Решение суда о признании незаконным предписания Государственной инспекции по труду № 02-0314/2016

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 марта 2016 года г. Москва Нагатинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Соколовой Е.М., при секретаре А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-314/16 по заявлению АО «Научно-производственное объединение «Молния» о признании незаконным предписания Государственной инспекции по труду в г. Москве,

УСТАНОВИЛ:

АО «Научно-производственное объединение «Молния» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания Государственной инспекции по труду в г. Москве.

В обоснование заявленных требований указав, что 23 апреля 2015 года в отношении ОАО НПО «Молния» было вынесено предписание № 2- 271-15-ЗП/661/142/4 от 23.04.2015 об устранении нарушения трудового законодательства, подписанное Государственным инспектором труда г. Москвы Нарчевой О.А.

Названное предписание № 2-271-15-ЗП/661/142/4 23 апреля 2015 года считаем незаконным, неисполнимым и подлежащим отмене по следующим основаниям: ОАО «НПО «МОЛНИЯ» предписывается включить в порядок введения суммированного учета рабочего времени и времени отдыха. Необходимость данного предписания отсутствует. Внутренний распорядок учета рабочего времени и времени отдыха ОАО «НПО «Молния» установлен локальными актами и вводится в соответствии с приказом по предприятию. Правила внутреннего трудового распорядка времени предоставления перерыва и его продолжительность установлены внутренним регламентом предприятия, а так же согласованно с профсоюзом.

Так же положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей регламентируется внутренним приказом ОАО «НПО «Молния». Порядок индексации заработной платы установлен коллективным договором. В данный момент срок действия коллективного договора истек.

Новый коллективный договор не заключен, в связи с отсутствием согласования со стороны профсоюзной организации. Предписывается установить систему оплаты труда. Оплата труда, в части установления размера тарифных ставок, окладов установлена локальными актами ОАО «НПО «Молния». В соответствии с пунктами «правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» ОАО «НПО «Молния» была привлечена к ответственности во время проверки Ростехнадзором. Ведутся мероприятия по устранению нарушений. В выдаче повторных указаний нет необходимости. Предписывается присвоить индивидуальные регистрационные номер гидравлическим тележкам, однако используемых в работе грузовых гидравлических тележек в собственности ОАО «НПО «Молния» не имеется. Предписывается составить график ежемесячной выбраковки вышедших из строя инструмента и приспособлений. Данное предписание не возможно исполнить и не имеет силы, так как на предприятие ОАО «НПО» Молния» отсутствуют такие инструменты, все работы производятся официальным дилером. Предписывается привести в соответствии с требованиями ГОСТа, однако заточных станков на ОАО «НПО» Молния» не имеется. В собственности ОАО «НПО» Молния» имеются точила, регулировка которых проводится в начале каждого процесса эксплуатации. Обслуживание обеспечивается специально подготовленными работниками по установке и правке абразивных кругов. Государственный инспектор труда ссылается на Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями РД 34.03.204 (утв. Минэнерго СССР 30.04.1985, Постановлением Президиума ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности от 27.03.1985), данная ссылка не имеет никакого отношения к ОАО «НПО «Молния» в силу того, что ОАО «НПО «Молния» не относится к предприятиям такого типа. После окончания работы или при перерыве в работе электроинструмент всегда отсоединяется от электросети. Лестницы, находящиеся в эксплуатации ОАО «НПО» Молния», состоят на учете, инвентарные номера нанесены. Работа с самодельными лестницами, не отвечающими требованиям безопасности, на ОАО «НПО «Молния» не допускаются. Ростехнадзором во время проверки нарушений выявлено не было. «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» соблюдаются полностью. В соответствии со ст. 212. 213 ТК РФ, Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» все работники ОАО «НПО «Молния» ежегодно проходят медицинское освидетельствование. Работники не прошедшие медицинское освидетельствование отстраняются от работы на основании внутреннего приказа на момент её прохождения.

На основании изложенного, заявитель просит предписание № 2-271-15- ЗП/661/142/4 от 23 апреля 2015 года признать не законным полностью и отменить его.

Представитель заявителя ОАО «НПО «Молния» - Р.А. в судебном заседании требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель Государственной инспекции по труду в г. Москве в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, о причинах неявке не сообщил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие на основании ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, а также материалы проверки, полученные по запросу суда, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований частично, по следующим основаниям.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 №294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 23 апреля 2015 года Государственным инспектором труда г. Москвы в отношении ОАО НПО «Молния» было вынесено предписание № 2-271-15-ЗП/661/142/4 об устранении нарушения трудового законодательства.

Как следует из указанного предписания, ОАО «НПО «МОЛНИЯ» обязано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

На основании с ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Таким образом законодателем установлено в каких документах у работодателя должны быть установлены дни выплаты заработной платы и диспозицией данной статьи не предусмотрены отсылочные нормы к иным локальным нормативным актам.

В соответствии с ч. 6 ст. 357 Трудового кодекса РФ государственный инспектор труда при проведении проверки имеет право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

На основании ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательным условием для включения в трудовой договор является условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

В соответствии с абз. 11 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательным для включения в трудовой договор являются другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, законодателем установлено в каких документах у работодателя должны быть установлены дни выплаты заработной платы и диспозицией данной статьи не предусмотрены отсылочные нормы к иным локальным нормативным актам.

В соответствие со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

По смыслу положений абз.1 ч. 1 ст. 356, абз. 6 ч. 1 ст. 357 Трудового Кодекса РФ при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках ст.ст.381-397 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с Конвенцией МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Проанализировав и оценив представленные доказательства, учитывая установленные в ходе судебного разбирательства фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что пункты 9,12 оспариваемого Предписания подлежат отмене, поскольку указанные доводы относятся к индивидуальному трудовому спору, где работник, вправе самостоятельно обратится в суд либо в комиссию по рассмотрению трудовых споров, для разрешения индивидуального спора. Также подлежат отмене пункты 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 28, 30 Предписания. Так, судом установлено, что требования о присвоении индивидуального регистрационного номера гидравлическим тележкам исполнить не возможно, так как используемых в работе грузовых гидравлических тележек в собственности АО «НПО «Молния» не имеется.

Предписание составить график ежемесячной выбраковки вышедших из строя инструмента и приспособлений, невозможно исполнить и не имеет силы, поскольку судом установлено, что на предприятие АО «НПО» Молния» отсутствуют такие инструменты, все работы производятся официальным дилером.

Предписывается привести в соответствии с требованиями ГОСТа, однако заточных станков на ОАО «НПО» Молния» не имеется. В собственности АО «НПО» Молния» имеются точила, регулировка которых проводится в начале каждого процесса эксплуатации. Обслуживание обеспечивается специально подготовленными работниками по установке и правке абразивных кругов.

Государственный инспектор труда ссылается на Правила безопасности при работе с инструментом и приспособлениями РД 34.03.204 (утв. Минэнерго СССР 30.04.1985, Постановлением Президиума ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности от 27.03.1985), данная ссылка не имеет никакого отношения к АО «НПО «Молния» в силу того, что АО «НПО «Молния» не относится к предприятиям такого типа. Лестницы, находящиеся в эксплуатации АО «НПО» Молния», состоят на учете, инвентарные номера нанесены. Работа с самодельными лестницами, не отвечающими требованиям безопасности, на АО «НПО «Молния» не допускаются. Из представленного материала проверки, и обжалуемого Предписания усматривается, что требования изложенные в пунктах 13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,27 инспектором Государственной инспекции по труду в предписании от 23 апреля 2015 г. указаны ошибочно, и ни какого отношения к деятельности АО «НПО «Молния» не имеют. Как указано в пунктах 30 и 31, в соответствии со ст. 212. 213 ТК РФ, Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» все работники ОАО «НПО «Молния» ежегодно проходят медицинское освидетельствование. Работники не прошедшие медицинское освидетельствование отстраняются от работы на основании внутреннего приказа на момент её прохождения, однако судом установлено, что постановлением № 2-271-15- ЗП/661/142/15 по указанным в пунктах 30 и 31 основаниям Государственной инспекции по труду в г. Москве производство в отношении ОАО «НПО «Молния» прекращено, тем саамы суд приходит к выводу об отмени п. 30 и п. 31 Предписания.

В остальной части Предписание выдано Государственной инспекции по труду в г. Москве с соблюдением норм трудового законодательства, иных нормативных правовых актов содержащих нормы трудового права и выданного в соответствии со ст. 357 Трудового кодекса РФ, грубых нарушений предусмотренных ч. 2 ст. 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 №294-ФЗ и ст. 360 Трудового кодекса РФ, судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Заявление АО «Научно-производственное объединение «Молния» о признании незаконным предписания Государственной инспекции по труду в г. Москве – удовлетворить частично.

Признать незаконными и отменить пункты 9, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 30, 31 Предписания государственного инспектора труда в г. Москве № 2-271-15-ЗП/661/142/4 23 апреля 2015 года, выданного в отношении АО «Научно-производственное объединение «Молния».

В остальной части заявленных требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Нагатинский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Соколова Е.М.