Решение суда о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периода, назначении досрочной страховой пенсии № 2-1165/2017 ~ М-977/2017

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

Цены на услуги по трудовым спорам

Консультация адвоката по трудовым спорам, с опытом работы 15 летБЕСПЛАТНО
Подготовка искового заявления, ходатайства2 000 р.
Стоимость ведения простого дела по трудовым спорамот 10 000 р.
Судебная защита (сложное дело)от 20 000 р.

Вас консультируют
опытные юристы

Отчерцова Ольга

Опыт работы по специальности с 2001 года.

копия

Дело № 2-1165/2017

РЕШЕНИЕ

составлено 21.07.2017 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«17» июля 2017 года г.Ярославль

Красноперекопский районный суд г.Ярославля в составе:

судьи Исаевой С.Б.,

при секретаре Кулаковой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Булочникова Юрия Александровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ярославле о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периода, назначении досрочной страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Булочников Ю.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ГУ – УПФ РФ) в г.Ярославле о признании решения незаконным, включении в специальный стаж периода, назначении досрочной страховой пенсии, указывая, что решением ответчика от 29.12.2016 г. № 130639 в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 14.01.2017 г. ему была назначена страховая пенсия. Однако, решением ответчика от 25.04.2017 г. № 74/20, было отменено указанное выше решение о назначении страховой пенсии, как необоснованное, прекращена выплата пенсии. Отказ в назначении пенсии мотивирован отсутствием требуемого специального стажа для досрочного установления страховой пенсии. В специальный стаж по Списку № 1, составляющие в общем 4 года 11 мес. 19 дней, за исключением дней гособязанностей (военные сборы) - 13 дней в мае 1986 г. и 12 дней в июне 1986 г., т.к. включение данных периодов не предусмотрено Правилами от 11.07.2002 г. № 516. Отмену решения о назначении страховой пенсии и отказ в ее выплате считает незаконным, поскольку ответчик необоснованно отказал в зачете в специальный стаж указанных периодов исполнения гособязанностей (военных сборов). Ссылаясь на нормы пенсионного законодательства, просит признать незаконным решение ответчика от 25.04.2017 г. № 74/20 об отмене решения о назначении страховой пенсии от 29.12.2016 г. и отказе в назначении страховой пенсии, в части не включения в специальный стаж периодов гособязанности ( военные сборы); обязать ответчика включить в специальный стаж периоды гособязанности ( военные сборы) 13 календарных дней в мае 1986 г. и 12 календарных дней в июне 1986 года; назначить страховую пенсию в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 14 января 2017 года, включив специальный стаж указанные периоды.

В судебном заседании истец Булочников Ю.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Настаивал на удовлетворении иска. При вынесении решения об удовлетворении иска, также просил взыскать с ответчика в свою пользу расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в г.Ярославле по доверенности Сиротина Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав письменный отзыв на иск, согласно доводам которого, в справке, уточняющей льготный характер работы, выданной Организация 1 периоды работы истца с 01.06.1985 по 14.03.1988 г. и с 10.05.1989 г. по 09.08.1991 г. квалифицируются по Списку № 1 «Химическое производство». В данной справке имеются сведения об отвлечениях – государственные обязанности (военные сборы) 13 календарных дней в мае 1986 г., 12 календарных дней в июне 1986 г. Прохождение военных сборов (учебных и проверочных) гражданами (военнообязанными) из числа солдат, матросов, сержантов, старшин, офицеров, прапорщиков, мичманов предусмотрено, как ранее действовавшими Законом СССР от 12.10.1967 г. «О всеобщей воинской обязанности», и Законом РФ от 11.02.1993 г. «О воинской обязанности и военной службе», так и действующим ФЗ от 23.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе». При этом, до 01.03.1993 г. на указанных граждан не распространялся статус военнослужащих и военные сборы не включались в общую продолжительность военной службы (ст.61 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ). Включение данных периодов в специальный стаж не предусмотрено Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 11.07.2002 г. № 516. Специальный стаж Булочникова Ю.А. по Списку № 1 составляет 4 года 11 мес. 19 дней при требуемом в 55 лет для мужчин 5 лет. Правовые основания для назначения досрочной пенсии истцу по заявленным требованиям отсутствуют. Просят отказать в удовлетворении исковых требований Булочникова Ю.А. в полном объеме.

Выслушав явившихся истца Булочникова Ю.А., представителя ответчика по доверенности Сиротину Ю.А.; исследовав письменные материалы дела, а также принятое к обозрению отказное пенсионное дело истца, оценив все в совокупности, суд считает исковые требования Булочникова Ю.А. подлежащими удовлетворению. К данному выводу суд приходит по следующим основаниям.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст. 8 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (далее – ФЗ «О страховых пенсиях») право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в т.ч. мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

Аналогичные положения предусматривались и ст. 7, пп.1 п.1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (далее – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), нормы которого, за исключением некоторых положений, применялись до 01.01.2015 г.

В силу частей 2,3,4 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, в соответствии с пп. «б» п.1, п.3 которых при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются: Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее – Список № 1 от 26.01.1991 г.); список 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г., а также соответствующие Правила.

В силу Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П предусмотрено, что в целях реализации пенсионных прав граждан при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения пенсии до введения в действие нового правового регулирования, то есть до 01.01.2002 г.

Судом установлено и подтверждается трудовой книжкой истца, материалами отказного пенсионного дела, а также следует из оспариваемого решения ответчика от 25.04.2017 г. № 74/20, протокола заседания комиссии от 25.04.2017 г., что Булочников Ю.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, осуществлял трудовую деятельность на соответствующих должностях, в различных организациях, и ответчиком бесспорно включен ряд периодов его работы в специальный стаж по Списку № 1, т.е. в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», который, по мнению ответчика составил 04 лет 11 мес. 19 дней, при требуемом по закону для мужчины в возрасте 55 лет – 5 лет.

При этом, ответчиком в специальный стаж Булочникова Ю.А. не включены дни гособязанностей (военные сборы) 13 календарных дней в мае 1986 г., 12 календарных дней в июне 1986 г., т.к. включение данных периодов не предусмотрено Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 11.07.2002 г. № 516.

Периоды нахождения истца в указанные дни на военных сборах не оспариваются сторонами и подтверждаются справками Организация 1 от 25.01.2016 г., Военного комиссариата (Заволжского района г.Ярославль и Ярославского района Ярославской области) от 12.07.2017 г. № 3/2/114.

02

Бесплатная горячая линия круглосуточно

8 800 200 93 58

В указанный период действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, п.109 которого предусматривалось, что при назначении на льготных условиях пенсий по старости рабочим на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, в т.ч. службы в составе Вооруженных Сил СССР приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом военных сборов правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения.

В соответствии со статьей 5 Закона СССР от 12.10.1967 г. N 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», действовавшей в спорный период, прохождение военных сборов относилось к исполнению обязанностей военной службы.

В силу положений ст. 72 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности», за рабочими, служащими и колхозниками, призванными на сборы или привлеченными к командирским занятиям, сохранялась за время сборов (командирских занятий), включая и время следования в пути до воинской части и обратно, занимаемая должность (работа) и выплачивался средний заработок.

Положения главы 9 указанного Закона СССР устанавливали права, обязанности и ответственность военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, вытекающие из условий воинской службы.

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военные сборы также включает в воинскую обязанность гражданина (статья 1), а граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы (статья 37).

Таким образом, поскольку за время прохождения военных сборов за истцом сохранялась средняя заработная плата, с которой работодатель должен был производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то указанные заявленные истцом периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Периоды работы истца до и после военных сборов бесспорно включены ответчиком в специальный стаж по Списку № 1.

При данных обстоятельствах возражения и доводы ответчика о несогласии с заявленными требованиями истца являются несостоятельными, а оспариваемое решение ответчика в соответствующей части подлежит признанию незаконным.

В силу ст. 22 «О страховых пенсиях» ответчику необходимо назначить Булочникову Ю.А. досрочную страховую пенсию с 14.01.2017 г. - со дня возникновения права, поскольку к этому моменту с учетом бесспорно установленного ответчиком специального стажа и включения по решению суда вышеуказанных спорных периодов, истец, достигший возраста 55 лет, объективно имел необходимый стаж для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

Таким образом, имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований Булочникова Ю.А. Доказательств для иного вывода суду не представлено.

Кроме того, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 94, 98, 194-198 ГПК РФ, суд

    

РЕШИЛ

Исковые требования Булочникова Юрия Александровича удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ярославле от 25.04.2017 г. № 74/20 в части отмены решения о назначении страховой пенсии по старости от 29.12.2016 № 399400/16; отказа Булочникову Ю.А. в назначении досрочной страховой пенсии; не включения в специальный стаж по Списку № 1 дней гособязанностей (военные сборы) 13 календарных дней в мае 1986 г., 12 календарных дней в июне 1986 г.

Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ярославле включить Булочникову Юрию Александровичу в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по Списку № 1 периоды гособязанностей (военные сборы) 13 календарных дней в мае 1986 г., 12 календарных дней в июне 1986 г., и назначить Булочникову Юрию Александровичу досрочную страховую пенсию в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, с 14 января 2017 года.

Взыскать с ГУ – УПФ РФ в г.Ярославле в пользу Булочникова Юрия Александровича судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья (подпись) С.Б. Исаева

Копия верна.

Судья