодателя, на опознании тела она не присутствовала, акт № о несчастном случае на производстве ею не оспаривался в связи со стрессовым состоянием. Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика, действующая на основании доверенности Зацепилина А.В., в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, предоставила письменные возражения на иск, дополнительно пояснила, что заявленная истцом компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> рублей необоснованно завышена, Акт № о несчастном случае на производстве истцом не оспаривался. Согласно акта причиной несчастного случая послужила обоюдная вина работодателя и работника, определен факт нарушения работником дисциплины труда. Степень вины самого потерпевшего в произошедшем несчастном случае значительна. Моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания. При этом следует учитывать добровольные действия ООО ФИО22» по выплате денежной компенсации в виде материальной помощи семье погибшего: <данные изъяты> руб. на организацию похорон, еще около <данные изъяты> руб. для перевозки тела на родину. Так как исковое заявление подано в защиту интересов Матейич А.С., размер компенсации должен определяться в отношении только одного лица. По рассматриваемому делу с учетом фактических обстоятельств, требований разумности и справедливости, размер компенсации морального вреда не может превышать сумму в <данные изъяты> рублей.

Выслушав пояснения участников процесса, заключение старшего помощника прокурора, полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению в части, исследовав материалы гражданского дела, собранные и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 и ст. 151 настоящего Кодекса.

В силу положений ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненного потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 от 20.12.1994 г. "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физически страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина. В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя, исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

В силу абз. 1, 2 п. 2 ст. 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" при рассмотрении дел о компенсации морального вреда в связи со смертью потерпевшего иным лицам, в частности членам его семьи, иждивенцам, суду необходимо учитывать обстоятельства, свидетельствующие о причинении именно этим лицам физических или нравственных страданий. Указанные обстоятельства влияют также и на определение размера компенсации этого вреда. Наличие факта родственных отношений само по себе не является достаточным основанием для компенсации морального вреда.

Согласно свидетельства о рождении II-ВС №, отцом Матейич А.С. является Матейич ФИО23.

ДД.ММ.ГГГГ Матейич С. был принят на работу в ООО ФИО24» на должность разнорабочего, что подтверждается имеющимся в материалах дела трудовым договором №-ПР.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ для производства строительно-монтажных работ на объекте: «Напорно-самотечные коллекторы от КНС «Абросимова» до КНС №» для нужд КГУП «ФИО25» были направлены работники ООО «ФИО26»: стропальщик Гапоненко П.Н., стропальщик Нуреев А.А., а для производства подручных работ на земле разнорабочий Матейич С., что подтверждается актом № о несчастном случае на производстве от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным директором ООО «Влад-инженер», согласно которого ДД.ММ.ГГГГ примерно в 10.15-10.30 произошел несчастный случай на производстве, в результате которого ФИО12 получил травмы, несовместимые с жизнью, согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ о смерти Матейич С., выданной специализированным отделом записи актов гражданского состояния администрации <адрес>, смерть Матейич С. наступила в результате разрыва легких. Причинами несчастного случая являются: неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в несоблюдении правил охраны труда при погрузочно-разгрузочных работах; непроведение обучения и проверки знаний по охране труда, выразившееся в не проведении обучения и проверки знаний по охране труда разнорабочего Матейич С.; нарушение работником дисциплины труда, выразившееся в самовольном нахождении в кузове.

Пунктом 10 указанного акта № от ДД.ММ.ГГГГ установлены лица, допустившие нарушение требований охраны труда: Ерловский А.Н. – начальник строительного участка ООО ФИО27», который не обеспечил соблюдение правил охраны труда при погрузочно-разгрузочных работах; Бурцев В.В. – директор ООО «ФИО28», не обеспечивший обучение и проверку знаний по охране труда разнорабочего Матейич С.; а также Матейич С.- разнорабочий ООО «ФИО29», который самовольно находился в кузове автоприцепа во время погрузки трубы, чем нарушил ч. 2 ст. 21 ТК РФ, п., п. 1.21.1; 2.12ПОТ Р М-007-98 Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов.

В судебном заседании установлено, что Матейич А.С. являлась дочерью погибшего Матейич С., при этом суд полагает, что гибель отца сама по себе является необратимым обстоятельством, нарушающим психическое благополучие родственников и членов семьи, а также неимущественное право на родственные и семейные связи.

Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.

Утрата близкого человека (родственника) рассматривается в качестве наиболее сильного переживания, влекущего состояние субъективного дистресса и эмоционального расстройства, препятствующего социальному функционированию и адаптации лица к новым жизненным обстоятельствам.

Исходя из вышеизложенного, поскольку близкие родственники во всех случаях испытывают нравственные страдания, вызванные смертью потерпевшего, факт причинения им морального вреда предполагается и установлению подлежит лишь размер его компенсации, который определяется судом в каждом конкретном случае, исходя из анализа обстоятельств по делу, указанных в части 2 статьи 151 и пункте 2 статьи 1101 ГК РФ.

Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд учитывает характер и степень причиненных несовершеннолетней Матейич А.С. нравственных страданий, в частности то, что в результате произошедшего несчастного случая погиб ее отец Матейич С., потеря биологического отца в результате несчастного случая является невосполнимой утратой, существенно влияющей на несформированный внутренний мир ребенка, его воспитание и интеграцию в современное общество, возможность ощущать себя членом полноценной семьи.

Судом принимаются во внимание обстоятельства, при которых причинен вред, вина работодателя, который не обеспечил безопасность работника при проведении работ, не ознакомил с техникой безопасности, в связи с чем, такие виновные действия состоят в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями в виде причинения морального вреда близким умершего; учитывается вина самого Майтейич С., кроме того, суд полагает заслуживающим внимание довод представителя ответчика о том, что ООО «ФИО30» предпринимались добровольные действия по выплате денежной компенсации на организацию похорон и перевозку тела.

В связи с чем, с учетом установленных законом требований разумности и справедливости, размер компенсации морального вреда, который истец просит взыскать с ответчика, суд полагает завышенным и подлежащим уменьшению, считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ

        исковые требования Матейич ФИО31 в интересах несовершеннолетней Матейич ФИО33 к ООО «ФИО34» о компенсации морального вреда - удовлетворить в части.

        Взыскать с ООО ФИО35» в пользу Матейич ФИО32 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения.

Судья <адрес>

суда <адрес>                                                                        В.А. Воробьев