Решение суда об отказе в установлении пенсии, обязании назначить досрочную трудовую пенсию № 2-1235/2017 ~ М-575/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2017 года город Иркутск

Ленинский районный суд города Иркутска в составе судьи Долбня В.А., при секретаре судебного заседания Безлепкиной А.Ю., с участием истца Дубовец С.Н., представитель ответчика УПФР (ГУ) в Ленинском р-не г. Иркутска Мягкова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1235/2017 по иску Дубовец СН к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Иркутска о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, обязании назначить досрочную трудовую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Дубовец С.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Иркутска о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, обязании назначить досрочную трудовую пенсию.

В обоснование заявленных требований указано, что в связи с достижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 закона Российской Федерации от ****год № "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ****год истец обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Иркутска (далее УПФ РФ) с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости. Согласно вышеуказанному закону пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на один год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем 3 года в общей сложности.

К заявлению были приложены следующие документы: справка от ****год №, выданная Штабом гражданской обороны <...> района <...> области, выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от ****год, копия паспорта гражданина РФ серия №, выданный отделом УФМС России по Иркутской области в Ленинском р-не гор. Иркутска ****год. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Иркутска № от «****год г. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Дубовец С.Н. было отказано, в решении УПФ РФ ссылается на постановление Правительства РФ от ****год № «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

УПФ РФ указало, что согласно названному постановлению <...> район <...> области не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Истец считает отказ в назначении пенсии незаконным и необоснованным, так как в соответствии с Федеральным законом от ****год №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» гражданам, постоянно проживающим (проживавшим) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от ****год №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от ****год № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»: на один год, при условии проживания (работы) на загрязненной территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по ****год, независимо от времени пребывания на указанной территории, и дополнительно на один год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на три года в общей сложности. Данное право подтверждается и законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона РФ от ****год N 3061-1) (с изменениями на ****год). Считает отказ в назначении пенсии по старости со ссылкой на Постановление Правительства необоснованным.

Проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом подтверждается справкой № от ****год, выданной Штабом гражданской обороны <...> района <...> области. На данной территории (в/ч <...>, находящейся в <...> районе <...> области) вместе с мужем - военнослужащим и детьми истец проживала с апреля ****год года по июнь ****год года. Согласно ст. 2 закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" от ****год вышеперечисленная территория относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Данное право (о назначении пенсии по старости) от факта проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом на день обращения за назначением пенсии не зависит.

Поэтому при выезде с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом право на данную льготу не утрачивается. Пенсионный фонд РФ обязан был назначить Дубовец С.Н. трудовую пенсию с момента обращения за ее назначением, а именно с ****год, однако отказал, не имея на это оснований, чем нарушил право истца на получение пенсии.

На основании изложенного просила суд признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Иркутска № от «****год г. об отказе в установлении пенсии незаконным; обязать Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Иркутска назначить Дубовец С.Н. трудовую пенсию досрочно, с ****год.

В судебном заседании истец Дубовец С.Н. исковые требования поддержал, на основании доводов, изложенных в исковом заявлении, настаивали на их удовлетворении.

Представитель ответчика УПФР в Ленинском районе г. Иркутска Мягкова Н.А заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, представила возражения на иск, в которых указала, что пенсия по старости Дубовец С.В. не может быть назначена, поскольку Речицкий район Гомельской области не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и оценив их в совокупности на относимость, достоверность и допустимость, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований на основании следующего.

Право на получение пенсии является конституционным правом истца.

Ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ****год N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Статьей 34 Закона РФ от ****год N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом пенсия по старости назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Подпунктом 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона РФ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" N 166-ФЗ от ****год регламентировано, что право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют: 7) граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Пунктом 2 ст. 10 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Судом установлено, что ****год истец обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в <...> районе г. Иркутска (далее УПФ РФ) с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости, в соответствии со ст. 34 закона Российской Федерации от ****год № "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

К заявлению были приложены следующие документы: справка от ****год №, выданная Штабом гражданской обороны <...> района <...> области, выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от ****год, копия паспорта гражданина РФ серия №, выданный отделом УФМС России по Иркутской области в <...> р-не гор. Иркутска ****год.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Иркутска № от ****год в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Дубовец С.Н. было отказано.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

При этом, в решении УПФ РФ в Ленинском районе г. Иркутска указало, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от ****год № «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», <...> район <...> области не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Рассматривая исковые требования Дубовец С.Н. о признании решения Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Иркутска № от ****год незаконным, суд считает данные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В соответствии со справкой № от ****год, выданной начальником Штаба гражданской обороны <...> района <...> области, Дубцова С.Н. с ****год г. по ****год г. проживала на территории в/ч <...>, находящейся в <...> районе. По данным <...> вследствие Чернобыльской катастрофы территория в/ч <...>, расположенной в <...> районе <...> области загрязнена радиоактивным цезием – <...> Ки/кв.м. и в соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС постановление Совета Министров Беларусь» от ****год № отнесена к зоне проживания с периодическим радиационным контролем.

Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от ****год N 1623 "Об утверждении Перечня населенных пунктов и объектов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения" <...> район <...> области относится к зоне проживания с периодическим радиационным контролем с плотностью радиоактивного загрязнения территории цезием - <...> Ки/кв. км либо стронцием - <...> Ки/кв. км или плутонием - <...> Ки/кв. км, что соответствует зоне с льготным социально-экономическим статусом в РФ согласно Закона РФ N 1244-1 от ****год "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Часть 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации гласит, что иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Положения настоящей статьи направлены на предоставление специальных гарантий бывшим гражданам СССР, которые пострадали вследствие аварии или участвовали в ее ликвидации, являющимся в настоящее время иностранными гражданами. В данном случае общий характер формулировки Закона свидетельствует о возможности предоставления специальных гарантий гражданам любой республики СССР, которые подтвердят свое право на их получение. Комментируемый Закон предусматривает, что меры социальной поддержки предоставляются гражданам Украины, Республики Беларусь и других государств.

Предоставление в Российской Федерации мер социальной поддержки гражданам других государств прибывшим на территории Российской Федерации для постоянного проживания возможно только в соответствии с международными договорами.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ****год N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", в пункте 3, даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).

Согласно договору от ****год между Российской Федерацией и Республикой Беларусь "О сотрудничестве в области социального обеспечения", ратифицированному Федеральным законом N 227-ФЗ от ****год, статьями 3, 4, 11, 21 регламентировано, что лица Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны по отношениям, регулируемым законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, в том числе в том, что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости).

Необходимые для государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний документы, выданные на территории любой из Договаривающихся Сторон, принимаются без легализации.

В силу ст. 49 Закона РФ от ****год N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территории Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

Таким образом, представленная истцом Дубовец С.Н. справка № от ****год, подтверждающая факт ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с ****год. по ****год г., должна быть принята без легализации.

В связи с чем, решение Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Иркутска № от ****год об отказе в досрочном назначении пенсии по старости Дубовец С.Н., подлежит признанию незаконным, а период проживания Дубовец С.Н. с ****год г. по ****год г. в зоне с льготным социально-экономическим статусом, должен был быть учтен ответчиком в соответствии со ст. 34 Закона РФ от ****год N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от ****год N 400 "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

При таких обстоятельствах исковые требования Дубовец С.Н. о признании незаконным решения УПФР в Ленинском районе г. Иркутска № от ****год об отказе в установлении пенсии, обязании УПФ РФ в Ленинском районе г. Иркутска назначить досрочную пенсию подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Дубовец Светланы Николаевны удовлетворить.

Признать УПФР в Ленинском районе г. Иркутска № от ****год об отказе в установлении досрочной пенсии по старости, не законными.

Обязать УПФР России в Ленинском районе г. Иркутска назначить Дубовец СН досрочную страховую пенсию по старости, с ****год.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ****год

Судья Долбня В.А.