Решение суда о включении периодов в стаж работы, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии № 2-3421/2017 ~ М-2817/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело №2-3421/2017    

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2017 года                                г. Уфа

Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Хасановой Г.Р.,

при секретаре Хазаихметовой Э.Т.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО4, (доверенность в материалах дела),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда России в <адрес> Республики Башкортостан о включении периодов в стаж работы, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в <адрес> РБ о включении периодов в стаж работы, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии, мотивируя свои требования тем, что решением ГУ Пенсионного фонда РФ <адрес> РБ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Пенсионным фондом ей засчитано в стаж лечебной деятельности 27 лет 7 месяца 8 дней. При этом в специальный стаж не были зачтены следующие периоды: с <данные изъяты>. – периоды прохождения на курсах повышения (усовершенствования) квалификации (в общей сложности календарно 2 месяц 21 дней).

Также, исходя из Решения Пенсионного фонда ей засчитан в календарном порядке следующий период: с ДД.ММ.ГГГГ. – период нахождения в отпуске по беременности и родам в должности медицинской сестры операционной в операционном отделении ГБУЗ РКБ им. ФИО3 (календарно 9 месяцев 16 день).

Просит решение ГУ Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. признать незаконным, в части не включения в стаж следующих периодов: с ДД.ММ.ГГГГ периоды прохождения на курсах повышения (усовершенствования) квалификации; зачета в специальный стаж в календарном порядке следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ периоды нахождения в отпусках по беременности и родам в должности медицинской сестры операционной в операционном отделении ГБУЗ РКБ им. ФИО3. Засчитать в стаж работы, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии в льготном порядке 1 год как 1 год 6 месяцев следующие периоды работы: : с <данные изъяты>. – периоды прохождения на курсах повышения (усовершенствования) квалификации, с 26.09.2001г. по ДД.ММ.ГГГГ. – периоды нахождения в отпусках по беременности и родам в должности медицинской сестры операционной в операционном отделении ГБУЗ РКБ им. ФИО3.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика УПФ РФ в <адрес> РБ ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, указав, что указанные истцом периоды не подлежат включению в специальный стаж, так как не предусмотрены Правилами № от 11.07.2002г., а период отпуска по беременности и родам не может быть зачтен в стаж в льготном исчислении.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Судом установлено, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ № от 22.06.2017г. ФИО1 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по заявлению от 02.06.2016г. в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местностях и городах.

Стаж лечебной деятельности на ДД.ММ.ГГГГ. составляет 27 лет 7 месяца 8 дней. Не зачтены в стаж лечебной деятельности следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ – периоды прохождения на курсах повышения (усовершенствования) квалификации- так как это не предусмотрено Правилами № от ДД.ММ.ГГГГ., с ДД.ММ.ГГГГ – периоды нахождения в отпусках по беременности и родам в должности медицинской сестры операционной в операционном отделении ГБУЗ РКБ им. ФИО3.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Действующее в настоящее время законодательство, регулирующее вопросы назначения досрочной пенсии медицинским работникам – «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, предусматривает включение в медицинский стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии, периодов работы в должности операционой медицинской сестры операционного блока.

Частью 4 статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Статьями 73,79 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено обязательное прохождение медицинскими работниками курсов повышения (усовершенствования) квалификации с определенной периодичностью, что является основанием допуска работников к занятию медицинской и фармацевтической деятельностью.

Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, в соответствующие страховые фонды (в том числе и в Пенсионный) работодателем производятся установленные законом отчисления из заработной платы работника. Тем самым, указанный период деятельности работника является страховым и поэтому включается в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, как соответствующий требованиям пенсионного законодательства (ст.11 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Аналогичные разъяснения по данному вопросу приведены и в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 1 квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума 14.06.2006г., и опубликованном в «Бюллетене ВС РФ» 2006г. № 9.

Поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как признается истцом и не оспаривается представителем ответчика, ФИО1 находилась на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ В указанные периоды за нею сохранялась средняя заработная плата. Из сумм заработка производились отчисления в Пенсионный фонд по установленным тарифам.

Кроме того, учитывая то, что во время прохождения курсов за нею сохранялось место работы, должность, заработная плата, из которой производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд, а также то, что прохождение курсов является обязательным условием выполнения работы, засчитываемой в специальный стаж в льготном исчислении, истец считает, что периоды прохождения курсов повышения квалификации могут быть исчислены в льготном исчислении как 1 г. работы за 1 г. и 06 мес. т.к. в указанные периоды истец работала в должности медицинской сестры операционной операционного отделения ГБУЗ РКБ им. ФИО3 (аналогичные разъяснения по данному вопросу даны Верховным Судом РБ в «Обзоре по результатам обобщения судебной практики рассмотрения гражданских дел, вытекающих из пенсионных правоотношений за 2008 - 2009 гг.»).

Доводы истца о том, что периоды нахождения истца на курсах повышений квалификации подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, суд считает обоснованными и доказанными.

Период нахождения на больничном листе по беременности и родам ДД.ММ.ГГГГ. в должности медицинской сестры операционной операционного отделения ГБУЗ РКБ им. ФИО3 подлежит исчислению в льготном порядке.

Аналогичная позиция изложена в информационном письме Минтруда Российской Федерации N 7392-ЮЛ, Пенсионного фонда Российской Федерации N ЛЧ-25-25/10067 от ДД.ММ.ГГГГ "О зачете в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщины в отпуске по беременности и родам".

Иными нормативными актами не предусматривается исключение указанных периодов из специального стажа, также как и не содержится указаний по ограничению их исчисления только в календарном порядке.

Таким образом, период нетрудоспособности по беременности и родам подлежит исчислению и зачету в стаж в льготном порядке 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, т.к. в данный период истец работала в должности медицинской сестры операционной операционного отделения ГБУЗ РКБ им. ФИО3.

Истец обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ. Где ей зачли в стаж лечебной деятельности 27 лет 7 месяца 8 дней. С учетом зачтенных судом в стаж лечебной деятельности в льготном порядке периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, разницы исчисления стажа между календарным (исчисленным Пенсионным фондом) и льготным порядком отпуска по беременности и родам специальный стаж истца составляет 28 лет 4 месяцев 23 дня, т.е. стаж ФИО1 на момент ее обращения 28.03.2017г. в пенсионный орган составил менее 30 лет, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии с момента её обращения.

Между тем, в период с момента обращения в Пенсионный фонд до момента наступления права на пенсию ФИО1 продолжала работать (и продолжает работать в настоящее время) на полную ставку в должности медицинской сестры операционной операционного отделения ГБУЗ РКБ им. ФИО3, данный факт подтверждается копией трудовой книжки №.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального Закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГг. «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, с учетом льготного коэффициента 1 год как 1 год и 6 месяцев право на указанную пенсию у ФИО1 возникло с 28.03.2017г. следовательно, ответчик обязан назначить ей пенсию с указанной даты.

Данная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и ДД.ММ.ГГГГ.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд находит исковые требования законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 55-57, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда России в <адрес> Республики Башкортостан о включении периодов в стаж работы, дающим право на досрочное назначение трудовой пенсии – удовлетворить.

Решение Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ № от 22.06.2017г. признать незаконным, в части исключения из специального стажа ФИО1 следующих периодов:

с ДД.ММ.ГГГГ. – периоды прохождения на курсах повышения (усовершенствования) квалификации;

- зачета в специальный стаж в календарном порядке следующего периода:

- период нетрудоспособности по беременности и родам в должности медицинской сестры операционной операционного отделения ГБУЗ РКБ им. ФИО3. с ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости ФИО1 с учетом применения льготного коэффициента 1 год за 1 год и 6 месяцев следующие периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ. – периоды прохождения на курсах повышения (усовершенствования) квалификации;

- период нетрудоспособности по беременности и родам в должности медицинской сестры операционной операционного отделения ГБУЗ РКБ им. ФИО3. с <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Уфы РБ.

Судья п/п Г.Р. Хасанова