Решение суда о возложении обязанности включить в стаж для расчета пенсии периода обучения № 2-1571/2017 ~ М-547/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

дело № 2-1571/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«24» апреля 2017 года                                г. Челябинск

Калининский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Максимовой Н.А.,

при секретаре Гиниятулиной Е.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаброва Е. И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г.Челябинска о возложении обязанности включить в стаж для расчета пенсии периода обучения,

УСТАНОВИЛ:

Шабров Е.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г. Челябинска (далее по тексту – УПФР в Калининском районе г. Челябинска) о возложении обязанности включить в стаж для расчета пенсии периода обучения в Уральском лесотехническом институте в период с (дата) по (дата) (л.д.4-6, 17).

В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с (дата) по (дата) по направлению работодателя – Кыштымского леспромхоза обучался в Уральском лесотехническом институте за счет средств предприятия, за время обучения работодатель выплачивал стипендию за счет фонда заработной платы леспромхоза, с этой суммы уплачивались взносы на государственное социальное страхование в пенсионный фонд. В настоящее время истец является получателем пенсии по старости, при этом ответчик неправомерно исключил период обучения в Уральском лесотехническом институте в период с (дата) по (дата) из стажа для определения размера пенсии.

Истец Шабров Е.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал в объеме и по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика УПФР в Калининском районе г.Челябинска ***, действующая на основании доверенности от (дата), против удовлетворения заявленных требований возражала, ссылаясь на то, что для определения права на пенсию на дату её назначения учтён весь страховой стаж. В соответствии с положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» включение в подсчет общего трудового стажа периодов обучения не предусмотрено. Учеба может быть включена в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а до его создания в фонд социального страхования, однако доказательств уплаты взносов за спорный период времени не представлено. Кроме того, истцом не представлено доказательств, что в спорный период времени он осуществлял трудовую деятельность.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав их по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не находит по следующим основаниям

В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В то же время, Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий, не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления, право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом.

В частности, до 01 января 2002 года пенсии неработающих граждан могли определяться по двум вариантам: по Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», либо по Федеральному закону от 21 июля 2001 года № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» с применением индивидуального коэффициента пенсионера.

С 01 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с введением в действие которого при установлении трудовой пенсии осуществлялась оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в части, не противоречащей ему (ч.ч. 1 и 3 ст. 36).

В частности положения ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6) как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (п.2).

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

В силу п. 3, п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, при этом в вышеуказанных пунктах приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами.

В п.3 и в п.4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приведен разный перечень периодов, которые включаются в общий трудовой стаж для определения расчетного размера трудовой пенсии по конкретному пункту.

В частности, п.3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает возможность включения в общий трудовой стаж периодов учебы (подготовки к профессиональной деятельности), в то время как по п.4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж учитываются периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.

Как установлено судом и сторонами по делу не оспаривалось, с (дата) истец Шабров Е.И. являлся получателем пенсии по старости в соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», с 01 января 2002 года – в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д.36, 49), при этом оценка его пенсионных прав по состоянию на 01 января 2002 года произведена в соответствии с п.3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Как следует из ответа УПФР в Калининском районе г.Челябинска на судебный запрос, общий трудовой стаж истца по состоянию на 01 января 2002 года составил 51 год 11 месяцев 08 дней, в том числе с учетом периода обучения со (дата) по (дата) (л.д.38), однако размер пенсии в соответствии с п.3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исчислен без учета периода обучения.

Оценивая возможность включения спорного периода с (дата) по (дата) в стаж работы для исчисления размера пенсии, суд учитывает, что согласно приказу по Кыштымскому леспромхозу №/к от (дата) Шабров Е.И. был зачислен в штат Кыштымского лесничества в качестве помощника лесничего (л.д.59-60).

Приказом директора леспромхоза №/к от (дата) на основании извещения Уральского лесотехнического института Шабров Е.И. был уволен в связи с зачислением в институт, на бухгалтерию возложена обязанность выплачивать ему зарплату за период сдачи экзаменов и в дальнейшем выплачивать стипендию из расчета 33 рубля 35 копеек (л.д.63).

Приказом по Кыштымскому леспромхозу № от (дата) прибывший на работу после окончания Уральского лесотехнического института Шабров Е.И. назначен на должность инженера охраны и защиты леса с (дата) с окладом согласно штатному расписанию (л.д.64).

В представленных расчетных ведомостях за октябрь (дата) года, декабрь (дата) года (л.д.66,67) сведения о каких-либо обязательных отчислениях, производимых работодателем, отсутствуют.

За (дата) годы расчетные ведомости сданы в архивный отдел Кыштымского городского округа Челябинской области частично, при этом фамилия Шабров Е.И. в имеющихся расчетных ведомостях отсутствует (л.д.62).

Согласно архивной справке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный лесотехнический университет» с (дата) Шабров Е.И. обучался в Уральском государственном лесотехническом университете на дневном отделении института леса и природопользования, с (дата) исключен из списков студентов института (л.д.30-33).

В судебном заседании истец не оспаривал, что в период с (дата) по (дата) трудовую деятельность в Кыштымском леспромхозе не осуществлял, поскольку обучался по очной форме обучения в Уральском лесотехническом институте.

Совокупность указанных выше доказательств и обстоятельств бесспорно подтверждает, что в спорный период времени истец Шабров Е.И. обучался на дневном отделении института, трудовую деятельность не осуществлял.

Учитывая, что оценка пенсионных прав Шаброва Е.И. по состоянию на 01 января 2002 года произведена в соответствии с п.3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента с учетом п.4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», как то предусмотрено п.1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» в установленном порядке истец не обращался, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и включения в стаж для определения размера пенсии периода обучения, суд не усматривает, поскольку возможности смешения формул подсчета размеров трудовых пенсий граждан, указанных соответственно в п.п. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующее законодательство не предусматривает.

При этом суд обращает внимание, что исходя из представленного ответчиком расчета при исчислении пенсии с учетом п.3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер пенсии истца значительно больше, чем при исчислении пенсии с учетом п.4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (л.д.35-40, 70-83), а потому даже при обращении Шаброва Е.И. в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента с учетом п.4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» увеличение размера его пенсии не произойдет.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 193, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Шаброва Е. И. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе г.Челябинска о возложении обязанности включить в стаж для расчета пенсии периода обучения отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г.Челябинска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий                     Н.А. Максимова