Решение суда о признании решения об отказе в перерасчете пенсии незаконным № 02-0708/2016

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 мая 2016 года город Москва Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Борисовой К.П., при секретаре Гусевой И.А., с участием истца, представителя ответчика ГУ Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское

дело № 02-0708/16 по иску Резчикова Юрия Алексеевича к ГУ

Главному Управлению Пенсионного фонда № 10 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в перерасчете пенсии незаконным, о признании права на повышение фиксированной выплаты к пенсии, обязании назначить и выплатить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии, включить в стаж периоды работы, взыскании процентов,

УСТАНОВИЛ:

Резчиков Ю.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области, уточнив исковые требования, просил суд признать его право на повышение фиксированной выплаты к пенсии в соответствии с п.5 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях в связи с достижением на дату 01.01.2015 г. стажа работы 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, признать 25.03.2015 г. днем получения ответчиком его заявления на перерасчет фиксированной выплаты к пенсии, обязать ответчика увеличить с 01.04.2015 г. фиксированную выплату к пенсии в соответствии со ст. 17 и ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях», признать незаконным и нарушающим его пенсионные права отказ ответчика в перерасчете фиксированной выплаты к пенсии, исключение периодов с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г., с 01.01.2010 г. по 12.04.2011 г., с 01.04.2013 г. по 31.12.2014 г. из стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, действия при приеме, рассмотрении заявления от 09.11.2015 г. и информировании об отказе в перерасчете фиксированной выплаты к пенсии, взыскать проценты на доплату к пенсии 186460,30 рублей за период с 29.01.2010 г. по 06.10.2015 г. в размере 89 723 руб. 31 коп., сумму фиксированной выплаты к пенсии за период с 01.04.2015 г. по 31.05.2016 г. в размере 18 621 руб. 56 коп., проценты на фиксированную выплату 18 621,56 руб. за период с 01.04.2015 г. по 26.05.2016 г. в размере 2001, 84 руб., признать незаконным решение № 176 от 15.02.2016 г. об отказе в перерасчете размера пенсии.

В обоснование своих требований указал, что является получателем досрочной трудовой пенсии по старости с 2010 года, после назначения трудовой пенсии продолжил работу в организациях, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. На 01.01.2015 г. его трудовой стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера достиг 20 календарных лет, а общий трудовой стаж превысил 37 лет. В этой связи он обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, однако в перерасчете фиксированной выплаты ему было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого стажа работы 20 лет. Из стажа работы были незаконно исключены периоды его работы в местностях, приравненных в районам Крайнего Севера с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г., с 01.01.2010 г. по 12.04.2011 г., с 01.04.2013 г. по 31.12.2014 г. Вместе с тем впоследствии ответчиком были включены указанные периода работы, как работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также установлено, что на дату назначения пенсии 29.01.2010 г. его стаж составлял 15 лет, а не как было учтено изначально 14 лет, в связи с чем произведен перерасчет размера назначенной пенсии с 29.01.2010 г. и выплачена 01.10.2015 г. образовавшаяся задолженность в связи с неправильным исчислением стажа работы при назначении пенсии по старости в размере 186 460 руб. 30 коп. Поскольку денежные средства ответчиком не начислялись своевременно, следовательно, по мнению истца, ответчик неправомерно удерживал и пользовался денежными средствами в указанном размере, поэтому с ответчика подлежат взысканию проценты в порядке ст. 395 ГК РФ. Кроме того, также с ответчика подлежат взысканию проценты в порядке ст. 395 ГК РФ за неправомерное не назначение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.04.2015 г.

Истец в судебное заседание явился. Исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области –в судебное заседание явился. Против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела Резчиков Ю.А. с 29.01.2010 г. является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии со ст.ст.7,14 Федерального закона от 17.12.2011 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области № 176 от 15 февраля 2016 года Резчикову Ю.А., обратившемуся с заявлением 06.11.2015 г., отказано в перерасчете размера пенсии. При этом отмечено, что для перерасчета стажа с целью установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера, либо в приравненных к ним местностях необходимы сведения о полной и постоянной занятости Резчикова Ю.А. в организациях в период с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. и с 01.01.2010 г. по 06.11.2015 г., однако необходимые документы до истечения 3-х месячного срока не поступили, о чем Резчиков Ю.А. был проинформирован 16.02.2016 г.

Согласно справкам о работе и приказам Резчиков Ю.А. работал в ЗАО «ОСТРОВ» в должности заместителя генерального директора по основному месту работы с 01.01.2003 г. по 12.04.2011 г., а также в должности генерального директора по основному месту работы с 01.04.2013 г. по 30.11.2015 г. при условии полной и постоянной занятости.

Также Резчиков Ю.А. работал в ЗАО «САЛЫМНЕФТЬСЕРВИС» в должности генерального директора по основному месту работы с 09.01.1997 г. по 01.01.2003 г. С 01.01.20013 г. переведен на работу по совместительству. В должности генерального директора по основному месту работы с 12.04.2011 г.

по 31.03.2013 г. С 31.03.2013 г. переведен на работу по совместительству.

30.11.2015 г. с занимаемой должности уволен.

Данные организации расположены в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Как следует из табелей учета рабочего времени, представленных истцом за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г., с 01.01.2010 г. по 30.11.2015 г.

Резчиков Ю.А. осуществлял трудовые обязанности в ЗАО «ОСТРОВ» и ЗАО «САЛЫМНЕФТЬСЕРВИС» в течение полного рабочего дня.

Аналогичные сведения содержатся в трудовой книжке истца. Сведения о работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, также включены в индивидуальный лицевой счет истца.

Согласно письму ответчика от 23.09.2015 г. на обращения истца в соответствии с п.11 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 5 698 руб. 67 коп. Согласно ст. 17 ч. 5 Федерального закона № 400-ФЗ для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии необходимо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин. На дату назначения пенсии страховой стаж истца составил 32 года 01 месяц 27 дней в подсчет которого были включены периоды работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 02.01.1995 г. по 08.01.1997 г.; с 09.01.1997 г. по 31.12.2001 г.; с 01.01.2003 г. по 31.12.2009 г., период работы с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. включен как работа в обычных условиях, поскольку в индивидуальных сведениях этот период был указан без подтверждения территориальных условий.

В этой связи стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составил 14 лет. В связи с обращением истца в мае 2015 г.

дополнительно были включены периоды его работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 13.04.2011 г. по 31.12.2011 г., с 01.01.2012 г.

по 31.12.2012 г., с 01.01.2013 г. по 31.03.2013 г., а также по обращению истца в июле 2015 года и на основании выписки из индивидуального лицевого счета включены периоды работы с 01.01.2002 г. по 01.01.2002 г., с 21.08.2002 г. по 31.12.2002 г., с 01.01.2010 г. по 11.04.2011 г., с 01.04.2013 г. по 31.12.2014 г., в августе 2015 г. включен период с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. (дата заполнения лицевого счета 10.08.2015 г.). Соответственно стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составил 20 лет. Письмом от 25.08.2015 г. истец был приглашен на прием для подачи заявления на перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Перерасчет размера пенсии осуществляется с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии (ст.23 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Однако истец с заявлением не обратился. Одновременно истец проинформирован, что поскольку он проживал в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, территориальным Управлением ПФР произведено уточнение пенсионного капитала с учетом повышенного отношения заработков 1,7 с даты назначения пенсии, соответствующая доплата за период с 29.01.2010 г. по 30.09.2015 г. в сумме 186460, 30 руб. Будет произведена в октябре 2015 года.

Как следует из объяснений истца, после получения данного письма он обратился с заявлением о перерасчете размера пенсии 06.11.2015 г., что подтверждается, в том числе заявлением о перерасчете размера пенсии. (т.2 л.д.9-13) Между тем истец указал, что в действительности обращался с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии впервые 14.12.2014 г., которое не было рассмотрено ответчиком, соответственно перерасчет с 01.01.2015 г. произведен не был, несмотря на наличие у него на этот период необходимого стажа работы для перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Однако в настоящее время представить подтверждение направления данного заявления не может, поэтому просил произвести ему перерасчет фиксированной выплаты с 01.04.2015 г., так как не получив ответ из клиентской службы на его заявление от 14.12.2014 г., а также на его жалобу от 20.02.2015 г. в ГУ-ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области, направил 19.03.2015 г. жалобу в вышестоящий орган - Отделение ПФР РФ, приложив к ней соответствующее заявление о перерасчете пенсии, то есть повторно заявление о перерасчете размера пенсии было получено ответчиком 25.03.2015 г. и по данному заявлению ответчик обязан был произвести соответствующий перерасчет со следующего месяца, то есть с 01.04.2015 г.

В подтверждение данных обстоятельств истцом представлены жалобы, заявления, сопроводительной письмо Отделение ПФР РФ от 23.03.2015 г. о направлении его обращения в ГУ-ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области. (т.1 л.д. 23-26) Представитель ответчика в судебном заседании указала, что заявления истца о перерасчете размера пенсии в ГУ ПФР № 10 не поступало. Отделением ПФР РФ жалобы и заявления Резчикова Ю.А. были направлены ошибочно в ГУ –ГУ ПФР № 6, в связи с чем 21.05.2016 г. ГУ-ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области жалобы Резчикова Ю.А. на 3-х л. направлены по подведомственности в ГУ-ГУ ПФР № 10, при этом заявление о перерасчете пенсии в приложенных документах отсутствовало. На поступившие обращения Резчикова Ю.А 03.06.2015 г. заявителю был дан ответ. До 06.11.2015 г. истец не обращался с заявлением о перерасчете размера пенсии в установленном законом порядке, а его письма носили характер обращений, на которые ему направлялись ответы. По организации ЗАО «Салымнефтьсервис» за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. содержатся сведения в лицевом счете истца без указания коды льготы.

Кроме того, судом установлено, что в пенсионном деле истца отсутствует его заявление о перерасчете размера пенсии, направленное в Отделение ПФР РФ в приложение к жалобам.

Согласно копии журнала обращения граждан клиентской службы «Якиманка» заявление Резчикова Ю.А. от 14.12.2014 г. не зарегистрировано.

Как следует из сопроводительного письма от 23.03.2015 г. Отделением ПФР РФ в ГУ-ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области в приложении указано обращения Резчикова Ю.А. на 3-х л.

Отказывая в удовлетворении требований Резчикова Ю.А. о взыскании с ответчика процентов в порядке ст. 395 ГК РФ, суд исходит из того, что нарушение пенсионных прав затрагивает имущественные права граждан, однако такие правоотношения между пенсионным органом и лицом, имеющим право на получение пенсии, носят публично-правовой, а не частноправовой характер, они не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Поскольку исходя из норм действующего законодательства обеспечение субъективного права граждан на пенсионное обеспечение осуществляется путем принятия Управлением Пенсионного фонда России индивидуально-правового акта, в частности решения о назначении или возобновлении выплаты определенного вида пенсионного обеспечения, включая пенсию по старости, то есть иными словами осуществление гражданином своего права на обращение с заявлением о назначении пенсии при соблюдении предусмотренных условий и, соответственно, права на получение пенсии зависит от совершения государственным органом юридически значимых действий, то спорные правоотношения, вытекающие из законодательства о пенсионном обеспечении, основаны на прямом указании закона, а потому носят публично-правовой характер.

При таком положении, с учетом того, что пенсионное обеспечение граждан регулируется самостоятельной отраслью законодательства, то в силу положений ст. 2 ГК РФ нормы Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть применены полностью либо в части только в случае прямого указания на это в специальном законе.

Учитывая, что действующее пенсионное законодательство не содержит нормы, предусматривающие основания для взыскания с пенсионного органа процентов за пользование чужими денежными средствами за несвоевременную выплату пенсии, то основания для применения положений ст. 395 ГК РФ в рамках разрешения спорных правоотношений не имеется.

В связи с этим положения ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применению не подлежат.

В соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.

N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Поскольку при разрешении судом установлено, что истец выработал стаж (20 лет), необходимый для перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, на индивидуальном лицевом счете отображены сведения о работе истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что является достаточным основанием для установления повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", следовательно оснований для отказа истцу в перерасчете размера пенсии у ответчика не имелось.

В стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере, необоснованно не включены периоды работы истца с 01.01.2002 г. по 31.12.20012 г. и с 01.01.2010 г. по 06.11.2016 г., поскольку полная занятость истца в спорные периоды подтверждена представленными документами.

В этой связи требования истца о признании незаконным решения Управления назначения, перерасчета, выплаты пенсий, ЕДВ и др. социальных выплат ГУ- Главного Управления Пенсионного фонда № 10 по г. Москве и Московской области от 15.02.2016 г. № 176 об отказе в перерасчете размера пенсии, об обязании ответчика произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и обязании выплачивать повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии с учетом наличия стажа работы 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Вместе с тем, суд считает необходимым обязать ответчика осуществлять выплату повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 декабря 2015 года, с учетом обращения истца к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии и установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии 06 ноября 2015 года.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

В соответствии с п.3 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсии, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).

Также согласно данным правилам граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Заявление о назначении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте.

Факт и дата приема заявления о назначении пенсии и необходимых для ее назначения документов от заявителя подтверждается уведомлением о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии и документов, необходимых для ее назначения (далее - уведомление о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии), выдаваемым территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявителю.

Перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии.

Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Днем приема заявления о перерасчете размера пенсии является день обращения за пенсией, указанный в пунктах 25 - 28 настоящих Правил.

Как следует из материалов дела, заявление об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с наличием стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера истцом в установленном законом порядке, то есть в территориальный орган, подано только 06 ноября 2015 года.

Доказательств более раннего обращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации и подачи соответствующего заявления истцом суду не представлено.

Доводы истца относительно того, что срок назначения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии необходимо исчислять с момента направления Отделением ПФР РФ его жалоб на действия нижестоящего территориального органа, к которым было приложено ранее направленное им 14.12.2014 г. заявление о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, суд считает не основанными на приведенных выше нормах пенсионного законодательства, поскольку сведений о направлении истцом 14.12.2014 г. в территориальный орган заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии материалы дела не содержат. Направление заявления о перерасчете размера пенсии в вышестоящий орган пенсионного обеспечения не может расцениваться как соблюдение установленного законом порядка обращения гражданина с заявлением о перерасчете пенсии, поскольку, как отмечено выше перерасчет размеров пенсии производится территориальным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления назначения, перерасчета, выплаты пенсии, ЕДВ и других социальных выплат государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области № 176 от 15 февраля 2016 года об отказе в перерасчете размера пенсии Резчикову Юрию Алексеевичу незаконным.

Обязать Государственное учреждение-Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначить Резчикову Юрию Алексеевичу повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии, производить выплату Резчикову Юрию Алексеевичу повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01 декабря 2015 года.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Апелляционная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.

Судья К.П. Борисова.