Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-3435/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кировский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Крупкиной Е.П.,
при секретаре Шараповой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 августа 2017 года в г. Омске гражданское дело по иску Шипицина А.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в КАО г. Омска о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете размера назначенной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Шипицин А.Н. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска о перерасчете назначенной страховой пенсии по старости с даты ее назначения, взыскании судебных расходов, понесенных при подаче иска в размере 300 рублей в виде оплаченной госпошлины.
ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило заявление истца об уточнении исковых требований, просил обязать ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии за весь период с даты ее назначения и включить в трудовой стаж для начисления пенсии период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 2 года 9 мес. 8 дней учебы в ГПТУ №, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 2 года 2 мес. 24 дня службы в рядах Советской Армии.
В судебном заседании истец поддержал уточненные исковые требования, указав, что данные периоды не включены ответчиком в страховой стаж, размер пенсии исчислен без учета данных периодов.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска – Ивахненко Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку спорные периоды включены пенсионным органом в общий страховой стаж, расчет размера пенсии произведен верно.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ Шипицину А.Н. назначена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Разрешая заявленные истцом требования, суд руководствуется следующим.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии с частью первой статьи 11 указанного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа определены в статье 14 данного Закона.
Так, в силу частей первой, третьей и четвертой указанной статьи при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий трудовой пенсии, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015.
Как следует из пункта 11 данных Правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 января 2015 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Статья 34 ФЗ "О страховых пенсиях" регламентирует перерасчет трудовых пенсий, установленных до вступления в силу данного закона (то есть на 01 января 2015 года) по нормам ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", на основании документов выплатного дела.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58В силу п. 3 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" расчетный размер трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
На основании ст. 30.3 ФЗ от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30.3 указанного ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Аналогичный порядок перерасчета размера пенсии установлен пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 г.
Согласно приведенной статьи, перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. ч. 1, 2 ст. 23 Закона).
Из анализа изложенных нормативных положений следует, перерасчет размера пенсии застрахованного лица производится на основании пакета документов, в который входит заявление, застрахованного лица и документы, подтверждающие обстоятельства, с которыми заявитель связывает наличие у него права на повышение размера получаемой пенсии.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что ответчик допустил ошибку при расчете размера пенсии. Ошибка, по мнению истца, заключается в неверном указании страхового стажа, который составляет более 41 года. Указанный страховой стаж более 41 года подлежит учету для исчисления пенсии с момента ее назначения, в который должны войти спорные периоды.
Согласно диплома №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Шипицин А.Н. в 1971 году поступил и в 1974 году окончил полный курс среднего профессионально-технического училища № г. Омска.
Согласно положениям ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 13 названного Федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом, период обучения учтен пенсионным органом в целях определения права на пенсию.
В военном билете Шипицина А.Н. имеются сведения о прохождении им действительной военной службы в рядах Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Положениями статьи 90, действовавшего в оспариваемый период времени Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", предусматривалось, что служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Таким образом, в совокупности с продолжительностью периода службы в рядах Советской Армии страховой стаж Шипицина А.Н. учтенный при расчете размера страховой пенсии по старости составил 38 лет 07 мес. 26 дней; при определении права на страховую пенсию с учетом периода обучения 41 год 06 мес. 03 дня.
Таким образом, как в настоящее время, так и в спорный период службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период прохождения службы по призыву подлежал включению и включен в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, что и подтверждается материалами выплатного дела.
Согласно сведений, содержащихся в материалах выплатного дела, представленных Шипициным А.Н. при обращении в пенсионный орган период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в общий страховой стаж истца и указан как период обучения, учитываемый в общем трудовом стаже в соответствии с ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ; период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен как период службы в армии по призыву в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона № 400-ФЗ.
Таким образом, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Шипицина А.Н. о возложении на ответчика обязанности включить в трудовой стаж для начисления пенсии период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 2 года 9 мес. 8 дней учебы в ГПТУ №, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 2 года 2 мес. 24 дня службы в рядах Советской Армии, произвести перерасчет размера назначенной страховой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд не находит оснований для взыскания с ответчика в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Шипицина А.Н. о возложении на УПФР в Кировском АО г. Омска обязанность включить в трудовой стаж для начисления пенсии период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 2 года 9 месяца 8 дней учебы в ГПТУ №, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 2 года 2 месяца 24 дня службы в рядах Советской Армии, произвести перерасчет размера назначенной страховой пенсии по старости, взыскании расходов по оплате государственной пошлины отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.П. Крупкина
Решение вступило в законную силу 27.09.2017г. Апелляционным определением оставлено в силе