Решение суда о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ № 2-

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-2117/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,

при секретаре Шестаковой М.Р.,

с участием истца Котраховой 1ИО., ее представителя, действующей на основании ордера адвоката Щербаковой 2ИО.,

представителей ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующих на основании доверенностей Улановой 3ИО., Тимофеевой 4ИО.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Котраховой 1ИО к УПФР в г. Воронеже Воронежской области о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Котрахова 1ИО. обратилась в УПФР в г. Воронеже Воронежской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» от 28.09.2016 года №400-ФЗ истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения данного вида пенсии продолжительностью 30 лет.

Не согласившись с указанным решением, Котрахова 1ИО. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, просит (с учетом уточненного искового заявления) обязать ответчика включить в специальный стаж в календарном исчислении периоды работы: с 14.05.1987 года по 02.03.1989 года в должности медсестры в здравпункте ОАО «Рудгормаш», с 03.03.1989 года по 01.01.1991 года, с 15.06.1991 года по 20.02.1992 года в должности медсестры в цехе здоровья № ОАО «Рудгормаш», с 01.11.1999 года по 31.12.2006 года в должности фельдшера в медсанчасти, являющейся структурным подразделением ОАО «Рудгормаш», с 21.11.2011 года по 01.05.2012 года в должности фельдшера в поликлинике, являющейся структурным подразделением ЗАО «Управляющая горная машиностроительная компания – Рудгормаш», 163 дня в 1991 году. Признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Котрахова 1ИО., ее представитель, действующая на основании ордера адвокат Щербакова 2ИО., заявленные исковые требования поддержали, просят суд их удовлетворить.

Представители ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующие на основании доверенностей Уланова 3ИО., Тимофеева 4ИО., в судебном заседании заявленные исковые требования не признали, просят в их удовлетворении отказать. Суду представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

С ДД.ММ.ГГГГ введен в действие Федеральный Закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, который одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30-33 Закона). Ранее такой порядок регулировался Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.

Учитывая, что истец с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости обратилась в УПФР в г. Воронеже Воронежской области ДД.ММ.ГГГГ, к данным правоотношениям применяется Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ (далее – Закон).

Право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста, урегулировано подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Аналогичные положения содержались в п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ, утратившим силу с 01.01.2015 года.

Согласно п. 2 ст. 30 Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 30 Закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Как предусмотрено п. 4 ст. 30 Закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии с п. 5 ст. 30 Закона в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года №665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (действует с 01.01.2015 г.) установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П действующее законодательство не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся начисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Таким образом, право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения за периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П может определяться на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464 и Постановления Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 г.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ №1066 от 22.09.1999 г. «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» (далее – Постановление № 1066) установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, а периоды работы после указанной даты – в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Правила, утвержденные п. 1 настоящего постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 01.11.1999 года. В соответствии с п. 1 Правил в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066.

В соответствии с п.п. б п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - Перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

В судебном заседании установлено, что решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения данного вида пенсии продолжительностью 30 лет.

Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области истцу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не включены следующие периоды работы:

- в ОАО «Рудгормаш»: с 14.05.1987 года по 02.03.1989 года в должности медсестры в здравпункте, с 03.03.1989 года по 01.01.1991 года, с 15.06.1991 года по 20.02.1992 года в должности медсестры в цехе здоровья №, так как наименование учреждения не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка…, утвержденного постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года №781. Кроме того, наименование структурных подразделений не предусмотрено п. 6 Правил…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781;

- с медсанчасти, являющейся структурным подразделением ОАО «Рудгормаш» с 01.11.1999 года по 31.12.2006 года в должности фельдшера, так как не выполнено условие п. 4 Правил…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, где отражено, что в специальный стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 01.11.1999 года засчитываются периоды работы в должностях, указанных в Списке при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. В сведениях персонифицированного учета за данный период не отражены сведения о специальном стаже, а в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона и п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей прав на досрчное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 21.02.2011 года №258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», при подсчете специального стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

- в поликлинике, являющейся структурным подразделением ЗАО «Управляющая горная машиностроительная компания – Рудгормаш» с 21.11.2011 года по 01.05.2012 года в должности фельдшера, так как работодатель не подтверждает льготный характер работы. В сведениях персонифицированного учета за данный период на отражены сведения о специальном стаже, а в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона и п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей прав на досрчное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 21.02.2011 года №258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», при подсчете специального стажа периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

- отпуск без сохранения заработной платы в 1991 году – 163 дня, в ноябре 1995 года – 24 дня,

- отпуск без сохранения заработной платы с 01.10.2012 года по 28.10.2012 года, так как в соответствии со ст. 11 Закона в страховой стаж включается период работы, который выполнялся на территории РФ застрахованными лицами, при условии, что за этот период начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также указанный период не предусмотрен п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516.

Периоды работы истца в ОАО «Рудгормаш» с 14.05.1987 года по 02.03.1989 года в должности медсестры в здравпункте, с 03.03.1989 года по 01.01.1991 года, с 15.06.1991 года по 20.02.1992 года в должности медсестры в цехе здоровья № не подлежат включению в специальный стаж по следующим основаниям.

Согласно копии трудовой книжки (л.д. 17), копии архивной справки (л.д. 19), копии личной карточки формы Т-2 (л.д. 24-25), копии приказа о приеме на работу (л.д. 29) истец 14.05.1987 года принята в ОАО «Рудгормаш» медсестрой в здравпункт, 03.03.1989 года переведена медсестрой в цех здоровья №, 14.04.1989 года переведена фельдшером в цех здоровья №, где работала до 20.02.1992 года.

ОАО «Рудгормаш» неоднократно преобразовывалось: с 11.1994 года по июнь 1957 года – Воронежский машиностроительный завод (приказ Народного Комиссариата Черной Металлургии от 25.11.1944 года №495), с 06.1957 года по 09.1976 года – Воронежский завод горнообогатительного оборудования, с 09.1976 года по 03.1993 года – Производственное объединение по буровому и транспортному оборудованию «Рудгормаш» (ПО «Рудгормаш» г. Воронеж) (приказ Министерства тяжелого и транспортного машиностроения СССР от 14.09.1976 года №285), с 03.1993 года по 10.1996 года – Акционерное общество открытого типа «Рудгормаш» (АООТ «Рудгормаш» (решение от 31.03.1993 года №1087 Комитета по управлению госимуществом Воронежской области), с 10.1996 года – открытое акционерное общество по буровому и транспортному оборудованию «Рудгормаш» (ОАО «Рудгормаш») (протокол решения общего собрания акционеров от 29.06.1996 года №2), с 06.2002 года – открытое акционерное общество «Рудгормаш» (приказ от 26.06.2002 года №252-а. ЗАО «РудГорМаш» образовано в 2003 году в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах». На основании решения Арбитражного суда Воронежской области от 18.05.2011 года ЗАО «РудГорМаш» признано несостоятельным (банкротом). Открыто конкурсное производство. На основании определения Арбитражного суда Воронежской области от 29.05.2013 года конкурсное производство в отношении ЗАО «РудГорМаш» завершено.

Ф и

Согласно положению о здравпункте (л.д. 30-37) здравпункт является самостоятельным структурным подразделением ООО «УГМК Рудгормаш-Воронеж», основными задачами которого являются оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи работникам Общества с целью снижения общей и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма, трудопотерь по болезни и инвалидности, проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей автототранспортных средств Общества, осуществление контроля состояния здоровья работающих и условий их труда. Здравпункт непосредственно подчиняется заместителю генерального директора по кадровой и корпоративной политике.

В силу подпункта "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Из приведенных норм права следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при наличии одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях.

Между тем из Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, усматривается, что в разделе "Наименование учреждений" такие наименования учреждений, как открытое акционерное общество и лечебный цех открытого акционерного общества, осуществляющие медицинскую деятельность, не предусмотрены

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В пункте 1 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) было предусмотрено, что акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с данным Кодексом и законом об акционерных обществах. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяются также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий (пункт 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей, в связи с чем входящее в акционерное общество структурное подразделение не может являться учреждением.

Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).

В спорные периоды истец работала в должности медицинской сестры в здравпункте и цехе здоровья № ОАО «Рудгормаш».

ОАО «Рудгормаш» и его структурные подразделения – здравпункт и цех здоровья №, не являлись учреждением здравоохранения и не были поименованы в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 22 июля 1982 г. N 715, в Номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 3 ноября 1999 г. N 395, в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 3 июня 2003 г. N 229, в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. N 627.

В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 529н, здравпункты и цех здоровья акционерных обществ в качестве учреждений здравоохранения также не указаны.

Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, здравпункт и цех здоровья акционерного общества не могу быть отнесены к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе подтверждения осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.

Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, характер работы, включаемой в льготном исчислении в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Однако в материалах дела отсутствуют документы, выданные в установленном порядке работодателем истцу, подтверждающие, что она в спорные периоды, работая в должности медицинской сестры в здравпункте и цехе здоровья № ОАО «Рудгормаш», имела право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

На основании изложенного, учитывая, что истцом не представлено доказательств осуществления в вышеуказанные периоды лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, не имеется оснований для включения в специальный стаж истца периодов работы в ОАО «Рудгормаш» с 14.05.1987 года по 02.03.1989 года в должности медсестры в здравпункте, с 03.03.1989 года по 01.01.1991 года, с 15.06.1991 года по 20.02.1992 года в должности медсестры в цехе здоровья №.

Поскольку отсутствуют основания, установленные действующим законодательством, для включения вышеуказанных периодов работы в специальный стаж истца, не подлежит включению в специальный стаж период работы истца в 1991 году продолжительностью 163 дня.

Требование истца о включении в специальный стаж периода работы с 01.11.1999 года по 31.12.2006 года в должности фельдшера в медсанчасти ОАО «Рудгормаш» подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно копии трудовой книжки, копии архивной справки (л.д. 19), копии личной карточки формы Т-2, судом установлено, что истец с 21.02.1992 года по 31.03.2008 года работала в качестве фельдшера медсанчасти ОАО «Рудгормаш».

Периоды работы истца в указанной должности в медсанчасти завода с 21.02.1992 года по 31.10.1995 года, с 25.11.1995 года по 31.10.1999 года, с 01.01.2007 года по 31.03.2008 года ответчиком включены в специальный стаж истца. Спорный период не включен в специальный стаж истца, поскольку не выполнено условие п. 4 Правил…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, в сведениях персонифицированного учета за данный период не отражены сведения о специальном стаже.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.

Согласно архивной справке в спорный период истец работала в должности фельдшера в медсанчасти завода, сведений о том, в данный период ученические отпуска, отпуск без сохранения заработной платы, отпуск по уходу за ребенком не предоставлялись, периодов простоя, прогулов, иных отвлечений от работы не имелось. Сведений о том, что истцом в указанный период не выполнялась норма рабочего времени за ставку заработной платы, архивная справка не содержит. Также полная занятость истца в данный период подтверждается копией карточки формы Т-2.

Отсутствие данных в сведениях персонифицированного учета истца по спорным периодам работы, не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение, поскольку обязанность подачи таких сведений лежит на работодателе и не может быть поставлена в вину истцу.

Таким образом, учитывая, что в указанный период истец в течение полного рабочего дня осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в должности и учреждении, которые предусмотрены Списком, данный период подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Требование истца о включении в специальный стаж работы периода продолжительностью 24 дня в ноябре 1995 года и периода с 01.10.2012 года по 28.10.2012 года продолжительностью 28 дней подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно копии трудовой книжки, копии архивной справки, копии справки, уточняющей занятость в соответствующих должностях от 26.12.2016 года, установлено, что истец в период с 21.02.1992 года по 31.03.2008 года работала в должности фельдшера в медсанчасти ОАО «Рудгормаш», в период с 02.05.2012 года по 02.06.2013 года – в должности фельдшера в поликлинике ЗАО «Управляющая горная машиностроительная компания – Рудгормаш».

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы, включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно копии личной карточки формы Т-2 истцу в период с 01.11.1995 года по 30.11.1995 года был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 24 дня (л.д. 28), что также подтверждается копией расчетного листка (л.д. 69). Согласно копии приказа от 27.09.2012 года истцу в период с 01.10.2012 года по 28.10.2012 года предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 дней. Также суду представлена копия объяснительной, подписанной конкурсным управляющим ФИО5, согласно которой истцу в период с 01.10.2012 года по 28.10.2012 года отпуск без сохранения заработной платы предоставлялся за работу по совместительству, а по основному месту работы (фельдшер в поликлинике) был оформлен ежегодный оплачиваемый отпуск. Предоставить корректирующие сведения за 4 квартал 2012 года не представляется возможным, так как закрыта база данных (в связи с признанием предприятия банкротом).

Таким образом, документально подтверждено, что в спорные периоды истцу был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск, в связи с чем данные периоды подлежат включению в специальный стаж истца.

Период работы истца с 21.11.2011 года по 01.05.2012 года в должности фельдшера в поликлинике ЗАО «Управляющая горная машиностроительная компания – Рудгормаш» не подлежит включению в специальный стаж истца по следующим основаниям.

Согласно служебной записке (л.д. 85) период работы с 21.11.2011 года по 01.05.2012 года не может быть зачтен в льготный стаж в связи с отсутствием на данный период в поликлинике лицензии на осуществление медицинской деятельности. В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения о специальном стаже истца в указанный период, что противоречит ч. 2 ст. 14 Закона. Таким образом, работодателем не подтвержден факт льготной работы истца в указанный период, в связи с чем оснований для включения в специальный стаж данного периода не имеется.

На основании изложенного, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости подлежат включению следующие периоды работы: 24 дня в ноябре 1995 года; с 01.11.1999 года по 31.12.2006 года – в должности фельдшера медсанчасти ОАО «Рудгормаш»; с 01.10.2012 года по 28.10.2012 года – в должности фельдшера поликлиники ЗАО «Управляющая горная машиностроительная компания – Рудгормаш». Оснований для включения в специальный стаж истца периодов работы с 14.05.1987 года по 02.03.1989 года в должности медсестры в здравпункте ОАО «Рудгормаш», с 03.03.1989 года по 01.01.1991 года, с 15.06.1991 года по 20.02.1992 года в должности медсестры в цехе здоровья № ОАО «Рудгормаш», с 21.11.2011 года по 01.05.2012 года в должности фельдшера в медсанчасти ЗАО «Управляющая горная машиностроительная компания – Рудгормаш», периода продолжительностью 163 дня в 1991 году не имеется.

Требования истца о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и о возложении на ответчика обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат, поскольку с учетом включения в специальный стаж спорных периодов, специальный стаж истца составит менее 30 лет, что является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Закона.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Котраховой 1ИО к УПФР в г. Воронеже Воронежской области о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ – частично удовлетворить.

Обязать УПФР в г. Воронеже Воронежской области включить Котраховой 1ИО в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ в календарном исчислении следующие периоды работы:

- 24 дня в ноябре 1995 года;

- с 01.11.1999 года по 31.12.2006 года – в должности фельдшера медсанчасти ОАО «Рудгормаш»;

- с 01.10.2012 года по 28.10.2012 года – в должности фельдшера поликлиники ЗАО «Управляющая горная машиностроительная компания – Рудгормаш».

В остальной части исковые требования Котраховой 1ИО оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья: Багрянская В.Ю.

Решение принято в окончательной форме 09.06.2017 года.