Решение суда о включении периодов работы, нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости № 2-5314/2017 ~ М-4122/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

Дело № 2-5314/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2017 года город Уфа

Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Ибрагимова А.Р.,

при секретаре Рашитовой Р.Р.,

с участием представителя истца Галеева З.С. – ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика – ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Калининском районе г.Уфы Республики Башкортостан ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галеева Закира Сабуровича к государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан о включении периодов работы, нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Галеев З.С. обратился в суд с иском к государственному учреждению – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе города Уфы Республики Башкортостан о:

- включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- периодов работы врачом-стоматологом в здравпункте Баймакского машиностроительного завода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- периодов работы врачом-стоматологом в здравпункте ГУП «Иммунопрепарат» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- признании права на досрочное назначении страховой пенсии по старости и назначении такой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указано, что решением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, при этом, в специальный стаж не включены вышеуказанные оспариваемые периоды нахождения на курсах повышения квалификации и периоды работы. Полагает такой отказ неправомерным.

На судебное заседание Галеев З.С. не явился, извещен надлежащим образом. Суду представлено заявление о рассмотрении дела без его участия.

В судебном заседании представитель ГУ – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Башкортостан ФИО4 заявленные требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска.

С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на пенсию по случаю потери кормильца, условия и порядок получения которой согласно статье 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Галеев З.С. обратился в Пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, однако решением № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием 30-летнего стажа работы, связанного с лечебной деятельностью.

Разрешая иск в части требований о включении в специальный стаж с применением льготного порядка 1 год как 1 год и 6 месяцев периода работы в должности врача-стоматолога в здравпункте Баймакского машиностроительного завода и в здравпункте ГУП «Иммунопрепарат» в той же должности, суд учитывает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Судом установлено, что с 01 апреля 1992 года по 15 июля 1996 года, с 02 февраля 1999 года по 18 февраля 1999 года истец работал в должности врача стоматолога в здравпункте Баймакского машиностроительного завода. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал врачом <данные изъяты>».

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Суды не вправе устанавливать тождество профессий, должностей, однако судам предоставлена возможность установления тождественности выполняемых истцом функции, условий, характера деятельности тем работам, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Согласно ответу ОАО «Баймакский литейно-механический завод» (правопреемник ОАО «Баймакский машиностроительный завод») на запрос суда, уставы общества за период с 1992 по 1996 годы не сохранились. Вместе с тем, суду представлено штатное расписание здравпункта БМЗ на 1992 год, согласно которому в здравпункте имелось 13 штатных единиц, работало 17 человек, в том числе и врач стоматолог. Должность, занимаемая истцом, поименована также и в штатном расписании завода на 1993, 1996, 1998, 1999 годы.

Из должностной инструкции врача стоматолога здравпункта завода следует, что врач стоматолог назначается и освобождается от должности приказом генерального директора ОАО «БЛМЗ» по представлению зав. Здравпунктом в установленном законом порядке. Врач стоматолог в своей работе подчиняется непосредственно заведующей здравпункта.

При таких обстоятельствах суд находит установленным факт осуществления истцом лечебной деятельности в здравпункте при заводе в заявленный период.

Что касается периода работы в ГУП «Иммунопрепарат», суд учитывает следующее.

Согласно уставу ГУП «Иммунопрепарат» утвержденному в 1997 году, предприятие имеет в своем составе структурные подразделения без права юридического лица, действующие на основании положений, утверждаемых генеральным директором предприятия, включая, в том числе, здравпункт, расположенный по месту нахождения предприятия.

Согласно штатному расписанию руководителей, специалистов, служащих и рабочих ГУП «Иммунопрепарат» на ДД.ММ.ГГГГ год, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, в здравпункте имелось всего 22 должности, в том числе зубной врач.Согласно перечню изменений в штатное расписание, в штат здравпункта включена должность врача стоматолога.

ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о здравпункте ГУП, где определены основные функции и задачи здравпункта, направленные на осуществление лечебной деятельности.

В силу пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от ДД.ММ.ГГГГ, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, также работа в должностях, указанных в списке в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).

Аналогичные нормы содержались и в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", действовавшим в период с 1 ноября 1999 года по 29 октября 2002 года, и в постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшим до 29 октября 2002 года.

Пунктом 1 Постановления N 1066 утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 1 данных Правил в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, а также в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций, в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии, медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности.

При таких обстоятельствах суд находит возможным включить оспариваемые периоды трудовой деятельности истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом суд учитывает, что формальное несоответствие наименования учреждений, в которых работал истец, наименованию учреждений, поименованных в соответствующих Списках, не должно умалять гарантированное Конституцией РФ право на пенсионное обеспечение и не может служить основанием для отказа в назначении досрочной пенсии.

Доказательств того, что в спорные периоды истец не выполнял обязанности врача стоматолога, материалы дела не содержат.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» повышение квалификации является обязательным условием трудовой деятельности медицинских работников.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности.

Таким образом, работнику, направленному на повышение квалификации, гарантируются такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время, по сути, законодателем установлено, что период нахождения работника на курсах повышения квалификации приравнивается к выполнению своих прямых обязанностей по должностям, предусмотренным соответствующими Списками.

Из материалов дела следует, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находился на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением рабочего места и средней заработной платы.

Поскольку в указанные периоды истец находился на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением рабочего места и средней заработной платы по основной должности, на курсы направлялся работодателем, суд приходит к выводу о включении указанных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Принимая во внимание, что на день обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, при включении вышеуказанных спорных периодов продолжительность специального стажа превышает требуемый для назначения досрочной страховой пенсии, требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости со дня обращения в пенсионный орган (ДД.ММ.ГГГГ).

Руководствуясь, статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

удовлетворить исковые требования Галеева Закира Сабуровича.

Возложить на государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе города Уфы Республики Башкортостан обязанность включить в специальный стаж Галеева Закира Сабуровича периоды работы в должности врача стоматолога в здравпункте Баймакского машиностроительного завода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и период работы врачом-стоматологом в здравпункте ГУП «Иммунопрепарат» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Калининском районе города Уфы Республики Башкортостан обязанность включить в специальный стаж Галеева Закира Сабуровича периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать право Галеева Закира Сабуровича на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначить такую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

    

Судья          А.Р.Ибрагимов