Решение суда о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным № 02-3622/2016

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2016 года город Москва Басманный районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Борисовой К.П., при секретаре Гусевой И.А., с участием истца, представителя ответчика ГУ Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское

дело № 02-3622/16 по иску Борзовой С.А. к ГУ

Главному Управлению Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении в стаж периодов работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Борзова С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по городу Москве и Московской области (далее – ГУ – ГУ ПФР № 10), в котором просит признать незаконным решение комиссии по пенсионным вопросам государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области от *** года № ***, обязать ГУ ПФР № 10 по г. Москве и Московской области назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права с 26.01.2016 г., включив период ее работы в должности ***, ***, ***, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в качестве работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Истец в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ –ГУ ПФР № 10 по городу Москве и Московской области в судебное заседание явился; иск не признал, считая его необоснованным.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истец Борзова С.А. 29 декабря 2015 года обратилась в Клиентскую службу «***» ГУ –ГУ ПФР № 10 по городу Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления назначения, перерасчета, выплаты пенсии, ЕДВ и других социальных выплат государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области № *** от ***года Борзовой С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Засчитано в медицинский стаж истцу 16 лет 05 месяцев 5 дней.

Однако, в зачет не приняты периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 07.10.2002 г. по 08.11.2002 г., с 06.04.2011 г.

по 05.05.2011 г., с 01.02.2012 г. по 21.02.2012 г., периоды работы истца с 11.10.1993 г. по 11.07.1995 г., с 15.07.1995 г. по 30.10.1995 г., с 02.11.1995 г. по 21.06.1997 г., с 01.10.1998 г. по 08.09.1999 г., с 23.09.1999 г. по 16.09.2001 г., с 29.09.2001 г. по 06.10.2002 г., с 09.11.2002 г. по 05.09.2004 г., с 19.09.2004 г. по 10.07.2008 г. в должности ***, ***, поскольку указанная организация не является учреждениями здравоохранения. Работа в организациях, имеющих иную организационно-правовую форму, в специальный стаж засчитана быть не может.

На основании подпункта 20 части 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу части 2 указанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ « О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

При определении права на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения применяются Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.

С учетом позиции Конституционного Суда РФ термин "учреждение здравоохранения" должен толковаться расширительно и применяться ко всем субъектам здравоохранения, в том числе к коммерческим организациям здравоохранения, целью деятельности которых является лечебная и иная работа по охране здоровья населения.

Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, следует, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке. Кроме того, указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).

Согласно п. 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

В разделе "наименование должностей" списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, предусмотрена должность медицинской сестры.

Согласно трудовой книжке истец с 11.10.1993 г. по 19.08.2015 г.

работала в ***.

С 25.03.1993 г. данная *** переименована в ***, с 18.09.2003г. – в ***, с 18.02.2013 г. преобразована в ***.

Данные обстоятельства подтверждаются также архивными справками, согласно которым в указанном учреждении в должности *** истец работала в течение полного рабочего дня, с 07.10.2002 г. по 08.11.2002 г., с 06.04.2011 г. по 05.05.2011 г., с 01.02.2012 г. по 21.02.2012 г.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

находилась на курсах повышения квалификации с полным отрывом от работы и сохранением зарплаты на основании приказов.

Анализируя вышеуказанные нормативные акты, регулирующие пенсионные правоотношения, суд приходит к выводу, что основанием применения льготного стажа является характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций работниками здравоохранения, выполнение которых дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Установление для лиц, осуществлявших лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного образования направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста.

В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Поскольку ***, *** относятся к организациям, осуществляющим лечебную деятельность, должность истца также включена в Список профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения № 781 от 29.10.2002 г., а также учитывая, что работа в указанной выше должности связана с лечебной деятельностью, предусматривает непосредственное оказание медицинской помощи, решение ответчика в части отказа в зачете периодов работы истца в данном медицинском учреждении является необоснованным.

В этой связи периоды работы истца с 11.10.1993 г. по 11.07.1995 г., с 15.07.1995 г. по 30.10.1995 г., с 02.11.1995 г. по 21.06.1997 г., с 01.10.1998 г. по 08.09.1999 г., с 23.09.1999 г. по 16.09.2001 г., с 29.09.2001 г. по 06.10.2002 г., с 09.11.2002 г. по 05.09.2004 г., с 19.09.2004 г. по 10.07.2008 г. в должности *** ***, *** подлежат зачету в качестве работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Также подлежат удовлетворению и требования истца о включении в подсчет медицинского стажа периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации с 07.10.2002 г. по 08.11.2002 г., с 06.04.2011 г. по 05.05.2011 г., с 01.02.2012 г. по 21.02.2012 г., поскольку при рассмотрении дела установлено, что в эти периоды за истцом сохранялось место работы и средний заработок, из которого производились соответствующие отчисления.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В силу статьи 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Пунктом 21 Рекомендации Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года N 148 "Об оплачиваемых учебных отпусках" предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Аналогичное положение содержали статьи 112 и 196 действовавшего в спорные периоды КЗоТ РСФСР. Согласно части 5 статьи 198 КЗоТ РСФСР, на время нахождения работника в ученических отпусках за работником сохранялась заработная плата.

При включении в специальный стаж истца спорных периодов работы, льготный стаж истца к моменту обращения за назначение досрочной пенсии – 29.12.2015 г. составит 29 лет 11 месяцев 5 дней.

Решением комиссии зачтен в льготный стаж истца период ее работы в должности *** по 29 декабря 2015 года.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и следует из представленных документов (трудовой книжки, табелей учета рабочего времени, приказов, должностной инструкции, расчетных листков, справок) истец продолжает работать в должности медицинской сестры *** по настоящее время, период ее работы, как отмечено выше в данном *** с 26.08.2015 г. по 29.12.2015 г. принят ответчиком в зачет специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах у истца медицинский стаж продолжительностью 30 лет, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом включения в льготный стаж вышеуказанных спорных периодов работы образовался 25 января 2016 года, с учетом продолжения работы с 30.12.2015 г. по 25.01.2016 г., то есть до вынесения решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.

При таком положении суд считает возможным удовлетворить исковые требования в пределах заявленных исковых требований в части обязания ответчика назначить истцу пенсию с 26 января 2016 г., то есть с момента возникновения у истца данного права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ

Признать решение Управления назначения, перерасчета, выплаты пенсии, ЕДВ и других социальных выплат государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области № *** от *** года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Борзовой С.А. незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области засчитать работу Борзовой С.А. с 11.10.1993 г. по 11.07.1995 г., с 15.07.1995 г. по 30.10.1995 г., с 02.11.1995 г. по 21.06.1997 г., с 01.10.1998 г. по 08.09.1999 г., с 23.09.1999 г. по 16.09.2001 г., с 29.09.2001 г. по 06.10.2002 г., с 09.11.2002 г. по 05.09.2004 г., с 19.09.2004 г. по 10.07.2008 г., с 07.10.2002 г. по 08.11.2002 г., с 06.04.2011 г. по 05.05.2011 г., с 01.02.2012 г. по 21.02.2012 г., с 30.12.2015 г. по 25.01.2016 г. в качестве работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 10 по г. Москве и Московской области назначить Борзовой С.А.

досрочную страховую пенсию по старости с 26 января 2016 года.

Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Апелляционная жалоба подается через Басманный районный суд города Москвы.

Судья К.П. Борисова.