Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2016 года город Москва Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Борисовой К.П., при секретаре Гусевой И.А., с участием истца, представителя ответчика ГУ Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское
дело № 02-0708/16 по иску Резчикова Юрия Алексеевича к ГУ
Главному Управлению Пенсионного фонда № 10 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в перерасчете пенсии незаконным, о признании права на повышение фиксированной выплаты к пенсии, обязании назначить и выплатить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии, включить в стаж периоды работы, взыскании процентов,
УСТАНОВИЛ:
Резчиков Ю.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области, уточнив исковые требования, просил суд признать его право на повышение фиксированной выплаты к пенсии в соответствии с п.5 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях в связи с достижением на дату 01.01.2015 г. стажа работы 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, признать 25.03.2015 г. днем получения ответчиком его заявления на перерасчет фиксированной выплаты к пенсии, обязать ответчика увеличить с 01.04.2015 г. фиксированную выплату к пенсии в соответствии со ст. 17 и ст. 23 Федерального закона «О страховых пенсиях», признать незаконным и нарушающим его пенсионные права отказ ответчика в перерасчете фиксированной выплаты к пенсии, исключение периодов с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г., с 01.01.2010 г. по 12.04.2011 г., с 01.04.2013 г. по 31.12.2014 г. из стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, действия при приеме, рассмотрении заявления от 09.11.2015 г. и информировании об отказе в перерасчете фиксированной выплаты к пенсии, взыскать проценты на доплату к пенсии 186460,30 рублей за период с 29.01.2010 г. по 06.10.2015 г. в размере 89 723 руб. 31 коп., сумму фиксированной выплаты к пенсии за период с 01.04.2015 г. по 31.05.2016 г. в размере 18 621 руб. 56 коп., проценты на фиксированную выплату 18 621,56 руб. за период с 01.04.2015 г. по 26.05.2016 г. в размере 2001, 84 руб., признать незаконным решение № 176 от 15.02.2016 г. об отказе в перерасчете размера пенсии.
В обоснование своих требований указал, что является получателем досрочной трудовой пенсии по старости с 2010 года, после назначения трудовой пенсии продолжил работу в организациях, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. На 01.01.2015 г. его трудовой стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера достиг 20 календарных лет, а общий трудовой стаж превысил 37 лет. В этой связи он обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, однако в перерасчете фиксированной выплаты ему было отказано со ссылкой на отсутствие необходимого стажа работы 20 лет. Из стажа работы были незаконно исключены периоды его работы в местностях, приравненных в районам Крайнего Севера с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г., с 01.01.2010 г. по 12.04.2011 г., с 01.04.2013 г. по 31.12.2014 г. Вместе с тем впоследствии ответчиком были включены указанные периода работы, как работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также установлено, что на дату назначения пенсии 29.01.2010 г. его стаж составлял 15 лет, а не как было учтено изначально 14 лет, в связи с чем произведен перерасчет размера назначенной пенсии с 29.01.2010 г. и выплачена 01.10.2015 г. образовавшаяся задолженность в связи с неправильным исчислением стажа работы при назначении пенсии по старости в размере 186 460 руб. 30 коп. Поскольку денежные средства ответчиком не начислялись своевременно, следовательно, по мнению истца, ответчик неправомерно удерживал и пользовался денежными средствами в указанном размере, поэтому с ответчика подлежат взысканию проценты в порядке ст. 395 ГК РФ. Кроме того, также с ответчика подлежат взысканию проценты в порядке ст. 395 ГК РФ за неправомерное не назначение повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.04.2015 г.
Истец в судебное заседание явился. Исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области –в судебное заседание явился. Против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела Резчиков Ю.А. с 29.01.2010 г. является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии со ст.ст.7,14 Федерального закона от 17.12.2011 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решением государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области № 176 от 15 февраля 2016 года Резчикову Ю.А., обратившемуся с заявлением 06.11.2015 г., отказано в перерасчете размера пенсии. При этом отмечено, что для перерасчета стажа с целью установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера, либо в приравненных к ним местностях необходимы сведения о полной и постоянной занятости Резчикова Ю.А. в организациях в период с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. и с 01.01.2010 г. по 06.11.2015 г., однако необходимые документы до истечения 3-х месячного срока не поступили, о чем Резчиков Ю.А. был проинформирован 16.02.2016 г.
Согласно справкам о работе и приказам Резчиков Ю.А. работал в ЗАО «ОСТРОВ» в должности заместителя генерального директора по основному месту работы с 01.01.2003 г. по 12.04.2011 г., а также в должности генерального директора по основному месту работы с 01.04.2013 г. по 30.11.2015 г. при условии полной и постоянной занятости.
Также Резчиков Ю.А. работал в ЗАО «САЛЫМНЕФТЬСЕРВИС» в должности генерального директора по основному месту работы с 09.01.1997 г. по 01.01.2003 г. С 01.01.20013 г. переведен на работу по совместительству. В должности генерального директора по основному месту работы с 12.04.2011 г.
по 31.03.2013 г. С 31.03.2013 г. переведен на работу по совместительству.
30.11.2015 г. с занимаемой должности уволен.
Данные организации расположены в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Как следует из табелей учета рабочего времени, представленных истцом за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г., с 01.01.2010 г. по 30.11.2015 г.
Резчиков Ю.А. осуществлял трудовые обязанности в ЗАО «ОСТРОВ» и ЗАО «САЛЫМНЕФТЬСЕРВИС» в течение полного рабочего дня.
Аналогичные сведения содержатся в трудовой книжке истца. Сведения о работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, также включены в индивидуальный лицевой счет истца.
Согласно письму ответчика от 23.09.2015 г. на обращения истца в соответствии с п.11 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 5 698 руб. 67 коп. Согласно ст. 17 ч. 5 Федерального закона № 400-ФЗ для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии необходимо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин. На дату назначения пенсии страховой стаж истца составил 32 года 01 месяц 27 дней в подсчет которого были включены периоды работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 02.01.1995 г. по 08.01.1997 г.; с 09.01.1997 г. по 31.12.2001 г.; с 01.01.2003 г. по 31.12.2009 г., период работы с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. включен как работа в обычных условиях, поскольку в индивидуальных сведениях этот период был указан без подтверждения территориальных условий.
В этой связи стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составил 14 лет. В связи с обращением истца в мае 2015 г.
дополнительно были включены периоды его работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 13.04.2011 г. по 31.12.2011 г., с 01.01.2012 г.
по 31.12.2012 г., с 01.01.2013 г. по 31.03.2013 г., а также по обращению истца в июле 2015 года и на основании выписки из индивидуального лицевого счета включены периоды работы с 01.01.2002 г. по 01.01.2002 г., с 21.08.2002 г. по 31.12.2002 г., с 01.01.2010 г. по 11.04.2011 г., с 01.04.2013 г. по 31.12.2014 г., в августе 2015 г. включен период с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. (дата заполнения лицевого счета 10.08.2015 г.). Соответственно стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера составил 20 лет. Письмом от 25.08.2015 г. истец был приглашен на прием для подачи заявления на перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Перерасчет размера пенсии осуществляется с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии (ст.23 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Однако истец с заявлением не обратился. Одновременно истец проинформирован, что поскольку он проживал в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, территориальным Управлением ПФР произведено уточнение пенсионного капитала с учетом повышенного отношения заработков 1,7 с даты назначения пенсии, соответствующая доплата за период с 29.01.2010 г. по 30.09.2015 г. в сумме 186460, 30 руб. Будет произведена в октябре 2015 года.
Как следует из объяснений истца, после получения данного письма он обратился с заявлением о перерасчете размера пенсии 06.11.2015 г., что подтверждается, в том числе заявлением о перерасчете размера пенсии. (т.2 л.д.9-13) Между тем истец указал, что в действительности обращался с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии впервые 14.12.2014 г., которое не было рассмотрено ответчиком, соответственно перерасчет с 01.01.2015 г. произведен не был, несмотря на наличие у него на этот период необходимого стажа работы для перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения. Однако в настоящее время представить подтверждение направления данного заявления не может, поэтому просил произвести ему перерасчет фиксированной выплаты с 01.04.2015 г., так как не получив ответ из клиентской службы на его заявление от 14.12.2014 г., а также на его жалобу от 20.02.2015 г. в ГУ-ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области, направил 19.03.2015 г. жалобу в вышестоящий орган - Отделение ПФР РФ, приложив к ней соответствующее заявление о перерасчете пенсии, то есть повторно заявление о перерасчете размера пенсии было получено ответчиком 25.03.2015 г. и по данному заявлению ответчик обязан был произвести соответствующий перерасчет со следующего месяца, то есть с 01.04.2015 г.
В подтверждение данных обстоятельств истцом представлены жалобы, заявления, сопроводительной письмо Отделение ПФР РФ от 23.03.2015 г. о направлении его обращения в ГУ-ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области. (т.1 л.д. 23-26) Представитель ответчика в судебном заседании указала, что заявления истца о перерасчете размера пенсии в ГУ ПФР № 10 не поступало. Отделением ПФР РФ жалобы и заявления Резчикова Ю.А. были направлены ошибочно в ГУ –ГУ ПФР № 6, в связи с чем 21.05.2016 г. ГУ-ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области жалобы Резчикова Ю.А. на 3-х л. направлены по подведомственности в ГУ-ГУ ПФР № 10, при этом заявление о перерасчете пенсии в приложенных документах отсутствовало. На поступившие обращения Резчикова Ю.А 03.06.2015 г. заявителю был дан ответ. До 06.11.2015 г. истец не обращался с заявлением о перерасчете размера пенсии в установленном законом порядке, а его письма носили характер обращений, на которые ему направлялись ответы. По организации ЗАО «Салымнефтьсервис» за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. содержатся сведения в лицевом счете истца без указания коды льготы.
Кроме того, судом установлено, что в пенсионном деле истца отсутствует его заявление о перерасчете размера пенсии, направленное в Отделение ПФР РФ в приложение к жалобам.
Согласно копии журнала обращения граждан клиентской службы «Якиманка» заявление Резчикова Ю.А. от 14.12.2014 г. не зарегистрировано.
Как следует из сопроводительного письма от 23.03.2015 г. Отделением ПФР РФ в ГУ-ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области в приложении указано обращения Резчикова Ю.А. на 3-х л.
Отказывая в удовлетворении требований Резчикова Ю.А. о взыскании с ответчика процентов в порядке ст. 395 ГК РФ, суд исходит из того, что нарушение пенсионных прав затрагивает имущественные права граждан, однако такие правоотношения между пенсионным органом и лицом, имеющим право на получение пенсии, носят публично-правовой, а не частноправовой характер, они не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Поскольку исходя из норм действующего законодательства обеспечение субъективного права граждан на пенсионное обеспечение осуществляется путем принятия Управлением Пенсионного фонда России индивидуально-правового акта, в частности решения о назначении или возобновлении выплаты определенного вида пенсионного обеспечения, включая пенсию по старости, то есть иными словами осуществление гражданином своего права на обращение с заявлением о назначении пенсии при соблюдении предусмотренных условий и, соответственно, права на получение пенсии зависит от совершения государственным органом юридически значимых действий, то спорные правоотношения, вытекающие из законодательства о пенсионном обеспечении, основаны на прямом указании закона, а потому носят публично-правовой характер.
При таком положении, с учетом того, что пенсионное обеспечение граждан регулируется самостоятельной отраслью законодательства, то в силу положений ст. 2 ГК РФ нормы Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть применены полностью либо в части только в случае прямого указания на это в специальном законе.
Учитывая, что действующее пенсионное законодательство не содержит нормы, предусматривающие основания для взыскания с пенсионного органа процентов за пользование чужими денежными средствами за несвоевременную выплату пенсии, то основания для применения положений ст. 395 ГК РФ в рамках разрешения спорных правоотношений не имеется.
В связи с этим положения ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применению не подлежат.
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.
N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Поскольку при разрешении судом установлено, что истец выработал стаж (20 лет), необходимый для перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, на индивидуальном лицевом счете отображены сведения о работе истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что является достаточным основанием для установления повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 5 ст. 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", следовательно оснований для отказа истцу в перерасчете размера пенсии у ответчика не имелось.
В стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере, необоснованно не включены периоды работы истца с 01.01.2002 г. по 31.12.20012 г. и с 01.01.2010 г. по 06.11.2016 г., поскольку полная занятость истца в спорные периоды подтверждена представленными документами.
В этой связи требования истца о признании незаконным решения Управления назначения, перерасчета, выплаты пенсий, ЕДВ и др. социальных выплат ГУ- Главного Управления Пенсионного фонда № 10 по г. Москве и Московской области от 15.02.2016 г. № 176 об отказе в перерасчете размера пенсии, об обязании ответчика произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и обязании выплачивать повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии с учетом наличия стажа работы 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Вместе с тем, суд считает необходимым обязать ответчика осуществлять выплату повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01 декабря 2015 года, с учетом обращения истца к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии и установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии 06 ноября 2015 года.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
В соответствии с п.3 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсии, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 884н граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее - установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени (далее - заявитель).
Также согласно данным правилам граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.
Заявление о назначении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте.
Факт и дата приема заявления о назначении пенсии и необходимых для ее назначения документов от заявителя подтверждается уведомлением о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии и документов, необходимых для ее назначения (далее - уведомление о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии), выдаваемым территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявителю.
Перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии.
Заявление о перерасчете размера пенсии принимается при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Днем приема заявления о перерасчете размера пенсии является день обращения за пенсией, указанный в пунктах 25 - 28 настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, заявление об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с наличием стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера истцом в установленном законом порядке, то есть в территориальный орган, подано только 06 ноября 2015 года.
Доказательств более раннего обращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации и подачи соответствующего заявления истцом суду не представлено.
Доводы истца относительно того, что срок назначения повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии необходимо исчислять с момента направления Отделением ПФР РФ его жалоб на действия нижестоящего территориального органа, к которым было приложено ранее направленное им 14.12.2014 г. заявление о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, суд считает не основанными на приведенных выше нормах пенсионного законодательства, поскольку сведений о направлении истцом 14.12.2014 г. в территориальный орган заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии материалы дела не содержат. Направление заявления о перерасчете размера пенсии в вышестоящий орган пенсионного обеспечения не может расцениваться как соблюдение установленного законом порядка обращения гражданина с заявлением о перерасчете пенсии, поскольку, как отмечено выше перерасчет размеров пенсии производится территориальным органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Признать решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления назначения, перерасчета, выплаты пенсии, ЕДВ и других социальных выплат государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области № 176 от 15 февраля 2016 года об отказе в перерасчете размера пенсии Резчикову Юрию Алексеевичу незаконным.
Обязать Государственное учреждение-Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначить Резчикову Юрию Алексеевичу повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии, производить выплату Резчикову Юрию Алексеевичу повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01 декабря 2015 года.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.
Судья К.П. Борисова.