Решение суда о восстановлении пенсионных прав № 2-1270/2017 ~ М-483/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № – 1270/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

...                                   17 мая 2017 года

Индустриальный районный суд ... в составе:

судьи Кочеткова Д.В.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щелчковой ЛЯ к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивировал тем, что решением № от -Дата- ответчик отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, исключив из подсчета стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды нахождения истицы в частично-оплачиваемых отпусках, учебных отпусках, периоды, в которые, по мнению ответчика, истцом не была выработана норма педагогической нагрузки. Просит признать незаконным решение ответчика, обязать досрочно назначить страховую пенсию с момента возникновения права, взыскать с ответчика судебные расходы.

В судебное заседание истица не явилась, извещалась о времени и месте рассмотрения дела, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель истца Замостьянова Т.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Созонова Е.Г., в судебном заседании исковые требования не признала, указав на законность вынесенного ответчиком решения, поддержала доводы, изложенные в решении Управления об отказе в назначении пенсии истцу.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.

Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав обстоятельства дела, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению как законные и обоснованные.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела:

Согласно трудовой книжке серии АТ - V №, Щелчкова (ФИО9) ФИО8, -Дата- года рождения, работала в периоды:

- с -Дата- по -Дата- в должности воспитателя детского сада №;

- с -Дата- по настоящее время в должности воспитателя МБДОУ №.

В периоды с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- истица находилась в частично-оплачиваемых отпусках.

В периоды -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- -Дата-, -Дата-, с -Дата- по -Дата- истица находилась в ученических отпусках.

В периоды с -Дата- по -Дата-, -Дата- по -Дата- истцом выполнена норма учебной (педагогической) нагрузки, установленной за ставку заработной платы, из расчета не менее 6 часов в день или не менее 30 часов в неделю.

Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются и подтверждаются копиями справки № от -Дата- МБДОУ № с приложением, уточняющей справки от -Дата- № ОАО «Ижевский механический завод».

-Дата- истица обратилась с письменным заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о досрочном назначении ей страховой пенсии по старости как педагогическому работнику.

-Дата- решением № Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики истице на основании п.п.19 п.1 ст. 30 Федерального закона от -Дата- №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия на дату обращения требуемых 25 лет стажа педагогической деятельности.

Из содержания решения усматривается, что ответчиком не включены в специальный стаж истца периоды работы, когда не была выполнена норма педагогической нагрузки, установленная за ставку заработной платы, в количестве 36 часов в неделю, периоды нахождения истицы в частично-оплачиваемых отпусках, периоды нахождения истицы в учебных отпусках.

Ответчиком установлен на -Дата- стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии 23 года 8 мес. 13 дней.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от -Дата- №400-ФЗ «О страховых пенсиях», (далее- Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 8 возраста, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона №400-ФЗ обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона №400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Согласно статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п.3); периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п.4).

Согласно п.1 статьи 35 Федерального закона №400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2016 году составляет семь лет.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 №400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей включаются периоды работы воспитателем детского сада (п.1 раздела «Наименование должностей», п. 1.8. раздела «Наименование учреждений» вышеуказанного Списка).

С учетом изложенного, обязательными условиями для досрочного назначения трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), в данном случае - не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, подтвержденной соответствующими документами.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец обратился с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет) в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение -Дата-.

Периоды работы истца в должности воспитателя, в которые, по мнению ответчика, истцом не была выработана норма педагогической нагрузки, подлежат включению в специальный трудовой стаж истца по следующим основаниям.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы "...начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы (должностной оклад)...".

Статья 333 Трудового кодекса РФ устанавливает, что "в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти".

В связи с чем, постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы на ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (далее по тексту - постановление Правительства РФ N 191) была установлена норма часов педагогической работы на ставку заработной платы: 36 часов в неделю - воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Кроме того, в соответствии с письмом Министерства Образования РФ от -Дата- №, норма педагогической нагрузки, за которую выплачивалась ставка заработной платы, для воспитателей дошкольных учреждений была определена в количестве 36 часов в неделю.

В соответствии со ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом, более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства Удмуртской Республики от 29 сентября 1995 года N 82/258 "О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений", с изменениями от 31 января и 31 марта 2000 года, воспитателям детских дошкольных учреждений была снижена учебная нагрузка до 30 часов в неделю с учетом затраты времени на подготовку к учебным занятиям и работу с родителями.

Таким образом, нормативным правовым актом субъекта РФ воспитателям детских дошкольных учреждений был установлен более высокий уровень трудовых прав и гарантий по сравнению с установленными нормативным правовым актом РФ, обеспечение которых отнесено к бюджету Удмуртской Республики и бюджетам городов и районов Удмуртской Республики (п. 8 постановления УР N 82/258).

Несмотря на снижение педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы воспитателям детских дошкольных учреждений, размер ставки заработной платы (должностной оклад) не изменился. Поэтому все удержания из заработка, в том числе, и в Пенсионный фонд производились в соответствующем полном размере от полной ставки заработной платы, без ограничения от нормы фактически отработанных часов.

Исходя из требований ст. 55 п. 3 Конституции РФ следует, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 года, установившее норму педагогической нагрузки для педагогических работников дошкольных учреждений в 36 часов в неделю ухудшает уровень трудовых прав работников данной категории субъекта РФ - Удмуртской Республики. С учетом того, что статьями 11, 12 и ч. 2 ст. 13 ТК РФ предусмотрен порядок действия законов и иных нормативных актов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права во времени и пространстве, суд признает, что постановление УР N 82/258 от 29.09.1995 года подлежит применению на территории УР.

Периоды частично-оплачиваемых отпусков подлежат включению в педагогический стаж истца, поскольку действовавшие в спорный период Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067, не содержали запрета на включение данных периодов в специальный педагогический стаж.

В постановлении Конституционного Суда РФ №18-П от 15 июня 1998 года указано, что «права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой деятельности или иной общественно полезной деятельности. Пенсии по старости, за выслугу лет и другие пенсии, назначаемые в связи с трудовой и иной деятельностью, … заслужены предшествующим трудом … этим предопределяется содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий».

Учитывая изложенное, суд считает, что, отказывая в зачете в педагогический стаж истца периодов нахождения ее в частично- оплачиваемых отпусках в периоды до -Дата-, когда она не по своей вине, по независящим от нее причинам, не могла выполнять трудовые обязанности, орган пенсионного обеспечения неправомерно ограничил ее в пенсионных правах и поставил в неравные условия с другими категориями граждан, что ограничивает конституционные права истца на социальное обеспечение.

Периоды ученических отпусков во время работы истца в должности воспитателя детского сада, подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по следующим основаниям.

В п. 21 Рекомендации Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Действующими в спорные периоды КЗоТ РФ и Трудовым кодексом РФ (глава 26) работникам, совмещающим труд с обучением, гарантируются такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.

На время нахождения работника в учебных отпусках трудовые отношения с ним также не прекращаются, ему предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, во время которого сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

Кроме того, согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы по специальности включаются периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Таким образом, нахождение в ученическом отпуске законодателем приравнивается к выполнению работником своих трудовых обязанностей.

Истица находилась в ученических отпусках во время работы в должности и учреждении, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Таким образом, поскольку в периоды ученических отпусков истица не прекращала трудовые отношения с работодателем, исполняла трудовую функцию, данные периоды подлежат включению в специальный стаж в целях оценки пенсионных прав истицы.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат включению периоды нахождения истца в ученических отпусках.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат включению следующие периоды работы истицы:

- периоды нахождения истицы в частично-оплачиваемых отпусках с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата- – 3 мес. 05 дней,

- периоды, в которые, по мнению ответчика, истицей не была выработана норма педагогической нагрузки с -Дата- по -Дата-, -Дата- по -Дата- – 1 год;

- периоды нахождения истицы в ученических отпусках -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- по -Дата-, с -Дата- -Дата-,, -Дата-, с -Дата- по -Дата- – 2 мес. 13 дней.

Итого 1 год 05 мес. 18 дней в календарном исчислении.

При подсчете стажа суд руководствовался п. 35 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555, согласно которого исчисление периодов работы, производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

При включении в стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, составляющий на -Дата- 23 года 08 мес. 13 дней, спорных периодов работы сроком 1 год 05 мес. 18 дней, стаж истца составит 25 лет 02 месяца 01 день, что позволяет принять решение о досрочном назначении истице страховой пенсии по старости со дня обращения к ответчику с заявлением о ее назначении, то есть с -Дата-.

Поскольку вынесенное ответчиком решение об отказе в назначении пенсии истице не соответствует требованиям пенсионного законодательства, при расчете стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости ответчиком неверно исчислен стаж истицы на день обращения в пенсионный орган и неверно определена дата возникновения права истицы на назначение пенсии, данное решение подлежит отмене.

Расходы истца по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., нотариальной доверенности 1000 руб. подтверждаются документально.

Указанные расходы в соответствии со ст. 94, 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика в пользу истца, поскольку данные расходы понесены истцом в связи с рассмотрением данного гражданского дела, при этом исковые требования истца удовлетворены судом в полном объеме.

Расходы истца по оплате услуг представителя в размере 6000 рублей подтверждаются документально.

При определении размера расходов по оплате услуг представителя, суд учитывает разумность и соразмерность расходов объему работ, выполненных представителем по гражданскому делу, категорию сложности рассматриваемого дела и результат рассмотрения гражданского дела, решением по которому исковые требования удовлетворены. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                        

РЕШИЛ

Исковые требования Щелчковой ЛЯ к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав – удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики № от -Дата- об отказе Щелчковой ЛЯ в досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики досрочно назначить Щелчковой ЛЯ страховую пенсию по старости, как лицу не менее 25 лет проработавшему в учреждениях для детей, независимо от возраста, с -Дата- бессрочно.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики в пользу Щелчковой ЛЯ судебные расходы в размере 6300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики, через Индустриальный районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня его принятия.

Судья:                                    Д.В. Кочетков