Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Цены на услуги по трудовым спорам
Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 лет | БЕСПЛАТНО |
Подготовка искового заявления, ходатайства | 2 000 р. |
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорам | от 10 000 р. |
Судебная защита (сложное дело) | от 20 000 р. |
Вас консультируют
опытные юристы
Опыт работы по специальности с 2004 года.
Опыт работы по специальности с 2000 года.
Опыт работы по специальности с 2009 года.
Опыт работы по специальности с 2001 года.
№2-4045/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Оренбург 19 июля 2017 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе судьи Михайловой О.П., при секретаре Яппаровой Э.М., с участием истца Токарева А.П., его представителя Муканаевой А.П., представителя ответчика Маркеловой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токарева А.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Оренбурге о признании решения незаконным, включении в страховой и специальный стаж периодов работы, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Токарев А.П. обратился с настоящим иском, указав, что решением УПФР в г.Оренбурге N от .... ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа на работах с тяжелыми условиям труда, включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии. С указанным решением не согласен.
Просил признать незаконным решение УПФР в г.Оренбурге N от ... отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязать УПФР в г.Оренбурге включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы:
- с ... аппаратчиком-гидрометаллургом, шихтовщиком, помощником плавильщика электронно-лучевой плавки в производстве редкоземельных элементов химическим способом на ...
- с .... служба в рядах Советской Армии; обязать УПФР в г.Оренбурге назначить и выплачивать страховую пенсию по старости с ...., взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере ..., расходы по оплате услуг представителя в размере ...
Токарев А.П. и его представитель Муканаева А.П., действующая на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Маркелова А.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Из материалов дела следует, что .... Токарев А.П. обратился в УПФР в г.Оренбурге с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 №400- ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением начальника УПФР в г.Оренбурге N от .... Токареву А.П. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитаны периоды работы:
- с ... аппаратчиком-гидрометаллургом, шихтовщиком, помощником плавильщика электронно-лучевой плавки в производстве редкоземельных элементов химическим способом на ..., поскольку работа осуществлялась на территории Эстонской Республики.
- с .... служба в рядах Советской Армии, поскольку до и после периода службы отсутствует стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составляет ... (требуется 12 лет 06 месяцев). Продолжительность страхового стажа составляет ... (требуется 25 лет).
Истец полагал, что решение УПФР в г.Оренбурге является незаконным, поскольку системный анализ положений ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011г. свидетельствует о возможности включения в общий стаж гражданина России периодов работы на территории каждого государства – стороны данного договора.
Между тем, с данной позицией истца суд не может согласиться по следующим основаниям.
14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также - Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 г. (временно применялся с 16 октября 2011 г.).
Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации - к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике - к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (ст. 2 Договора).
Согласно ст. 3 Договора он применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон (Российской Федерации и Эстонской Республики) и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со ст. 2 Договора.
При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (п. п. 1, 2 ст. 5 Договора).
Задать вопрос юристу бесплатно
по трудовым спорамБесплатная горячая линия круглосуточно
8 800 200 93 58Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения (п. 3 ст. 5 Договора).
В силу пункта 1 статьи 6 Договора каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Под пенсионным стажем понимаются: в Российской Федерации - период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике - период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров (подпункт 4 пункт 1 статьи 1 Договора).
Таким образом, названный международный договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на принципе пропорциональности: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенного на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
В соответствии с приведенными нормами Договора на Российскую Федерацию возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный лицами на территории Российской Федерации, обязанность же исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный на территории ЭССР и Эстонской Республики, возлагается на Эстонскую Республику.
Поскольку Договор распространяется на отношения, связанные с назначением трудовой пенсии по старости, в том числе досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями трудовой деятельности, указанный выше порядок исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный на территории ЭССР и Эстонской Республики, в равной мере подлежит применению и к отношениям по назначению трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, установленного в Российской Федерации.
В связи с изложенным, суд признает ошибочным суждение истца о том, что пункт 3 статьи 5 Договора не содержит условий разделения ответственности за периоды пенсионного стажа, поэтому периоды работы могут суммироваться и по специальному, и по страховому стажу.
Согласно пункту 3 статьи 5 Договора, если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
Пунктом 3 статьи 5 Договора также установлено, что если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
Из смысла положений пункта 3 статьи 5 Договора также следует, что суммирование пенсионного стажа, приобретенного на территориях Договаривающихся Сторон, производится в том случае, если при решении вопроса о праве лица на пенсию по российскому законодательству или законодательству Эстонской Республики пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации или территории Эстонской Республики, недостаточно. Суммирование специального стажа условиями Договора не предусмотрено.
Применение к спорным отношениям пункта 8 рекомендаций, содержащихся в распоряжении Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 99р, противоречит положениям специального международного акта - Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения, заключенного 14 июля 2011 г., правила которого в силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ имеют приоритет в регулировании спорных отношений.
6 октября 2011 г. между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики заключено Соглашение о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. (далее - Соглашение), согласно которому назначение пенсии осуществляется на основании заявления, заполняемого лицом по форме, используемой в стране его проживания, и других необходимых документов, представляемых им в компетентное учреждение Договаривающейся Стороны, со сроков, установленных законодательством Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. Для назначения эстонской пенсии лицу, проживающему в Российской Федерации, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет формуляр об обращении за пенсией (приложение 1), формуляр о пенсионном стаже (приложение 2), при необходимости формуляр о сведениях медицинского обследования (приложение 3) и другие необходимые документы в Департамент социального страхования Эстонской Республики, где принимается соответствующее решение (статья 5 Соглашения).
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств обращения Токарева А.П. за назначением пенсии на территории Эстонской Республики не представлено. Кроме того, представленная истцом справка ... в подтверждение факта работы в период с .... является предметом оценки при назначении пенсии согласно законодательству Эстонской Республики.
Учитывая изложенное, оснований для включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 №400- ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы истца с ... аппаратчиком-гидрометаллургом, шихтовщиком, помощником плавильщика электронно-лучевой плавки в производстве редкоземельных элементов химическим способом на ... в Эстонской ССР не имеется.
Согласно пп. «к» пункту 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утв. постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. N 590) в общий стаж работы засчитывается в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Поскольку до и после прохождения службы отсутствует стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, пенсионным органом обоснованно не включен в специальный стаж период с ....- служба в рядах Советской Армии,
Учитывая, что на момент обращения Токарева А.П. в УПФР в г.Оренбурге на .... продолжительность специального стажа, выработанного на территории России, составляет менее 12 лет 06 месяцев, что недостаточно для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию, суд приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения требований о понуждении ответчика назначить выплачивать истцу досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения с заявлением, т.е с ....
Руководствуясь ст.ст. 24, 56, 67, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ
исковые требования Токарева А.П. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Оренбурге о признании решения незаконным, включении в страховой и специальный стаж периодов работы, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.П. Михайлова
Решение в окончательной форме составлено 04 августа 2017 года
Судья О.П. Михайлова