Решение суда об обязании назначения досрочной трудовой пенсии № 2-3855/2017 ~ М-3750/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

                            Дело № 2-3855/2017

    РЕШЕНИЕ    

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Гунгера Ю.В.

при секретаре Потаниной Е.С.,

рассмотрев 28 сентября 2017 года в открытом судебном заседании в г. Омске гражданское дело по иску Сергиенко И.М. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска об обязании назначения досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец Сергиенко И.М. обратилась с иском к ответчику ГУ – УПФ РФ в ЦАО г. Омска о признании права на досрочное назначение пенсии, в обоснование указав, что 13.04.2017 года истец обратился с заявлением в ГУ-УПФР в Центральном АО г. Омска о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Ответчик отказал истице в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих вида работ. Ответчик не включил в стаж работы истицы периоды работы 01.11.1999 г. по 12.04.2017 года в должности медицинской сестры микрохирургического отделения в БУЗОО «Клиническая офтальмологическая больница им. В.П. Выходцева», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13.04.1998 г. по 14.05.1998 г., с 25.02.2003 г. по 26.03.2003 г., с 13.03.2008 г. по 23.04.2008 г., с 11.09.2013 г. по 01.10.2013 г., периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 12.09.1991 г. по 30.09.1993 г..

Просит включить в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии указанные выше периоды, признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости и обязать ГУ-УПФР в ЦАО г. Омска назначить таковую с 13.04.2017 года, т.е. с момента обращения истцы в Пенсионный фонд.

Истец Сергиенко И.М. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска по доверенности (л.д. 46-47) Лащевская Е.Е. с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 48-49), из которого следует, что период работы в должности медицинской сестры микрохирургического отделения с 01.11.1999 г. по 12.04.2017 г. в Омской клинической офтальмологической больнице не зачтен в специальный стаж как один год работы за один год и шесть месяцев, так как согласно п. 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, а также и.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 должность медицинской сестры микрохирургического отделения не предусмотрена для льготного исчисления стажа. Согласно Постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г. « Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» не зачтен в специальный стаж в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев период отпуска по уходу за ребенком с 12.09.1991 г. по 30.09.1993 г., так как льготному исчислению подлежат только периоды работы. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г. « Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г. не зачтены в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды: курсы повышения квалификации: с 13.04.1998 г. по 14.05.1998 г., с 25.02.2003 г. по 26.03.2003 г., с 13.03.2008 г. по 23.04.2008 г., с 11.09.2013 г. по 01.10.2013 г., донорские дни: с 06.03.2012 г. по 07.03.2012 г., отпуск без сохранения заработной платы: с 25.12.2015 г. по 14.01.2016 г., с 05.07.2016 г. по 11.07.2016 г.. Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона « О страховых пенсиях»№ 400-ФЗ от 28.12.2013 г., не зачтены в страховой стаж периоды с 25.12.2015 г. по 14.01.2016 г., с 05.07.2016 г. по 11.07.2016 г., т.к. в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. За указанный период не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Продолжительность льготного стажа Сергиенко Ирины Михайловны на дату обращения (13.04.2017 г.) определена с исключением вышеуказанных периодов и составила с учетом постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. №781- 26 лет 01месяц 27 дней, с учетом постановления п. 3,4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ – 28 лет 05 месяцев 01 день, с учетом Постановления Конституционного Суда № 2-П – 29 лет 02 месяца 18 дней.

Представитель третьего лица БУЗОО «Клиническая офтальмологическая больница им. В.П. Выходцева» по доверенности (л.д. 44) Сухинина А.О. дала пояснения аналогичные отзыву на исковое заявление (л.д. 23-25), из которого следует, что Сергиенко И.М. работала в «Омской клинической офтальмологической больнице» в должности медицинской сестры 2 микрохирургического отделения стационара с 08.02.1990 г. по 09.08.1995 г., с 01.02.1997 г. по 31.10.2004 г., в должности медицинской сестры палатной 1 микрохирургического отделения стационара работает с 01.11.2004 г. по настоящее время. Код льготы 27-ГД. Исходя из приказа № 88-к от 12.09.2001 г. подтверждается, что больница с момента ее образования не меняла своего хирургического профиля работы изменению и корректировке в разные периоды существования больницы подлежали только отделения стационара. Периода отпуска истца по уходу за ребенком с 12.09.1991 г. по 30.09.1993 г. должен входить в расчет специального стажа, т.к. согласно Постановлению Совета Министров СССР ВЦСПС от 22.08.1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 г. продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывается в непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. Считает, что ответчиком необоснованно не были зачтены в специальный стаж периоды обучения на курсах повышения квалификации с 13.04.1998 г. по 14,05.1998 г., с 25.02.2003 по 26.03.2003 г., с 13.03.2008 г. по 23.04.2008 г., с 11.09.2013 по 01.10.2013 г.. Сергиенко И.М. направлялась на курсы повышения квалификации работодателем на основании приказов № 58-к от 14.05.1998 г., № 15-ак от 19.02.2003 г., № 40-акот 07.03.2008 г., № 280-лс от 02.09.2016 г.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В силу пп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с 01.01.2015 г.) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лет лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 2-П от 29.01.2004 г. указал что, у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Применительно к положениям статьи 30 ФЗ о трудовых пенсиях данная правовая позиция означает, что содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ» и при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе, стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу ФЗ о трудовых пенсиях.

Из вышеприведенного положения следует, что при оценке права истца на досрочную пенсию необходимо учитывать нормы, как ранее действовавшего, так и действующего законодательства.

Судом установлено, что 13.04.2017 года истица Сергиенко И.М. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.

Ответчиком было отказано, о чем вынесено решение от 13.06.2017 года № в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Из решения об отказе в установлении пенсии от 13.06.2017 года № (л.д. 9-12) следует, что комиссия определила размер стажа на соответствующих видах работ с учетом постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. №781- 26 лет 01месяц 27 дней, с учетом постановления п. 3,4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ – 28 лет 05 месяцев 01 день, с учетом Постановления Конституционного Суда № 2-П – 29 лет 02 месяца 18 дней. При этом комиссия рекомендовала не учитывать в специальный стаж Сергиенко И.М. период работы в должности медицинской сестры микрохирургического отделения с 01.11.1999 г. по 12.04.2017 г. в Омской клинической офтальмологической больнице не зачтен в специальный стаж как один год работы за один год и шесть месяцев, так как согласно п. 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066, а также и.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 должность медицинской сестры микрохирургического отделения не предусмотрена для льготного исчисления стажа. Согласно Постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г. « Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» не зачтен в специальный стаж в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев период отпуска по уходу за ребенком с 12.09.1991 г. по 30.09.1993 г., так как льготному исчислению подлежат только периоды работы. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 г. « Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп.20 п. 1 ст. 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г. не зачтены в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды: курсы повышения квалификации: с 13.04.1998 г. по 14.05.1998 г., с 25.02.2003 г. по 26.03.2003 г., с 13.03.2008 г. по 23.04.2008 г., с 11.09.2013 г. по 01.10.2013 г., донорские дни: с 06.03.2012 г. по 07.03.2012 г., отпуск без сохранения заработной платы: с 25.12.2015 г. по 14.01.2016 г., с 05.07.2016 г. по 11.07.2016 г.. Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона « О страховых пенсиях»№ 400-ФЗ от 28.12.2013 г., не зачтены в страховой стаж периоды с 25.12.2015 г. по 14.01.2016 г., с 05.07.2016 г. по 11.07.2016 г., т.к. в страховой стаж включаются периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. За указанный период не начислялись и не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П вновь принятое законодательство не может служить для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введение в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464.

Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 один год работы в сельской местности или поселке городского типа засчитывается в стаж работы в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца, а работа среднего медицинского персонала независимо от наименования отделения палат хирургического профиля стационара - один год работы за 1 год 6 месяцев.

Указанные условия действовали до 01.11.1999 г., то есть до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066.

Вопросы включения в стаж работы периодов работы с ноября 1999 года регулируются Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правилами исчисления сроков выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066.

Так, пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066, установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

В силу п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением лиц, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца (подпункт "а"); лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев (подпункт "б").

В льготном порядке исчисляется, в частности, работа в должностях и учреждениях, перечисленных в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как один год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года.

В указанном Перечне из числа среднего медицинского персонала предусмотрены операционные медицинские сестры, включая старших, акушерки, включая старших, отделений хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15, 20, 21, 27-30 списка: акушерского, акушерского физиологического; акушерского обсервационного; акушерского патологии беременности; гинекологического, родового (родильного).

Ранее действовавший аналогичный Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066. В этом Перечне из числа среднего медицинского персонала также предусмотрены операционные медицинские сестры, включая старших, акушерки, включая старших, медицинские сестры перевязочных отделений хирургического профиля стационаров: акушерского, акушерского физиологического; акушерского обсервационного; акушерского патологии беременности; гинекологического, родового (родильного).

Судом установлено, что период с 01.02.1997 г. по 31.10.2004 г. Сергиенко И.М. работала в Омской клинической офтальмологической больнице в должности медицинской сестры 2 микрохирургического отделения стационара, в период с 01.11.2004 г. по настоящее время работает в должности медицинской сестры палатной 1 микрохирургического отделения стационара в Омской клинической офтальмологической больнице (л.д. 26-28, 29-30).

При таких обстоятельствах, работа истца, хотя и протекала в отделении хирургического профиля, однако с 01.11.1999 года работа проходила в должности, не дающей право на льготное исчисление специального стажа (медицинская сестра, медицинская сестра палатная), поскольку занимаемая ею должность не поименована в вышеуказанных списках, и включение работы в данной должности в специальный стаж происходит в календарном порядке.

Таким образом, ответчиком правомерно в досудебном порядке был засчитан в специальный стаж истицы период работы с 01.11.1999 г. по 12.04.2017 г. Омской клинической офтальмологической больнице исключительно в календарном исчислении.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Вместе с тем, суд не может согласиться с позицией ответчика относительно не включения в специальный стаж истицы периодов нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком 12.09.1991 г. по 30.09.1993 г. в льготном порядке на основании следующего.

Согласно п. 2 Постановления от 06.09.1991 года N 464 в льготном порядке как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев производится исчисление сроков выслуги, в том числе, врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. № 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введение нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно п. 7 совместного Постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 27 Постановления от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Таким образом, суд приходит к выводу о включении в специальный стаж вышеуказанного периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 12.09.1991 года по 30.09.1993 года в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, поскольку данный отпуск начался до 06.10.1992 года, а работа в должности, в которой работала истец в тот период, подлежала включению в специальный стаж в льготном порядке.

Ответчиком также не включены в специальный стаж Сергиенко И.М. периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 13.04.1998 г. по 14.05.1998 г., с 25.02.2003 г. по 26.03.2003 г., с 13.03.2008 г. по 23.04.2008 г., с 11.09.2013 г. по 01.10.2013 г..

Нахождения Сергиенко И.М. в указанные периоды на курсах повышения квалификации сторонами не оспаривается и подтверждается справкой, уточняющей особый характер и условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии (л.д. 29-30).

Суд считает, что указанные выше периоды ответчиком необоснованно исключены из специального стажа.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, в стаж работы для назначения досрочной пенсии засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, поскольку работодатель не прекращает производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в данный период. Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации являются обязательным условием выполнения работы.

Согласно рекомендации Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношении прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров и других положений, соответствующих национальной практике.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что повышение квалификации является обязательным условием для дальнейшего выполнения медицинским работником профессиональных должностных обязанностей, суд считает необходимым включить в специальный стаж истца Сергиенко И.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

При этом, учитывая, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направляется на курсы с сохранением заработной платы, из которой работодатель производит отчисление страховых взносов в ПФ РФ, то исчисление стажа в данный период времени производится в том же порядке, что и соответствующая профессиональная деятельность.

Поэтому период нахождения истца на курсах повышения квалификации с 13.04.1998 г. по 14.05.1998 г. включается в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, а периоды с 25.02.2003 г. по 26.03.2003 г., с 13.03.2008 г. по 23.04.2008 г., с 11.09.2013 г. по 01.10.2013 г. включаются в календарном исчислении.

Не включение в специальный стаж данных периодов влечет необоснованное ограничение объема его пенсионных прав.

При этом, суд приходит к выводу, что при включении указанных выше периодов в специальный стаж, право на пенсию у истца наступает с 13.04.2017 года, поскольку специальный стаж на данную дату превышал требуемый 30 лет.

При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании положений ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования истца удовлетворить в части.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска включить в специальный стаж работы Сергиенко И.М., дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, следующие периоды:

- периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком: с 12.09.1991 г. по 30.09.1993 г. – в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

- периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 13.04.1998 г. по 14.05.1998 г. - в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, с 25.02.2003 г. по 26.03.2003 г., с 13.03.2008 г. по 23.04.2008 г., с 11.09.2013 г. по 01.10.2013 г. - в календарном исчислении.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска назначить Сергиенко И.М. досрочную трудовую пенсию по старости с 13.04.2017 года.

Взыскать с Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Центральном АО г. Омска в пользу Сергиенко И.М. расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд с подачей жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 03.10.2017 года.

Судья:                               Ю.В. Гунгер