Решение суда о восстановлении пенсионных прав № 2-1783/2017 ~ М-1028/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-1783/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«03» августа 2017 года г. Ижевск

Индустриальный районный суд г. Ижевска под председательством судьи Сентяковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Акылбековой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русских ФИО9 к ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» о восстановлении пенсионных прав

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о включении в выслугу лет для перерасчета выплаты пенсии периода службы в Министерстве Внутренних дел и нахождения на военных сборах. Требования мотивировал тем, что в период с -Дата- года по -Дата- год проходил службу в Министерстве обороны. Со -Дата- года по -Дата- года получал пенсию в Министерстве обороны. В -Дата- году в ноябре поступил на службу в Министерство Внутренних дел, уволился на пенсию в -Дата- году. С -Дата- года по -Дата- год получал пенсию от Министерства внутренних дел за выслугу 24 года. В -Дата- году ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» призвал истца на военные сборы, после прохождения которых истец получил очередное воинское звание подполковник. С -Дата- истец перешел на пенсию Министерства обороны, где ему была возобновлена выплата пенсии за 21 год выслуги. Ознакомившись с личным пенсионным делом в Отделе Социального обеспечения ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» истец обнаружил отсутствие учетных данных о прохождении военных сборов. Таким образом, в расчете лет выслуги не было времени пребывания на военных сборах, что предусмотрено п. 29 Постановления Правительства РФ от 29 мая 2006 года №333.

В ходе рассмотрения дела, истец изменил частично предмет исковых требований, просил обязать ответчика включить в выслугу лет для перерасчета выплаты пенсии период службы в Министерстве внутренних дел с -Дата- по -Дата- и период нахождения на военных сборах с -Дата- по -Дата-.

В судебном заседании истец Русских ФИО10 на исковых требованиях настаивал, дал пояснения аналогичные изложенному в исковом заявлении.

Представитель ответчика Курбатова С.Б., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала, просила в удовлетворении иска отказать, поддержала письменные возражения на исковое заявление, в которых указала на отсутствие правовых оснований для перерасчета военной пенсии Русских ФИО11 В силу ст. 14 Закона РФ №4468-1, истец был поставлен на пенсионный учет и ему назначена пенсия в размере, по ранее назначенным нормам. Таким образом, в силу закона производить перерасчет пенсии с учетом службы в системе МВД, у ответчика правовые основания отсутствовали. Учитывая, что истец проходил военные сборы в 2008 года, после окончания военной службы в системе Минобороны России в 1990 году, следовательно, им выполнялись лишь некоторые обязанности военной службы, которые нельзя отнести к прохождению военной службы.

Суд, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Истец Русских ФИО12 проходил военную службу в Вооруженных силах СССР с -Дата- по -Дата-, в том числе на льготных условиях с -Дата- по -Дата-. Данное обстоятельство выпиской из приказа Минобороны СССР (по личному составу) от -Дата-, расчетом выслуги лет военнослужащего на пенсию, расчетом за выслугу лет.

При увольнении из Вооруженных Сил СССР Русских ФИО13, на основании личного заявления о назначении пенсии от -Дата-, назначена пенсия по линии Министерства обороны Российской Федерации с -Дата-, в связи с увольнением с военной службы за выслугу 21 год на основании расчета выслуги лет, составленного финансовой службой Приволжско-Уральского округа.

С -Дата- выплата пенсии приостановлена в связи с поступлением на службу в органы МВД, что подтверждается справкой от -Дата- и выпиской из приказа МВД УР от -Дата- №

В период с -Дата- по -Дата- истец проходил службу в МВД.

После увольнения из органов МВД Русских ФИО14 назначена пенсия с учетом службы в органах внутренних дел и военной службы в системе МВД. Согласно справке № от -Дата-, выданной МВД по УР, пенсия по линии МВД назначена и выплачивалась истцу в период с -Дата- по -Дата-.

-Дата- Русских ФИО15 обратился в Отдел (военного комиссариата УР по Первомайскому и ...м ... и ...) с заявлением о назначении (возобновлении) пенсии.

С -Дата- Русских ФИО16 снят с пенсионного обеспечения по линии МВД и снова поставлен на пенсионный учет В ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики», где ему возобновлена пенсия по линии Министерства обороны РФ. Данное обстоятельство подтверждается разрешением серии А №.

Виды пенсий, пособий и компенсаций, порядок их назначения и выплаты, а также перерасчет ранее назначенных пенсий, пособий и исчисление выслуги лет установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее- Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1).

Согласно положениям статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на службу в органы внутренних дел, выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

В статье 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 установлено, что в случае повторного определения на службу в органы внутренних дел, лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Конституционного Суда РФ N 6-П от 18 марта 2004 года и Определении Конституционного Суда РФ от 09.11.2004 года N 320-О, предписание, содержащееся в части второй статьи 14 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" означает, что такие лица вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант - либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им по последнему месту службы, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет.

Таким образом, названные правовые нормы в их конституционно-правовом смысле указывают, что повторное поступление на службу лиц, получающих пенсию за выслугу лет, и приобретение ими вновь статуса сотрудника правоохранительных органов не может и не должно иметь своим результатом снижение размера пенсионного обеспечения за выслугу лет по сравнению с тем, который они имели бы, продолжая находиться на пенсии и при увольнении со службы данные лица вправе обратиться за возобновлением выплаты ранее приостановленной пенсии.

Часть 1 статьи 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 определяет составляющие элементы денежного довольствия, которые подлежат применению для исчисления пенсии в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Для исчисления пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Из содержания указанной нормы Закона следует, что для исчисления пенсии подлежит учету оклад по воинской должности, занимаемой лицом на момент увольнения.

Поскольку положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не предусматривают выплату ранее назначенной пенсии с учетом полученной в последующем выслуги лет, требования Русских Ф.В. о включении в выслугу лет для перерасчета выплаты пенсии периода службы в Министерстве внутренних дел с -Дата- года по -Дата- года удовлетворению не подлежат.

Требования истца о включении в выслугу лет для перерасчета выплаты пенсии периода нахождения на военных сборах с -Дата- по -Дата- также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Согласно абз.2 п.2 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ на граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее - резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы и членов их семей осуществляется в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 12.02.1992 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» и Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

В силу п.1 ст. 54 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Проведение военных сборов в иных целях не допускается.

В соответствии с п.1 ст. 56 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определяется Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Пунктом 15 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановление Правительства РФ от 29.05.2006 г. № 333 граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы.

Согласно п. 16 Положения о проведении военных сборов, основными задачами учебных сборов приписного состава являются: а) проверка реальности установленных сроков (нормативов) выполнения мобилизационных мероприятий; б) подготовка воинских частей (подразделений) к действиям в условиях проведения мобилизации, военного положения и военного времени; в) подготовка военных комиссариатов к проведению мобилизации людских и транспортных ресурсов на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; г) совершенствование гражданами военных знаний, умений и навыков при исполнении должностных обязанностей; д) подготовка граждан к выполнению первоочередных работ по переводу воинских частей с мирного на военное время.

В соответствии с п.19 Положения о проведении военных сборов, на учебных сборах по подготовке граждан по военно-учетным специальностям проводятся: а) подготовка офицеров запаса на вышестоящие должности; б) подготовка офицеров запаса из числа прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов запаса; в) подготовка, переподготовка граждан и совершенствование их военных знаний, умений и навыков по требуемым военно-учетным специальностям и воинским должностям, в том числе на новых образцах вооружения и военной техники; г) подготовка к военной службе граждан, ранее не прошедших военную службу, с присвоением им соответствующих военно-учетных специальностей.

Согласно п.29 Положения о проведении военных сборов, время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются соответствующие записи в документах воинского учета.

В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. № 1237, прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы.Согласно ч. 3 ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается военная служба.

В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 и пунктами 8 и 9 постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941, пенсии уволенным с военной службы военнослужащим назначаются исходя из оклада по последней штатной должности, оклада по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентной надбавки за выслугу лет, исчисленную из окладов. При этом, право на пенсию и размер пенсии напрямую зависит от выслуги лет, рассчитанной на день увольнения с военной службы (статьи 13 и 14 Закона).

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами время прохождения военных сборов засчитывается в выслугу лет при назначении пенсии после увольнения со службы.

Рассчитанная перед увольнением с военной службы выслуга лет подлежит перерасчету только в случае повторного поступления на военную службу (назначение на должность) и последующее увольнение со службы.

Истец вновь на военную службу не принимался.

Определением Конституционного Суда РФ от 03.04.2007 № 338-О-О, разъяснено, что Федеральный закон "О статусе военнослужащих", как указывается в его преамбуле, определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, для чего в статье 2 приведен круг лиц, имеющих статус военнослужащих.

В абзаце втором пункта 2 статьи 2 данного Федерального закона федеральный законодатель, действуя в пределах своих полномочий, установил, что на граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, т.е. предоставил им иной, чем у военнослужащих, статус с учетом объективных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов: граждане, призванные на военные сборы, не исполняют военную службу (к особенностям которой относятся ограничение военнослужащих в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах, детальность правового регулирования военно-служебных отношений, обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан и др.), а проходят подготовку к ней, что влечет за собой существенные отличия в объеме и характере обязанностей, возлагаемых на эти категории граждан, и условиях их выполнения (п.3).

Из пунктов 16 и 19 Положения о проведении военных сборов, следует, что при проведении военных сборов осуществляется совершенствование гражданами военных знаний, умений и навыков при исполнении должностных обязанностей, а так же осуществляется подготовка, переподготовка граждан по требуемым военноучетным специальностям и воинским должностям.

Таким образом, граждане, призванные на военные сборы, не проходят военную службу, а лишь исполняют обязанности военной службы, и статус военнослужащих не распространяется на них в полном объеме.

Анализ вышеназванных правовых норм, позволяет суду сделать вывод о том, что действующее законодательство предоставляет гражданам, призванным на военные сборы иной, чем у военнослужащих статус, с учетом объективных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов. Рассчитанная перед увольнением с военной службы выслуга лет на пенсию подлежит перерасчету только в случае повторного поступления на военную службу и последующего увольнения с военной службы.

Поскольку материалами дела установлено, что Русских ФИО17 проходил военные сборы в -Дата- году, после окончания военной службы в системе Минобороны России в -Дата- году, следовательно, им выполнялись лишь некоторые обязанности военной службы, которые нельзя отнести к прохождению военной службы.

При указанных обстоятельствах, отсутствуют основания для включения периода нахождения истца военных сборах с -Дата- по -Дата- в выслугу лет для перерасчета пенсии.

Доводы искового заявления со ссылкой на п.29 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 года №333, о том, что время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, не опровергает правильность действий ответчика по отказу в перерасчете выслуги лет по обращению истца в -Дата- году, поскольку основаны на субъективном толковании данного пункта Положения без взаимосвязи с другими нормативными актами, регулирующими спорные правоотношения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Русских ФИО18 к ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» о включении в выслугу лет для перерасчета пенсии периода службы в Министерстве внутренних дел с -Дата- по -Дата- и периода нахождения на военных сборах с -Дата- по -Дата- отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Индустриальный районный суд г. Ижевска.

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 11 августа 2017 года.

Судья                         Сентякова Н.А.