Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-524/17
Поступило: 23.12.2016 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«13» февраля 2017 года г.Новосибирск
Советский районный суд г.Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи: Нефедовой Е.П.
При секретаре: Касьяновой А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Костина А. Е. к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г.Новосибирска о признании незаконным решения пенсионного фонда об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Костин А.Е. обратился в суд с иском, где указал, что в соответствии с его заявлением от 07.07.2016г. была назначена пенсия по старости. 07.09.2016г. обратился в УПФР в Советском районе г.Новосибирска с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, предусмотренной ФЗ от 10.05.2010г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
Решением от 27.09.2016г. № ответчик в назначении дополнительного социального обеспечения отказал в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Ответчиком не была засчитана в стаж, дающий право на доплату к пенсии, работа в Стахановском Шахтопроводческом управлении ГОАО треста «Стахановуглестрой» с 01.12.1991г. по 03.04.1995 г. и с 30.04.1995г. по 29.11.1997г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей, т.к. вышеуказанная работа протекала в организации угольной промышленности Украины.
Считает решение пенсионного органа незаконным, необоснованным и нарушающим его права, т.к. в стаж работы, дающий право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицо, непосредственно занятое полный рабочий день на подземных и открытых горных работах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашения стран СНГ от 13.03.1992г. «О гарантиях прав и свобод граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
В силу п.2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Согласно ст.ст.1,5 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают; нормы Соглашения распространяются на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения.
Таким образом, наличие требуемого стажа на подземных видах работ, зачтенного пенсионным фондом при назначении пенсии в соответствии с Соглашением стран СНГ от 13.03.1992г., является основанием для назначения истцу доплаты к пенсии.
Просит признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения-Управления пенсионного фонда РФ в Советском районе г.Новосибирска от 27.09.2016г. № об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии; обязать Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Новосибирска включить в трудовой стаж, дающий право на дополнительное социальное обеспечение, период работы в Стахановском Шахтопроводческом управлении ГОАО треста «Стахановуглестрой» с 01.12.1991г. по 03.04.1995 г. и с 30.04.1995г. по 29.11.1997г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей ; обязать Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Новосибирска назначить ему ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».
Истец Костин А.Е. и его представитель по доверенности Вилюгина А.А. в судебном заседании требования поддержали и просили удовлетворить.
Представитель ответчика Кузьминых Н.Е., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, пояснив, что в стаж для назначения ДСО не были включены периоды работы истца, т.к. данная работа протекала в угольной промышленности Украины, а условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные Законом № 84-ФЗ, распространяется на лиц, работавших в организациях угольной промышленности РФ, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности СССР до 01.12.1991 г. Порядок установления пенсии работникам угольной промышленности и порядок установления доплаты к ней различны по своему характеру и имеют самостоятельное правое регулирование. Ссылка истца на соглашение стран СНГ от 13.03.1992г. несостоятельна. Данное Соглашение регулирует вопросы пенсионного обеспечения, а не вопросы ДСО работников угольной промышленности, получающих пенсию в соответствии с законодательством РФ и осуществляемого за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату доплаты к пенсии. Имеющаяся у Костина А.Е. без учета спорных периодов работы с 01.12.1991г. по 03.04.1995 г. и с 30.04.1995г. по 29.11.1997г. продолжительность стажа работы составляет 15 лет 0 месяцев 13 дней, что не дает ему права на назначение ежемесячной доплаты к пенсии.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В ходе рассмотрения гражданского дела, судом установлено, что с 01.06.2016 г. истец является получателем досрочной трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как мужчина по достижении возраста 50 лет, проработавший соответственно не менее 10 лет на подземных работах и имеющий страховой стаж соответственно не менее 20 лет (л.д.52).
07.09.2016 г. Костин А.Е. обратился в УПФР с заявлением о назначении ему предусмотренной Федеральным законом от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ ежемесячной доплаты к пенсии (л.д.47).
Решением УПФР по Советскому району г.Новосибирска от 27.09.2016 г. № Костину А.Е. отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии по причине отсутствия стажа работы, необходимого для назначения такой доплаты в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ (20 лет работы в качестве работников ведущих профессий-горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин). В стаж, дающий право на назначение указанной доплаты, не включен период работы истца в Стахановском Шахтопроводческом управлении ГОАО треста «Стахановуглестрой» с 01.12.1991г. по 03.04.1995 г. и с 30.04.1995г. по 29.11.1997г. в качестве проходчика с полным рабочим днем под землей, так как условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные Федеральным законом №84-ФЗ, в соответствии с п.2 ст. 1 распространяются на лиц, работавших в организации угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 г. (л.д.14-16).
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Дополнительной гарантией в области социального обеспечения работникам, занятым на работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), является доплата к пенсии, условия, порядок назначения и выплаты которой определены Федеральным законом от 10.05.2010 г. № 84-ФЗ (далее Федеральный закон № 84-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 84-ФЗ лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в настоящей статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п.11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Пунктом 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» статья 1 Федерального закона от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ дополнена частью 2, согласно которой условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные названным федеральным законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 г.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 216-ФЗ указанные изменения вступили в силу с 1 января 2015 г.
Статьей 5 Федерального закона № 84-ФЗ определено, что финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией указанного федерального закона.
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, правом на доплату к пенсии, которая формируется за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, обладают бывшие работники организаций угольной промышленности, имеющие соответствующий стаж работы в организациях угольной промышленности Российской Федерации и в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 г., а именно работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
Таким образом, действующим законодательством установлен порядок и условия назначения доплаты к пенсии за стаж работы в угольной промышленности, которым прямо предусмотрено, что условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения работников организаций угольной промышленности в виде доплаты к пенсии распространяются только на бывших работников организаций угольной промышленности Российской Федерации и лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 г.
Кроме того, по смыслу статей 1,5 Федерального закона № 84-ФЗ, источником финансирования доплаты к пенсии за стаж работы в угольной промышленности являются страховые взносы, дополнительно (сверх установленного тарифа) уплачиваемые в Пенсионный Фонд Российской Федерации организациями угольной промышленности на выплату именно доплаты к пенсии работникам угольной отрасли Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 6 названного закона для плательщиков взносов установлен тариф взносов в размере 6,7 процента выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт, и работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин.
Частью 3 ст. 6 Федерального закона № 84-ФЗ определено, что объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект обложения и база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, которые установлены частями 1, 3 и 3 ст. 7 и частями 1,3 и 6 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Из изложенных норм закона следует, что дополнительные страховые взносы (сверх установленного тарифа), уплачиваемые организациями угольной промышленности Российской Федерации в целях предоставления такой социальной гарантии бывшим работникам организаций угольной промышленности как доплата к пенсии, не участвуют в формировании размера страховой пенсии, который обеспечивается за счет взносов на обязательное пенсионное страхование, а имеют иное целевое назначение - расходуются только на дополнительное материальное обеспечение бывших работников угольной промышленности Российской Федерации и угольной промышленности бывшего СССР до ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, порядок установления пенсии работникам угольной промышленности и порядок установления доплаты к ней различны по своему характеру и имеют самостоятельное правовое регулирование. То, что исчисление стажа для назначения доплаты к пенсии бывшим работникам угольной промышленности производится в том же порядке, что и для исчисления пенсии по п.11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых взносах», не означает, что право на доплату определяется в том же порядке, что и право на установление пенсии.
Ссылка истца на Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» несостоятельна, поскольку данное соглашение регулирует вопросы пенсионного обеспечения, а не вопросы дополнительного социального обеспечения работников угольной промышленности, получающих пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществляемого за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.
Как следует из материалов дела, имеющаяся у Костина А.Е. без учета спорного периода работы продолжительность стажа работы в угольной промышленности Российской Федерации и бывшего СССР до 1 декабря 1991 г. составляет 15 лет 0 месяцев 13 дней, что не дает ему права на назначение ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ. Следовательно, исковые требования Костина А.Е. не основаны на законе, не обоснованны и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ
Костину А. Е. в иске к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в Советском районе г.Новосибирска о признании незаконным решения пенсионного фонда об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии-отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в срок один месяц.
Председательствующий - Нефедова Е.П.
Мотивированное решение изготовлено 20.02.2017г.