Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
Дело № 2-2042/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2017 года город Волгоград
Краснооктябрьский районный суд города Волгограда
в составе председательствующего судьи Самофаловой Л.П.,
при секретаре судебного заседания Исрапиловой Э.М.,
с участием истца Тарановского Н.Н.,
представителя ответчика УПФР в Краснооктябрьском районе города Волгограда, представителя третьего лица ОПФР по Волгоградской области Даниловой Т.С.,
20 июля 2017 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по иску Тарановского Николая Николаевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец Тарановский Н.Н. обратился в суд с иском к УПФР в Краснооктябрьском районе города Волгограда о признании решения незаконным, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что 01 февраля 2017 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением УПФР в Краснооктябрьском районе города Волгограда от 10 мая 2017 года № 49/1 ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. При этом не принято к зачету 00 лет 03 месяца 06 дней. При исчислении специального стажа период службы в армии (ВМФ РФ – 03 года 01 месяц 20 дней) не был учтен. Просит обязать УПФР в Краснооктябрьском районе города Волгограда зачесть в специальный стаж работы период службы в ВМФ РФ 03 года 01 месяц 20 дней. Признать право Тарановского Н.Н. на досрочную трудовую пенсию. Назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию Тарановскому Н.Н. со дня приобретения на нее права.
Истец Тарановский Н.Н. в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивает.
Представитель ответчика УПФР в Краснооктябрьском районе города Волгограда и представитель третьего лица ОПФР по Волгоградской области Данилова Т.С., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования Тарановского Н.Н. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статья 45 Конституции РФ гласит, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется. Каждый в праве защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 22 и частью 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, содержащей общепризнанные принципы и нормы международного права, каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной, культурной областях через посредство национальных условий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе.
Судом установлено, что 01 февраля 2017 года Тарановский Н.Н. обратился в ГУ УПФ РФ в Краснооктябрьском районе города Волгограда с заявлением и необходимыми документами о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением ГУ УПФ РФ в Краснооктябрьском районе города Волгограда № 49/1 от 10 мая 2017 года Тарановскому Н.Н. было отказано в назначении страховой пенсии. Принято к зачету 26 лет 05 месяцев 11 дней. Отказано в принятии к зачету стаж 00 лет 03 месяца 06 дней, период работы с 04.05.1980 г. по 23.06.1983 г. (3 года 01 месяц 20 дней) служба в вооруженных силах РФ принято к зачету в страховой стаж в двойном исчислении, а именно 6 лет 03 месяца 20 дней (л.д.9).
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Как пояснил в судебном заседании истец, при исчислении специального стажа период службы в армии (ВМФ РФ – 03 года 01 месяц 20 дней) с 04 мая 1980 года по 23 июня 1983 года, не был учтен, а был включен в общий трудовой стаж в двойном исчислении.
Исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О страховых пенсиях", действовавшего до 1.01.2015 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, статей 12, 90 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года N 340-1, следует, что как нормами действующего пенсионного законодательства, так и нормами ранее действовавшего пенсионного законодательства предусмотрено включение времени военной службы только в общий трудовой (страховой) стаж, возможность зачета указанного времени в льготный стаж не предусмотрена.
Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17 октября 2006 года N 380-О, определении от 23 сентября 2010 года N 1152-О-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы с тяжелыми условиями, труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ним службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим порядок назначения пенсии и действовавшим до вступления в силу Закона РФ N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", являлось Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Так, в соответствии с пунктом 109 названного Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, периоды, указанные в подпунктах "к" и "л" (в частности, служба в составе Вооруженных Сил СССР) приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В подпунктах "а", "б" пункта 16 Положения указывалось о праве на пенсию по старости на льготных условиях рабочих и служащих на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также рабочих и служащих на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР.
Таким образом, период военной службы до 20 ноября 1990 года (дата вступления в силу Закона N 340-1) подлежит включению в специальный стаж работы в календарном исчислении при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения гражданина за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, если периоду службы в армии предшествовала либо следовала за ним работа в тяжелых условиях труда.
В соответствии с подпунктами "б", "д" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение"; Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Согласно Списку N 2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, действовавшему в спорные периоды работы, раздел XXIV "Пищевая промышленность" подраздел 17 "Добыча и обработка рыбы" "Плавсостав", а также раздел XXX "Транспорт" подразделы "Морской флот" "Речной флот", профессия матроса указанным Списком не предусмотрена.
Следовательно, истец до и после призыва на службу в ряды Советской Армии не имеет специального трудового стажа с тяжелыми условиями труда, вместе с тем как по смыслу пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года N 590, действовавшего до вступления в силу Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990 года, время службы в армии приравнивалось лишь к работе, дающей право на льготное пенсионное обеспечение по соответствующим Спискам.
Период работы истца в должности матроса с 01 августа 1984 года по 03 декабря 1993 года были включен в специальный стаж, подлежащий учету при назначении пенсии по основанию - пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ как должность плавсостава, но не как работа с тяжелыми условиями, предусмотренная соответствующими Списками (по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, являющемуся самостоятельным основанием для назначении пенсии досрочно).
Следовательно, оснований для включения спорного периода службы в армии, который сам по себе периодом работы с тяжелыми условиями труда не является, а признавался лишь приравниваемым периодом в соответствии с ранее действовавшим законодательством, утратившим силу к моменту обращения истца за назначением пенсии, в специальный стаж для назначения пенсии по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ не имеется.
Учитывая изложенное, исковые требования Тарановского Н.Н. к УПФР в Краснооктябрьском районе города Волгограда о признании решения незаконным, возложении обязанности – удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Тарановского Николая Николаевича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснооктябрьском районе города Волгограда о признании решения незаконным, возложении обязанности – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.
Судья: Л.П. Самофалова
Справка: резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате 20 июля 2017 года. Мотивированный текст решения изготовлен 25 июля 2017 года.
Судья: Л.П. Самофалова