Решение суда о взыскании недоимки по страховым взносам и пени № 2а-657/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2а-657/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Омск                                     01 марта 2017 года

Ленинский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Усольцевой Н.Л.

при секретаре судебного заседания Беловой Е.А.

рассмотрев по адресу: г. Омск, ул. Труда, 29 А административное дело по административному иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска к Стефаненко Т.Н. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска обратилось в Ленинский районный суд г. Омска с административным иском к Стефаненко Т.Н. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.

В обоснование заявленных требований Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска указало, что Стефаненко Т.Н. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, утратила государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. В связи с неуплатой страховых взносов ответчиком за 2014 год Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска произвело начисление пени. В адрес Стефаненко Т.Н. было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, однако до настоящего времени указанное требование не исполнено. Просило суд взыскать с Стефаненко Т.Н. в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска задолженность по страховым взносам и пени в размере 131.595,66 рублей, в том числе: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в размере 121.299,36 рублей, пени на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в размере 10.296,30 рублей.

В дальнейшем Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска уточнило заявленные требования, просит суд взыскать с Стефаненко Т.Н. в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска задолженность по страховым взносам и пени в размере 127.630,59 рублей, в том числе: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в размере 115.875,23 рублей, пени на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в размере 11.755,36 рублей.

Представитель административного истца Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска Контова Ю.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик Стефаненко Т.Н. в судебном заседании заявила, что с заявленными требованиями не согласна, считает их необоснованными, просит суд в удовлетворении заявленных требований Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска отказать.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались действовавшим на момент возникновения спорных отношений Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществлял Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Из п.п. 1.1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» следует, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300.000 рублей - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300.000 рублей - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300.000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Согласно ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с ч. 8 данной статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», увеличенное в 12 раз (ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

Статьей 22 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предусмотрено, что в случае выявления недоимки Пенсионный фонд направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки.

Таким образом, доходы страхователя, в данном случае индивидуального предпринимателя Пенсионный фонд самостоятельно не устанавливает, а руководствуется сведениями, полученными от налогового органа.

Судом установлено, что Стефаненко Т.Н. утратила статус индивидуального предпринимателя 29.12.2015 года, что подтверждается копией выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, при этом Стефаненко Т.Н. имеет задолженность по страховым взносам и пени в размере 127.630,59 рублей, в том числе: на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в размере 115.875,23 рублей, пени на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в размере 11.755,36 рублей.

Из материалов дела следует, что Стефаненко Т.Н. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, утратила государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В судебном заседании представитель административного истца Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска Контова Ю.А. пояснила, что из налогового органа в отношении индивидуального предпринимателя Стефаненко Т.Н. поступили сведения о том, что сумма дохода за 2014 год у Стефаненко Т.Н. составила 11.897.529,39 рублей, в связи с чем административному ответчику были начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в размере 115.875,23 рублей и пени на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в размере 11.755,36 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска в адрес Стефаненко Т.Н. было направлено требование № об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

По мнению суда, заявленные Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска требования о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 30.11.2016 года № 27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда Российской Федерации» признал указанные положения не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

Из представленной административным ответчиком Малаховым А.Г. налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2014 год следует, что сумма дохода составила 11.897.529,39 рублей, сумма фактически произведенных расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета, составила 11.727.860,28 рублей.

С учетом изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сумма дохода индивидуального предпринимателя Стефаненко Т.Н. составила 169.669,11 рублей, следовательно, административным ответчиком должны быть уплачены страховые взносы в фиксированном размере.

Из материалов дела следует, что индивидуальным предпринимателем Малаховым А.Г. страховые взносы за 2014 год в фиксированном размере были уплачены ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией платежного поручения и не оспаривалось в судебном заседании представителем административного истца.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска требования о взыскании с Стефаненко Т.Н. недоимки по страховым взносам и пеней удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении заявленных требований к Стефаненко Т.Н. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском административном округе г. Омска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Омска.

Решение в окончательной форме изготовлено 06.03.2017 года.

Судья                 Н.Л. Усольцева