Решение суда о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете размера назначенной страховой пенсии № 2-3435/2017 ~ М-3457/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-3435/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кировский районный суд г. Омска в составе

председательствующего судьи Крупкиной Е.П.,

при секретаре Шараповой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 03 августа 2017 года в г. Омске гражданское дело по иску Шипицина А.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в КАО г. Омска о включении периодов работы в страховой стаж, перерасчете размера назначенной страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Шипицин А.Н. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска о перерасчете назначенной страховой пенсии по старости с даты ее назначения, взыскании судебных расходов, понесенных при подаче иска в размере 300 рублей в виде оплаченной госпошлины.

ДД.ММ.ГГГГ в суд поступило заявление истца об уточнении исковых требований, просил обязать ответчика произвести перерасчет назначенной пенсии за весь период с даты ее назначения и включить в трудовой стаж для начисления пенсии период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 2 года 9 мес. 8 дней учебы в ГПТУ №, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 2 года 2 мес. 24 дня службы в рядах Советской Армии.

В судебном заседании истец поддержал уточненные исковые требования, указав, что данные периоды не включены ответчиком в страховой стаж, размер пенсии исчислен без учета данных периодов.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска – Ивахненко Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку спорные периоды включены пенсионным органом в общий страховой стаж, расчет размера пенсии произведен верно.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением ГУ УПФ РФ в КАО г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ Шипицину А.Н. назначена страховая пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Разрешая заявленные истцом требования, суд руководствуется следующим.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждому гражданину на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В соответствии с частью первой статьи 11 указанного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа определены в статье 14 данного Закона.

Так, в силу частей первой, третьей и четвертой указанной статьи при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий трудовой пенсии, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015.

Как следует из пункта 11 данных Правил, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 января 2015 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 34 ФЗ "О страховых пенсиях" регламентирует перерасчет трудовых пенсий, установленных до вступления в силу данного закона (то есть на 01 января 2015 года) по нормам ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", на основании документов выплатного дела.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

В силу п. 3 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" расчетный размер трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

На основании ст. 30.3 ФЗ от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30.3 указанного ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.

Аналогичный порядок перерасчета размера пенсии установлен пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 1 января 2015 г.

Согласно приведенной статьи, перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. ч. 1, 2 ст. 23 Закона).

Из анализа изложенных нормативных положений следует, перерасчет размера пенсии застрахованного лица производится на основании пакета документов, в который входит заявление, застрахованного лица и документы, подтверждающие обстоятельства, с которыми заявитель связывает наличие у него права на повышение размера получаемой пенсии.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что ответчик допустил ошибку при расчете размера пенсии. Ошибка, по мнению истца, заключается в неверном указании страхового стажа, который составляет более 41 года. Указанный страховой стаж более 41 года подлежит учету для исчисления пенсии с момента ее назначения, в который должны войти спорные периоды.

Согласно диплома №, выданному ДД.ММ.ГГГГ Шипицин А.Н. в 1971 году поступил и в 1974 году окончил полный курс среднего профессионально-технического училища № г. Омска.

Согласно положениям ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с п. 8 ст. 13 названного Федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Таким образом, период обучения учтен пенсионным органом в целях определения права на пенсию.

В военном билете Шипицина А.Н. имеются сведения о прохождении им действительной военной службы в рядах Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Положениями статьи 90, действовавшего в оспариваемый период времени Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", предусматривалось, что служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

Таким образом, в совокупности с продолжительностью периода службы в рядах Советской Армии страховой стаж Шипицина А.Н. учтенный при расчете размера страховой пенсии по старости составил 38 лет 07 мес. 26 дней; при определении права на страховую пенсию с учетом периода обучения 41 год 06 мес. 03 дня.

Таким образом, как в настоящее время, так и в спорный период службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период прохождения службы по призыву подлежал включению и включен в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, что и подтверждается материалами выплатного дела.

Согласно сведений, содержащихся в материалах выплатного дела, представленных Шипициным А.Н. при обращении в пенсионный орган период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в общий страховой стаж истца и указан как период обучения, учитываемый в общем трудовом стаже в соответствии с ч. 8 ст. 13 Закона № 400-ФЗ; период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен как период службы в армии по призыву в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона № 400-ФЗ.

Таким образом, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Шипицина А.Н. о возложении на ответчика обязанности включить в трудовой стаж для начисления пенсии период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 2 года 9 мес. 8 дней учебы в ГПТУ №, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 2 года 2 мес. 24 дня службы в рядах Советской Армии, произвести перерасчет размера назначенной страховой пенсии по старости.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд не находит оснований для взыскания с ответчика в пользу истца расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Шипицина А.Н. о возложении на УПФР в Кировском АО г. Омска обязанность включить в трудовой стаж для начисления пенсии период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 2 года 9 месяца 8 дней учебы в ГПТУ №, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 2 года 2 месяца 24 дня службы в рядах Советской Армии, произвести перерасчет размера назначенной страховой пенсии по старости, взыскании расходов по оплате государственной пошлины отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                 Е.П. Крупкина

Решение вступило в законную силу 27.09.2017г. Апелляционным определением оставлено в силе