Решение суда об оспаривании предписания * в городе Москве № 02-10905/2016

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 октября 2016 года г. Москва Нагатинский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Воронова В.В., при секретаре Волошенко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 02-10905/16 по иску АО «*» об оспаривании предписания * в городе Москве,

УСТАНОВИЛ:

АО «*» обратилась в суд с исковым заявлением об оспаривании предписания * городе Москве, мотивируя свои требования тем, что *по результатам проведенной * в г. Москве внеплановой выездной проверки в отношении АО «*» было вынесено предписание от * № * об обязании устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Однако, АО «*» не нарушало требований трудового законодательства РФ о недопущении к работам, связанным с источниками повышенной опасности, лиц, не прошедших психиатрическое освидетельствование. В п. 1 и п. 2 Предписания указано о якобы обнаруженном нарушении трудового законодательства РФ, выраженном в неисполнении АО «*» требований по прохождению работниками психиатрического освидетельствования. В соответствии со ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование. Согласно абз.7 ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от * №* утвержден порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая водителей автотранспортных средств. Указанным Порядком предусмотрено, что лицо при поступлении на работу, связанную с вредными и (или) опасными условиями труда, включая водителей автотранспортных средств, обязательно проходит медицинский осмотр для подтверждения отсутствия противопоказаний.

Согласно п. 9 указанного Порядка для прохождения предварительного осмотра лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию, в том числе, решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование. Из чего следует, что пройти предварительный медицинский осмотр без подтверждения прохождения психиатрического освидетельствования невозможно. Все работники, перечисленные в п.2 Предписания, при поступлении на работу в АО «*» прошли обязательный медицинский осмотр, подтверждением чему являются заключения медицинского осмотра, выданные медицинской организацией (успешное прохождение которого невозможно без предварительного психиатрического освидетельствования). Кроме того, в отношении работников, занятых на работах, связанной с источниками повышенной опасности, а также работающих в условиях повышенной опасности, АО «*» раз в два года организует периодический осмотр, который включает в себя и психиатрическое освидетельствование, подтверждением чему является Заключительный акт за * год по результатам проведенного ЛПУ ООО * «*» периодического медицинского осмотра работников АО «*». Очередной медицинский осмотр работников, занятых на работах, связанной с источниками повышенной опасности, а также работающих в условиях повышенной опасности состоится в * года, подтверждением чему является договор между АО «*» и ЛПУ ООО * «*». Все вышеуказанные документы представлялись Инспекции для проверки, однако были проигнорированы и даже не упоминаются ни в Предписании, ни в акте проверки от * №*. Кроме того, совершенно необоснованно и без объяснения причин в список работников, подлежащих, по мнению Инспекции, психиатрическому освидетельствованию, вошли лица, работающие по специальности бетонщик, монтажник, стропальщик, которые не имеют никакого отношения к работам в условиях повышенной опасности и которые отсутствуют в перечне медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», на которое, в частности, ссылается Инспекция в акте проверки.

Таким образом, АО «*» соблюдает требования трудового законодательства РФ и допускает до работ, связанных с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, исключительно работников, прошедших психиатрическое освидетельствование. Требования же Инспекции, содержащиеся в п. 1 и п. 2 Предписания об обязании проведения психиатрического освидетельствования и отстранении ряда работников от работы, как якобы не прошедших психиатрическое освидетельствование, являются незаконными и необоснованными. АО «*» не нарушало требований трудового законодательства РФ в части обеспечения обучения работников по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. В п. п 3-6 Предписания указано о якобы обнаруженном нарушении трудового законодательства РФ, выраженном в неисполнении АО «*» требований по обучению по охране труда работников и членов комиссии по проверке знаний требований охраны труда. Между тем, данные выводы инспекции являются необоснованными, противоречащими фактическим обстоятельствам и документам, представленным в адрес Инспекции при проведении ей проверки.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда, а также недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда.

Как указано в абз.10 п.2.3.2, порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 №1/29, руководители и специалисты организации могут проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в самой организации, имеющей комиссию по проверке знаний требований охраны труда.

АО «*» надлежащим образом исполняет перечисленные выше обязанности, предусмотренные ст. 212 ТК РФ, и провело обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда своих работников, в том числе указанных в п.6 Предписания, что подтверждается следующими документами: Приказ генерального директора АО «*» о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда от * №*; Порядок проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов ОАО «*», утвержденный приказом генерального директора ОАО «*» от * №*; Программа обучения по охране труда руководителей и специалистов ОАО «*», согласованная * в г. Москве *; Программа обучения по охране труда работников и рабочих профессий, утвержденная приказом генерального директора ОАО «*» от * №*; Удостоверения о повышении квалификации по программе «*» руководителей АО «*» и членов комиссии по проверке знаний требований охраны труда АО «*»; Учебный план программы обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций в АНО ДПО «*», осуществлявшего обучение руководителей АО «*» и членов комиссии по проверке знаний требований охраны труда АО «*»; Протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов АО «*»; Удостоверения работников АО «*» о проверке знаний требований охраны труда по программе обучения по охране труда. Таким образом, АО «*» соблюдает требования трудового законодательства РФ, в том числе в части обучения работников по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

Требования же Инспекции, содержащиеся в п.п. 3-6 Предписания об обязании проведения обучения по охране труда работников и членов комиссии по проверке знаний требований охраны труда и отстранении ряда работников от работы, как якобы не прошедших такие обучение и проверку знаний, являются незаконными и необоснованными. Просят суд признать незаконным и отменить предписание от * № * об обязании устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вынесенное государственной инспекцией труда в г. Москве в отношении АО «*».

Представитель АО «*» в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Государственной инспекции труда в городе Москве в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, неоднократно, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела слушанием не просил, возражения на заявление не представил, в связи с чем суд рассмотрел

дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, оценив

представленные доказательства, суд находит заявление АО «*» подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как ранее разъяснялось Верховным Судом РФ, правильное определение судами вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.

Свое обращение в суд АО «*» оформило как жалобу на предписание Государственной инспекции труда.

Вместе с тем, с 15.09.2015 г. введен в действие Кодекс административного судопроизводства РФ, в связи с чем, подраздел III «Производство по делам, вытекающим из публичных правоотношений» утратил силу с 15 сентября 2015 года (Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ).

Поскольку требования АО «*» вытекают из трудовых правоотношений, суд рассматривает

дело в порядке искового судопроизводства.

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового

законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно ч. 1 ст. 353 Трудового кодекса РФ, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 356 Трудового кодекса РФ в соответствии с возложенными на федеральную инспекцию труда задачами ее территориальные органы - государственные инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных за исполнение предписаний об устранении нарушений, анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.

Из абзаца 6 ст. 357 Трудового кодекса РФ следует, что государственные инспекторы труда вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Судом установлено, что * по результатам проведенной Государственной инспекцией труда в г. Москве внеплановой выездной проверки в отношении АО «*» было вынесено предписание от * № * об обязании устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Указанным предписанием на истца возложены следующие обязанности: 1. В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 213 ТК РФ организовать прохождение работниками, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанных с источником повышенной опасности (с влиянием вредных факторов и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности обязательного психиатрического освидетельствования не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти; 2. Отстранить от работы (не допускать к работе) работников, не прошедших в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование; 3. Обеспечить обучение по охране труда членов комиссий по проверке знаний требований охраны труда, в установленном законом порядке; 4. Обеспечить прохождение руководителям, специалистам, инженерно-техническим работникам, осуществляющим организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях прохождение в установленном порядке обучение по охране труда; 5.

Обеспечить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда работников ГУП «*»; 6. Отстранить от работы (не допускать к работе) работников, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда.

Разрешая спор по существу, суд приходит к выводу, что изложенные в оспариваемом предписании требования не соответствуют закону в силу нижеследующего.

В соответствии со ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование.

Согласно абз. 7 ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 г. №302н утвержден порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая водителей автотранспортных средств.

Указанным Порядком предусмотрено, что лицо при поступлении на работу, связанную с вредными и (или) опасными условиями труда, включая водителей автотранспортных средств, обязательно проходит медицинский осмотр для подтверждения отсутствия противопоказаний.

Согласно п. 9 указанного Порядка для прохождения предварительного осмотра лицо, поступающее на работу, представляет в медицинскую организацию, в том числе, решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование.

Из материалов дела следует, что все работники, перечисленные в п. 2 Предписания, при поступлении на работу в АО «*» прошли обязательный медицинский осмотр, что подтверждается заключениями медицинского осмотра, выданными медицинской организацией (прохождение которого невозможно без предварительного психиатрического освидетельствования). В отношении работников, занятых на работах, связанной с источниками повышенной опасности, а также работающих в условиях повышенной опасности, АО «*» раз в два года организует периодический осмотр, который включает в себя и психиатрическое освидетельствование, что подтверждается Заключительный актом за * год по результатам проведенного ЛПУ ООО * «*» периодического медицинского осмотра работников АО «*». Очередной медицинский осмотр работников, занятых на работах, связанной с источниками повышенной опасности, а также работающих в условиях повышенной опасности был назначен на * года, подтверждением чему является договор между АО «*» и ЛПУ ООО * «*».

В соответствии с частью 1 статьи 211 Трудового кодекса Российской Федерации, государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Согласно абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить работникам обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.

Согласно части 1 статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации, все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден постановлением Минтруда Российской Федерации и Минобразования Российской Федерации от 13 января 2003 года N 1/29.

Согласно пункту 2.3.2 Порядка обучения, обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования. Учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей Материально-технической базы.

Как следует из письма Федеральной службы по труду и занятости от 24 января 2013 г. №T3/297-3-5, прохождение обучения по охране труда в обучающих организациях является обязательным в случае отсутствия в организации комиссии по проверке знаний требований охраны труда.

В подтверждение своих доводов, истцом представлены: - Приказ генерального директора АО «*» о создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний требований охраны труда от * №*; - Порядок проведения обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов ОАО «*», утвержденный приказом генерального директора ОАО «*» от * №*; - Программа обучения по охране труда руководителей и специалистов ОАО «*», согласованная * в г. Москве *; - Программа обучения по охране труда работников и рабочих профессий, утвержденная приказом генерального директора ОАО «*» от * №*; - Удостоверения о повышении квалификации по программе «Охрана труда» руководителей АО «*» и членов комиссии по проверке знаний требований охраны труда АО «*»; - Учебный план программы обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций в АНО ДПО «*», осуществлявшего обучение руководителей АО «*» и членов комиссии по проверке знаний требований охраны труда АО «*»; - Протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда руководителей и специалистов АО «*»; - Удостоверения работников АО «*» о проверке знаний требований охраны труда по программе обучения по охране труда.

Таким образом, предписание * в городе Москве № * от * г., вынесенное в отношении АО «*», противоречит фактическим обстоятельствам дела, не отвечает требованиям вышеуказанных правовых норм и является незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ

Иск АО «*» об оспаривании предписания Государственной инспекции труда в городе Москве удовлетворить.

Признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в городе Москве № * от * г., вынесенное в отношении АО «*».

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Нагатинский районный суд г. Москвы в течение месяца.

Председательствующий судья В.В.

Воронов.